Модель воспитательной деятельности «На благо Отечества» - формирование российской гражданской идентичности детей и молодежи

1
0
Материал опубликован 10 December 2020





Модель Воспитательной деятельности



«НА БЛАГО ОТЕЧЕСТВА» - формирование российской гражданской идентичности

детей и молодежи.





Автор: Оноприенко Екатерина Александровна

Место работы:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительное образование детей

Егорлыкского района

«Детско-юношеская спортивная школа»

Должность: тренер-преподаватель по гандболу










Воспитательная работа в

«Детско-юношеской спортивной школе»:


Содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное, этическое, физическое воспитание, культивируя в детской среде здоровый образ жизни и формируя в личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни. Воспитать – значит помогать, содействовать тому, чтобы ребенок состоялся как индивидуальность, как личность. Важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма является - здоровье. Понятие «здоровья» в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.

Содержание воспитательной деятельности ДЮСШ строится с учетом запросов и интересов воспитанников и родителей.

Структура воспитательного процесса в МБОУ ДОД ЕР «ДЮСШ» основывается с учетом возрастных особенностей воспитанников и представляет собой поэтапное прохождение нескольких ступеней развития, каждая из которых соответствует определенным целям и задачам.

Формы работы определяются исходя из данной учебной группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Но, однако, широко используются общешкольные традиционные формы воспитательной деятельности и новые современные – досуговых, которые наиболее эффективны и востребованы. Среди воспитанников наиболее популярны такие формы, как: соревнования, походы, игры, экскурсии, вечера, спортивно-массовые мероприятия, конкурсы, смотры, фестивали, встречи за «круглым столом».

Развитие массовой физической культуры и спорта среди всех социальных слоев населения имеет основную задачу в воспитании физически здорового человека, только осознанная необходимость в занятиях физической культурой и спортом и твердая воля позволят сохранить на долгие годы здоровье и творческую активность.

Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей. Одной из важнейшей ступеней в развитии человека является патриотическое воспитание ‑процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы выделяет целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, станице;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту ‑ так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Патриотическое воспитание ребенка ‑ сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Понятие патриотизма включает в себя:

чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины;

осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна.

Проблема заключается в том, что новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Особенно хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Целью воспитательной модели является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния ‑ в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
При планировании воспитательной работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах, соревнованиях.

Воспитательная модель включает в себя следующие направления:

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Культурно-историческое направление, предполагающее:

воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

изучение государственной системы РФ, гимна,

государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.



В спортивной школе ребенок имеет возможность выбора не только содержания и форм занятий по своим интересам, но и удобного для себя темпа и режима деятельности.

Еще одна важная особенность спортивного образования детей

- воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значить, и более эффективное воспитание.

Воспитательная работа предусматривает и обеспечивает совместную работу с родителями, общественными организациями, проведение содержательного досуга воспитанников, участие спортсменов в походах по родному краю, мероприятия с трудновоспитуемыми подростками, летнюю спортивно-оздоровительную работу и другие мероприятия.

Участвуя в образовательных и социальных программах района «Молодежь Егорлыка», мои воспитанники являются участниками следующих мероприятий:

«День борьбы с наркотиками», «День инвалидов», «День защиты детей», «День знаний», «День физкультурника», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День Молодежи», «День станицы», «Молодая семья», Вахта памяти 8 – 9 мая («Марафон Памяти»).

Ценностными приоритетами спортивной школы являются:

демократизация воспитательного и учебно-тренировочного процесса;

поддержка и развитие творческого потенциала воспитанников и тренеров-преподавателей;

воспитание культуры здорового образа жизни;

саморазвитие личности;

создание условий для педагогического творчества;

создание и обновление образовательных программ;

совершенствование программно-методического, учебно-тренировочного и воспитательного процесса;

развитие спортивной школы на основе информационных технологий;

В процессе реализации ценностных приоритетов спортивной школы Воспитательной программой решаются следующие задачи:

обеспечение доступности непрерывного физического воспитания детей;

сохранение и развитие физкультурно-спортивного движения;

повышение качества содержания учебно-тренировочного и воспитательного процесса, их организационных форм, методов и технологий;

совершенствование нормативно-правовой базы ДЮСШ;

мониторинг состояния и перспективы развития воспитательной деятельности ДЮСШ;

сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции содержания основных и дополнительных программ;

использование и развитие информационных технологий для повышения творческого потенциала воспитанников и тренеров-преподавателей;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;

развитие сотрудничества в области воспитания и творческого развития личности ребенка.


Не маловажным фактором в процессе воспитания обучающихся является работа с семьей.

Основные направления в организации работы с семьёй:

- составление характеристик семей воспитанников (состав родителей, сфера их занятости, социальный и образовательный уровень);

- организация психолого - педагогического просвещения родителей (активное включение в работу с семьей педагога - псохолога);

- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной деятельности и досуга родителей и воспитанников (разнообразные сценарии совместной деятельности детей и родителей в спортивно- массовых мероприятиях, походах, экскурсиях, спортивных праздников для семьи

- родительские собрания с привлечением специалистов разных сфер деятельности (взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск, тематические собрания);

- встречи родителей с администрацией школы, тренерами- преподавателями (знакомство родителей с требованиями к организации работы СДЮСШОР);

- индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия (особенно родительский актив).


Ежегодно проводится анализ воспитанности среди спортсменов:

Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы:

Благоприятное отношение воспитанников к Отечеству в 93%

Благоприятное отношение воспитанников к Земле (любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам) в 70%

Благоприятное отношение воспитанников к труду 83% (трудолюбие, стремление к творчеству)

Благоприятное отношение воспитанников к культуре 71% (интеллигентность)

Благоприятное отношение воспитанников к знаниям 81% (любознательность).

Благоприятное отношение воспитанников к другим людям 77% (гуманность, милосердие).

Благоприятное отношение воспитанников к иным людям, представителям другой национальности иной веры иной культуры 52%

Благоприятное отношение воспитанников к своему здоровью 94% (забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни).

Благоприятное отношение воспитанников к своему внутреннему миру 64% (самовоспринятия и душевное здоровье).

Таким образом, можно сделать вывод о весьма благоприятной картине воспитанности в целом, не смотря на это, необходимо поставить акцент на формирование устойчиво - позитивного отношения воспитанников к миротворчеству и неприятию насилия, пацифизма; к своему внутреннему миру; к иным людям, представителям иной национальности, иной веры, иной культуры; к другим людям.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Проведение памятных дней:

День Победы;

День защитников Отечества.

2. Участие в акциях:

«Герои живут рядом»;

«От сердца к сердцу».

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:

Всероссийский день бега – «Кросс Наций»;

Велопробег ко Дню Победы в ВОВ, встречи с ветеранами войны и воинами интернационалистами;

«Шиповка победы»;

«А ну-ка, парни!»; «Курс молодого бойца»; «К службе отечества, будь готов»;

«Веселые старты»;

«Папа, мама и я – спортивная семья!»;

«Мамин праздник» посвященный Дню матери.

4. Проведение спортивно – оздоровительных мероприятий:

спортивно-оздоровительный лагерь дневного пребывания «Старт»;

учебно-тренировочные сборы, походы;

игры на воде, «День Нептуна»;

«День здоровья»;

беседы и диспуты о бережном отношении к своему здоровью.

5. Участие в акции «Вахта памяти»:

встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;

общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;

организация помощи ветеранам;

проведение «уроков мужества».

6. Изучение родного края:

экскурсии в музеи;

поездки на соревнования с посещением музеев;

знакомство с другими городами, и их историей, где воспитанники бывают на соревнованиях;

экскурсии по родному краю «Два корабля», «Рыбалке все возрасты покорны», «Путешествия по странам мира с рюкзаком»;

благоустройство территории школы;

уход за памятником.

Проведение досугово-развлекательных мероприятий:

«Зов тундры»;

«Всероссийская олимпиада школьников»;

«Родители на старт»;

«День станицы»;

«День молодежи».

Проведение культурно-досуговых мероприятий:

«Веселые старты»;

конкурсно-игровая программа «Еще раз про любовь»;

«День Валентина»;

Новогодняя елка и рождественские каникулы, «Фестиваль Деда Мороза».

Проведение духовно-нравственных мероприятий:

«Молодежь против наркотиков»;

«Курить - себя не любить»;

«Будь сильным и помоги слабому»;

«Спортивная этика»;

«Наша группа и я в ней»;

«Рыцари», беседы «сотвори себя сам»;

«мой внутренний мир» и др.)

Праздники, посвященные юбилеям, праздники именинников, тематические вечера, конкурсы и др.:

«Помни правила движения – как таблицу умноженья»;

«День безопасности»;

«Вселенная ждет человека»;

«К материнству готовь себя с измальства»;

«День знаний» - спортивный праздник к 1 сентября;

«День рождения - лучший праздник»;

«Спартакиада -смеха»;

«спортивный праздник ко Дню защиты детей»;

«Леди и джентльмены»;

конкурс рисунков «Я - рисую спорт»,

ежегодно вечера встреч выпускников,

турниры, посвященные юбилейным датам и праздникам)

В результате осуществления мероприятий ожидается:

повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

формирование гражданской грамотности учащихся;

внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;

возрождение духовных ценностей школьников;

улучшение условий для формирования патриотических чувств.

«Человек, не знающий основ физического воспитания и не занимающийся спортом, обедняет свою жизнь». Дело еще и в том, что все возрастающая гиподинамия оказывают отрицательное влияние на здоровье людей, и в связи с этим физическая культура и спорт становятся тем естественным лекарством, без которого нельзя сегодня нормально жить и трудиться «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но, ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения».

Спортсмен, не умеющий управлять своими эмоциями, никогда не покажет высоких спортивных результатов. Поэтому во время тренировки мы не только обучаем детей технике данного вида спорта, но и всячески используем этот процесс для воспитания необходимых качеств. Мы учим ребят по-настоящему ценить каждую минуту, концентрировать свою волю и внимание, учим их преодолевать себя, познавать себя, анализируя движения, делать выводы из неудач, оказывать взаимопомощь.

И нет большей награды за наш общий труд, чем чувство гордости за человека воспитанного с большой буквы, когда мы видим как легко и уверенно под звуки Гимна России над стадионом поднимается наше знамя, и зрители с разных частей света, стоящие на трибунах, отдают дань уважения нашей Великой Родине.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации