Программа театрального коллектива «Моделирование образа» (5–11 класс)

1
0
Материал опубликован 11 May 2020 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1










ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА «Зеркало»


«МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА»

срок реализации программы: 4 года

возрастная категория учащихся: 10-17 лет











Автор: Силантьева Светлана Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования, руководитель театрального коллектива «Зеркало»

Категория: высшая







Кыштым 2017

Содержание




Приложение 2. Репертуар театрального коллектива 35

Приложение 3. График роста театрального коллектива 37

Приложение 4. Афиши спектаклей 39

Приложение 5. Программки спектаклей 49

Приложение 6. Эскизы декораций к спектаклям 77

Приложение 7. Эскизы костюмов к спектаклям 85

Приложение 8. Награды коллектива 105

Приложение 9. Участие коллектива в мероприятиях 123

Приложение 10. Награды коллектива за участие в мероприятиях 124

Приложение 11. Награды участников коллектива 130

Приложение 12. Рецензии на спектакли 176

Приложение 13. Буклеты 189





Паспорт программы

1. Полное наименование программы

Программа театрального коллектива «Моделирование образа»

2. Руководитель

Силантьева Светлана Владимировна

3. Рецензент

Заместитель директора по воспитательной работе Ведерникова Людмила Сергеевна

4. Организация-заявитель

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

5. Организация-исполнитель

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

6. Адрес организации

456870, г. Кыштым Челябинской области, улица Ветеранов,26

7. Телефон

(35151)4-01-35

8. Факс

E-mail: school106@mail.ru

9. ФИО автора или авторского коллектива

Силантьева Светлана Владимировна

10. Территория, на которой реализуется программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

11.Характеристика детей:

количественная

качественная


30 человек

10–17 лет

12. Цель программы

Развитие эмоционально-ценностной культуры учащихся посредством театра

13. Направленность

Художественно-эстетическая

14. Срок реализации

4 года

15. Вид программы

Модифицированная

16. Уровень реализации

Среднее общее образование

17.Уровень освоения

Общекультурный

18. Способ освоения содержания программы

Творческий

19. Наличие рецензии

Заместитель директора по воспитательной работе Ведерникова Людмила Сергеевна




Пояснительная записка

Данная программа является основой развивающей деятельности педагога дополнительного образования с учащимися 4х – 11х классов. Разработана в соответствии с образовательной программой «Космос театра», автор: Т.Г.Пеня, рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, изданной в 1995 году в издательстве «Просвещение», Москва.

Программа «Моделирование образа» предназначена для проведения занятий театрального коллектива для учащихся 4х – 11х классов. Ее содержание предполагает самое тесное взаимодействие с уроками литературы, музыки, хореографии, изо, истории.

Занятия в театральном коллективе предполагают более углубленное изучение предмета, развитие и воспитание ребенка.

Программа направлена на воспитание человека, который по своим духовным качествам соответствовал бы требованиям гармонии, а она складывается из целого комплекса свойств. Кроме полноты осуществления себя, своего призвания, реализации своих способностей, этот комплекс обязательно предполагает и гражданскую, идеологическую зрелость, и высокую нравственность, и общую культуру, и чувство прекрасного, гуманность, ответственность, самостоятельность. От того, как прожил человек юношеские годы, во многом зависит вся его деятельность жизни. Здесь определяется призвание, наклонность, круг жизненных интересов, представление о жизни, отношение к ней – все то, что составляет основу главного мировоззренческого выбора. В эти годы, когда душа человека открыта и доверчива, необходима особая тонкость, потому что эта душа еще и ранима, и одинаково открыта и для хороших, и для дурных влияний. Все имеет значение в жизни ребенка – с кем он встречается, кто производит на него наиболее сильное впечатление. Это может быть реальный человек, а может быть и театральный персонаж. Не случаен в этом плане и репертуар театрального коллектива, материал которого выбран с учетом его воспитательной значимости. Он ориентирован на формирование ребенка как личности, на развитие его умения видеть и понимать прекрасное, задумываться над серьезными проблемами и решать их. В первую очередь это спектакли по произведениям школьной программы русских и зарубежных классиков. Приобщить молодежь к классике, продемонстрировать возможность свежего, неизбитого, личностного взгляда на знакомое произведение, показать непрерывность человеческой мысли, встающих перед человечеством проблем – такова сверхзадача в работе театрального коллектива (как для исполнителя, так и для зрителя).

Наше время – это время развития науки и техники. Никто не подвергает сомнению их роль в человеческом прогрессе, но вряд ли можно представить, что в нашей жизни остается только техника – не будут звучать стихи и песни, не будет театра и кино, литературы и живописи. И наши зрительные залы заполняются людьми разных профессий. Приходят они по собственной воле, потому что искусство было и остается органической и неистребимой потребностью человека.

Программа предполагает: это свойство, именно в школе, своевременно развивать, вводить ребенка в мир прекрасного, чтобы с помощью искусства, которое обращается к уму человека через его сердце и душу, воздействовать на формирование его внутреннего мира. Потому что искусство облагораживает человека, расширяет его кругозор, воспитывает культуру его чувств, делает его интеллектуально, духовно богаче.

Театральная деятельность является наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемым самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием»1.

С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Театр – школа, но школа особенная, как объясняют ребенку математические законы и правила правописания, так и «обучение» в этой школе ведется по своим законам, которые определяются спецификой сценического искусства. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств: живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожить вместе с ним.

Специфика театрального искусства как искусства человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной изменить мир.

Таким образом, цель программы – развитие эмоционально-ценностной культуры учащихся посредством театра.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

обучающая: развитие познавательного интереса к виду искусства – театр (изучение мира искусства и истории народов, его обычаев и нравов от прошлого до современности); включение в познавательную деятельность через формирование мировоззренческой позиции, а именно включение во все этапы создания спектакля;

развивающая: развитие деловых качеств личности ребенка, таких как самостоятельность, ответственность, активность через моделирование театрального образа на основе интеграции искусств;

воспитательная: способствовать формированию у воспитанников культуры общения и поведения в социуме, социальной активности, гражданской позиции через разнообразные характеристики образов природы и предметного мира.

Основным стержнем программы является моделирование театрального образа через многообразные грани его живого воплощения:

движение;

звучание;

темпо-ритм;

чувства;

ощущения;

действия и др.

Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определенных способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамической, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разной качественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом характерно разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Наконец, своевременность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяет ребенку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Набор в театральный коллектив свободный. Коллектив разновозрастной (13 – 17 лет). В коллектив идут те, у кого есть желание попробовать свои силы в этом виде искусства.

Программа рассчитана на 4 года обучения, состав коллектива постоянный, меняется лишь с выпуском учащихся из школы, пополняется новыми учениками.

Программа оперирует следующими принципами:

органическая связь с другими предметами;

системность;

доступность;

связь теории с практикой

историзм.

В основу предполагаемой программы положен принцип историзма, сочетающийся с постоянным обращением к практике современного театра, что обусловлено художественно-воспитательными задачами и самой спецификой театрального искусства. В программу включен исторический материал, позволяющий отчетливо выявлять связь театрального искусства с определенной эпохой и общественными движениями, подчеркнуть те тенденции и направления в сценическом искусстве прошлого, которые имели особы значения в поступательном движении реалистического театра, получили развитие в современном театральном искусстве.

Программа «Моделирование образа» методически ориентирована на сочетание историко-теоретических знаний с системой учебно-творческих заданий. Одни из них в наибольшей степени помогают ученикам наглядно и конкретно представить те или иные исторические факты и явления: изучение произведений изобразительного искусства (истории интерьера и костюма), произведений изобразительного искусства разных стилей, эпох и жанров, просмотр видеоматериалов, посещение профессиональных театров. Другие практически направлены на освоение манеры поведения, свойственной различным историческим эпохам за счет учебно-творческих знаний, выявляя при этом основные направления развития ребенка средствами театрального искусства:

освоение индивидуального пространства через элементы внутренней и внешней техники актера;

творческая деятельность в процессе создания образа отдельного героя или спектакля в целом;

освоение творческой деятельности;

общеэстетическое развитие.

Проявить свою активность и изобретательность детям позволяют следующие формы работы:

тренинг навыков и умений, связанным с воображением и фантазией эмоциональной памятью и др. психическими процессами, лежащими в основе любой творческой деятельности;

совершенствование речевого аппарата, включая навык четкого произношения звуков, постановку дыхания, развитие динамического диапазона голоса;

развитие и совершенствование навыка работы над художественным текстом;

совершенствование двигательного аппарата ребенка через развитие всей мышечной системы и навыков координации в пространстве.

В качестве результата мы рассматриваем совершенствование творческих знаний и практических навыков, полученных во время учебы. В процессе творческой деятельности ребенок овладевает навыками актерского мастерства, получает представление об образе спектакля и его компонентах; работая над различными спектаклями, в которых отражаются различные эпохи человеческого бытия, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры, которые предстают перед ним в качестве живой ткани вечно изменяющегося мировоззрения.

Для развития коллектива единомышленников предполагается:

посещение спектаклей профессионального и самодеятельного театров, концертов, конкурсных программ;

проведение театральных капустников, посвященных календарным праздникам и дням рождения;

участие в походах.

Предлагаемая модель художественно-творческого развития личности средствами театрального искусства имеет универсальный характер, и ее элементы могут быть использованы в самых различных формах учебно-воспитательного процесса в школе.

Как конечный итог сформированности знаний, умений и навыков ребенка в театральном коллективе является создание спектакля. Ребенок, включенный в театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одной от всех; формируется умение правильно оценивать критические замечания, установка на преодоление в себе апатии в случае неудачи, формируется отношение к спектаклю как к произведению искусства, способному изменить мир (умение понимать, что необходимо зрителю сегодня, сейчас, и стремление ответить на волнующие его вопросы). Все эти качества самым тесным образом связаны с воспитанием у ребенка чувства гражданской ответственности за все, что происходит в мире, и в частности за судьбу своего народа, частицей которого он является сам.

Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме. Общее количество часов в год – 288, количество часов в неделю – 8 с периодичностью 3 раза в неделю.

Итог работы:

участие коллектива в проведении школьных мероприятий;

школьный театральный сезон;

участие в городских конкурсах разных уровней, согласно плану школы;

участие в конкурсах театральных коллективов городского, зонального, областного, федерального уровней.



Учебно-тематический план

I-й год обучения(4-5 классы) (288 часов в год, 8 часов в неделю)

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе:

теор.

практ.

1

Основы театральной культуры

30



1.1

Специфика театрального искусства

2

1

1

1.2

Театр – искусство коллективное. Театр - искусство синтетическое

5

2

3

1.3

Актёр – главное действующее лицо в театре

5

1

4

1.4

Драматургия как особый вид литературного творчества

2

1

1

1.5

Виды театра

6

1

5

1.6

Истоки театрального искусства

5

2

3

1.7

Культура поведения в театре

4

1

3

1.8

Устав театрального коллектива, строгое соблюдение его положений, бережное отношение к устоявшимся традициям

1

1


2

Ритмопластика

58



2.1

Развитие двигательной культуры

25

1

24

2.2

Освоение окружающего пространства через формирование элементарных двигательно-музыкальных навыков и умений

33

3

30

3

Культура и техника речи

110



3.1

Артикуляция

25

5

20

3.2

Постановка дыхания

18

2

16

3.3

Дикция

25

5

20

3.4

Распределение звука и слова в сценическом пространстве

17

2

15

3.5

Совершенствование техники сценической речи через художественное слово

20

5

15

3.6

Навык логического анализа текста в работе над драматургическим материалом

15

5

10

4

Работа над собой

90



4.1

Навык творческой мобилизации. Внимание

14

1

13

4.2

Развитие фантазии на основе трансформации образов предметного мира

16

1

15

4.3

Созерцание, наблюдение, узнавание

15

1

14

4.4

Изображение-видение

25

1

24

4.5

Сценическое общение как взаимодействие с партнером в процессе борьбы

20

1

19




II-й год обучения(6-7 классы) (288 часов в год, 8 часов в неделю)

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе:

теор.

практ.

1

Основы театральной культуры

25



1.1

Этика творчества. Навык коллективной работы и творческой дисциплины

6

1

5

1.2

Развитие фантазии через освоение стилевого разнообразия мира

4

1

3

1.3

Характер-маска в романтических и философских сказках

7

1

6

1.4

Режиссер как главный толкователь пьесы

1

1


1.5

Представление о поэтапной работе над спектаклем

1

1


1.6

Анализ профессиональных и собственных работ в разных видах искусства

6

2

3

2

Ритмопластика

62



2.1

Освоение пространственного языка театра

32

2

30

2.2

Центр тяжести

12

2

10

2.3

Развитие фантазии с помощью переноса в нереальные миры (этюды «Марсианский мир», «Видения», «Вечность», «Сны» и т.д.)

18

1

17

3

Культура и техника речи

101



3.1

Подготовка речевого аппарата к звучанию

20

2

18

3.2

Сквозное действие на основе литературного текста романтического и философского характера

23

3

20

3.3

Мелодия стиха, его ритм

15

3

12

3.4

Паузы стихотворной строки и их творческое оправдание

12

2

10

3.5

Процесс работы над ролью

31

1

30

4

Работа над собой

100



4.1

Фиксирование сверхзадачи роли

10

1

9

4.2

Понятие «маска»

10

1

9

4.3

Пространственные обстоятельства жизни героя

15

2

13

4.4

Навык самостоятельной работы над ролью

40

2

38

4.5

Работа над ролью в два состава (вариативность исполнения)

25

2

23









III-й год обучения(8-9 классы) (288 часов в год, 8 часов в неделю)

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе:

теор.

практ.

1

Основы театральной культуры

28



1.1

Роль художника в создании образа спектакля

1

1


1.2

Комедия социально-бытового жанра

2

1

1

1.3

Знакомство с языком мизансцены

10

1

9

1.4

Манера поведения, свойственная различным историческим эпохам (западноевропейское общество XVII-XVIII вв.)

6

2

4

1.5

История интерьера и костюма

2

1

1

1.6

Некоторые правила поведения второй половины XIX- начала XX вв.

4

1

3

1.7

Грим

2

1

1

2

Ритмопластика

95



2.1

Развитие двигательной культуры

10

1

9

2.2

Освоение техники сценического фехтования

15

5

10

2.3

Освоение техники сценических падений

10

2

8

2.4

Стиль и манеры поведения западноевропейского общества XVII столетия

20

2

18

2.5

Стиль и манеры поведения западноевропейского общества XVIII столетия

20

2

18

2.6

Стиль и манеры поведения западноевропейского общества XIX столетия

20

2

18

3

Культура и техника речи

130



3.1

Подготовка речевого аппарата к звучанию

35

4

31

3.2

Освоение стилевых особенностей художественного текста

43

5

38

3.3

Освоение мизансцен, исследование пространственных условий общения

52

2

50

4

Работа над собой

35



4.1

«Зерно» образа

2

1

1

4.2

Моделирование образа через вес

7

1

6

4.3

Моделирование образа через подражание

10

1

9

4.4

Моделирование образа на основе темпо-ритма

8

1

7

4.5

Биография образа

3

1

2

4.6

Овладение характером через поиск грима, костюма образа, его реквизита

5

1

4













IV-й год обучения(10-11 классы) (288 часов в год, 8 часов в неделю)

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе:

теор.

практ.

1

Основы театральной культуры

8



1.1

Познание национальной специфики мира через изучение истории мировой культуры и основ этнографии. Взаимовлияние и взаимообогащение национальных художественных культур

2

1

1

1.2

Изучение истории русского театра. Его традиции

6

2

4

2

Ритмопластика

46



2.1

Самостоятельная коллективная работа над композицией «Театр мира»

46

6

40

3

Культура и техника речи

62



3.1

Подготовка речевого аппарата к звучанию

10

1

9

3.2

Навык работы над рассказом от первого лица

15

1

14

3.3

Овладение характером, логикой, мышлением, темпераментом героя

17

1

16

3.4

Умение говорить и мыслить от имени человека другой эпохи, других убеждений, другого образа жизни как от своего собственного лица

20

1

19

4

Работа над собой

72



4.1

Искусство переживания как путь перевоплощения актера в образ:

● навык интенсивной внутренней жизни на сцене, сценическая пауза;

● углубленный психологический анализ материала (конфликт внутренний и внешний, подтекст);

● сочинение ремарок,  передающих форму общения героев;

● навык импровизации;

● жизненность и правдивость образов;

● навык игры в сценическом ансамбле.



12


12


10


14

12

12



1


1


1


1

1

1



11


11


11


13

11

11




Содержание программы


Программа состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение 4-х лет с учащимися 4х – 11х классов.

1. «Основы театральной культуры» (основные направления развития школьников) – глубокое изучение учащихся «театра, как вида искусства»; дать понятие, что дает театральное искусство в формировании личности, а так же основы духовных ценностей через анализ взаимодействия личности с другими людьми в пьесах (разбор пьесы по действиям).

2. «Ритмопластика» (элементы внутренней и внешней техники актера) – включает в себя ритмические, музыкальные, пластические тренинги и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений. Разбор пьесы по внутренним конфликтам.

3. «Культура и техника речи» (рассказ, повесть, басня, стих, проза) – формирование мировоззрения ученика через художественное слово. Курс направлен на развитие дыхания и развитие речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены тренинги со словами, развивающие связанную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

4. «Работа над собой» является вспомогательным разделом обучения для закрепления курса обучения и самостоятельная работа над своим образом (этюды, миниатюры, тренинги, индивидуальные занятия по образу).


Программные задачи I года обучения:

● развивать интерес к сценическому искусству;

● развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

● снимать зажатость и скованность;

● активизировать познавательный интерес;

● развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

● воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;

● развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;

● развивать чувство ритма и координацию движения;

● развивать речевое дыхание и артикуляцию;

● развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

● пополнять словарный запас;

● учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

● научиться пользоваться словами выражающие основные чувства: знакомить детей с театральной терминологией;

● знакомить детей с видами театрального искусства;

● знакомить с устройством зрительного зала и сцены;

● воспитывать культуру поведения в театре.


К концу первого года занятий ребёнок:

знает:

● что такое театр;

● чем отличается театр от других видов искусств;

● с чего зародился театр;

● какие виды театров существуют;

● кто создаёт театральные полотна (спектакли);

имеет понятия:

● об образном мышлении;

● о концентрации внимания;

● об ощущении себя в сценическом пространстве;

приобретает навыки:

● общения с партнером (одноклассниками);

● элементарного актёрского мастерства;

● образного восприятия окружающего мира;

● адекватного и образного реагирования на внешние раздражители;

● коллективного творчества.

Так же воспитанник избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.


Программные задачи II года обучения:

● развивать чуткость к сценическому искусству;

● воспитывать в ребенке готовность к творчеству;

● развивать умение владеть своим телом;

● развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

● оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

● развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

● развивать воображение и веру в сценический вымысел;

● учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;

● развивать умение выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях одни и те же действия по-разному;

● развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;

● дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;

● привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;


В конце второго года занятий ребенок

знает:

● что такое выразительные средства;

● фрагмент как составная часть сюжета.

● действенную формулу: исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

умеет:

● применять выразительные средства для выражения характера сцены;

● фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать;

● определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет;

● понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса;

имеет понятие:

● о рождении сюжета произведения;

● о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния;

● о сверхзадаче и морали в произведении;

имеет навыки:

● свободного общения с аудиторией, одноклассниками;

● выражать свою мысль в широком кругу оппонентов;

● анализировать последовательность поступков;

● выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.


Программные задачи III года обучения:

● развивать умение владеть своим телом и одновременно выдерживать речевую особенность;

● развивать умение оценивать свои действия на сцене и не бояться импровизировать;

● развивать умение воплощать фантазии в реальные действия;

●  развивать умение находить сквозное действие в пьесе и провести параллель со своей ролью;

● общественно-воспитательная роль театра в различные исторические эпохи;

● освоение духовных ценностей через анализ взаимодействия личности с другими людьми в пьесах остросоциального жанра;

● представление о комическом как об эстетической категории;

● освоение духовных ценностей через формирование представления о существующих моделях общества на основе анализа развития характеров и формы их поведения в комедиях социально-бытового жанра (комедии положений, нравов).


В конце третьего года занятий ребенок

знает:

● что такое владение телом в целом;

● модель общества;

● что такое партнер и импровизация;

умеет:

● найти решение из любой ситуации;

● анализировать модель любого общества;

имеет понятие:

● что такое экспозиция;

● что такое исходное предлагаемое обстоятельство;

● что такое комедия.

имеет навыки:

● навык правильно выстроить свою речь, диалог;

● навык критиковать себя;

● навык разбора действенного анализа пьесы.


Программные задачи IV года обучения:

● самостоятельный тренинг: по актерскому мастерству, по сценической речи, по сценическому движению;

● тестирование по всему курсу обучения;

● применение навыков в отчетном спектакле;

● разработка собственной роли;

● изучение дополнительных материалов по спектаклю;

● курс фехтования;


В конце четвертого года занятий ребенок

знает:

● основы фехтования;

● характеристику героя;

● эпоху пьесы, в которой происходят действие;

имеет понятие:

● о мизансцене;

● о сценографии;

● о режиссуре;

имеет навыки:

● управления собой;

● ведущего;

● разбора пьесы.




Направления программы


Программа состоит из следующих направлений:

I. Работа режиссера с детьми.

II. Работа с людьми, занятыми в реализации программы.

III. Работа с родителями детского коллектива.


I. Работа режиссера с детьми

1. Введение

● Обоснование выбора пьесы. Её актуальность, совершенность, художественные достоинства. Мотивировка выбора с учетом постановочных возможностей творческого коллектива.

2. Теоретическая часть

Литературный анализ пьесы:

● Изучение автора, художественного мира, стиля, уникальности творчества (личность, гражданин, художник).

● Изучение эпохи написания пьесы и времени действия в ней (манеры, быт, костюм, прически, аксессуары, музыка, живопись).

● История написания пьесы и ее постановки.

● Первые эмоциональные впечатления от прочитанной пьесы.

● Содержание пьесы:

– сюжет, название пьесы, язык ее героев;

– тема;

– проблема;

– идея.

3. Практическая часть

Режиссерские исследования на материал пьесы.

Действенный анализ пьесы:

А) Исходное предлагаемое обстоятельство, повлекшее за собой все события пьесы.

Б) Ведущее предлагаемое обстоятельство.

В) Событийный ряд (основное событие пьесы):

– исходное событие;

– начальное событие;

– узловое событие;

– центральное событие;

– финальное событие;

Г) Сквозное действие.

Д) Конфликт.


t1589217703aa.jpg












Условные обозначения:

t1589217703ab.gif

Событие пьесы

t1589217703ac.gif

Предлагаемое
обстоятельство


t1589217703ab.gif

Переход из события в событие

t1589217703ac.gif

Завершение борьбы по сквозному действию, исчерпывание данных предлагаемых
обстоятельств

t1589217703ab.gif

Линия сквозного
действия

t1589217703ac.gif

Начало борьбы,
зарождение конфликта



Режиссерское решение спектакля:

А) режиссерская сверхзадача;

Б) жанр спектакля;

В) образное и стилевое решение спектакля;

Г) музыкальное решение спектакля;

Д) работа с актерами;

Е) распределение ролей;

Ж) сценические задачи персонажей по событиям.


II. Работа с людьми, занятыми в реализации программы


Ответственный

Содержание мероприятия

Сроки

1

Директор МОУ СОШ №1

материально техническое обеспечение

в течение года

2

Зам. директора
по воспитательной работе

● организация просмотра спектакля

● решение организационных вопросов

в течение года

3

Художник-оформитель

● сценография

● разработка эскизов костюмов

● создание реквизита

в течение года

4

Учитель
технологии

пошив костюмов

в течение года

5

Хореограф

хореографическое оформление спектакля

в течение года

6

Учитель музыки

музыкальное оформление спектакля

в течение года

7

Плотник

изготовление декораций

в течение года

8

Светооформитель

световое оформление спектакля

в течение года

9

Звукооператор

музыкальное сопровождение

в течение года



III. Работа с родителями детского коллектива


В плане воспитательной работы обязательным разделом является работа педагога с родителями.

Как можно привить ребенку то, чего не знает его родитель? Ведь примером для ребенка, прежде всего, становится родитель, который должен знать и понимать, что полезно, познавательно и способствует развитию его знаний, умений и навыков.

Театр – это отражение жизни, а режиссер в этой жизни толкователь, педагог и зеркало. Только совместными силами можно достичь результатов.

Таким образом, главной целью данного направления является организационное взаимодействие педагога с родителями для более продуктивного творческого процесса.

Главными задачами в работе с родителями являются:

● знакомство с семьей, материальными условиями жизни, психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье;

● организация психологопедагогического просвещения родителей через систему показов спектаклей, как результат достигнутой работы ребенка;

● тематические индивидуальные консультации с родителями;

● совместное проведение досуга.


План работы с родителями:

Проводимое мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

1

Выбор родительского комитета

Сентябрь

Руководитель
коллектива

2

Психологическая игра
«Папа Мама Я»

Октябрь

Руководитель
коллектива
и психолог

3

Участие в походах, посещение театров, музеев

В течение года

Инициативная группа

4

Анкетирование с родителями

Апрель

Руководитель
коллектива

5

Консультации по проф. ориентации

В течение года

Руководитель
коллектива

6

Помощь родителей в организации костюмов и декораций

В течение года

Инициативная группа

7

Просмотр итогового спектакля

● декабрь

● февраль – март

Родители

Методическое обеспечение программы

Наименование раздела

Форма организации УВП

Форма организации деятельности
учащихся

Методы

Дидактический комплекс

Форма
подведения
итогов
по разделу

1

Основа
театральной культуры

● учебное занятие;

● круглый стол;

● интегрированное занятие;

● театральные
капустники;

● посещение
театра, выставок, музея;

● тематические
мероприятия.

● индивидуальная;

● фронтальная;

● групповая;

● межгрупповая;

● репродуктивные:

- словесные:

рассказ, беседа, объяснение;

- наглядные:

иллюстрация,
демонстрация;

- практические:

дидактические
игры;

● продуктивные: игровые,
коллективного творческого
воспитания
И.П. Иванова;

1. Наглядность: реквизит, эскизы декораций и костюмов, афиши, театральные маски, репродукции разных исторических эпох. Видеоматериал по различным историческим эпохам, по МХК, по II-VII Молодежным Дельфийским играм России, спектакли, репетиции, грим, интервью с участниками театрального коллектива. Аудиоматериал с музыкальными произведениями русских (П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, С. Прокофьев, М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков и пр.) и зарубежных (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Шопен и пр.) композиторов, современная и классическая этническая, народная музыка (П. Мориа, Ф. Лей, «Мельница», «Калинов мост» и пр.).

2. Дидактические пособия: карточки с играми на развитие внимания и фантазии, наблюдательности, образного мышления; разработки игр, загадки, тесты. Раздаточный материал: алгоритм разбора литературного произведения, включающий в себя литературный анализ пьесы, действенный анализ пьесы, распределение ролей.

3. Учебный материал: этикет XVII-XVIII вв., второй половины XIX - начала XX вв. Виды театра, история кинематографа, история театрального искусства с Древней Греции до современности.

4. Методические рекомендации по проведению игр.

● тестирование;

● собеседование;

● викторина;

● творческая
работа;

2

Ритмопластика

● учебное занятие;

● репетиция
(сводная
репетиция);

● индивидуальная;

● групповая;


● репродуктивные:

- словесные:

рассказ,
объяснение;

- наглядные:

иллюстрация,
демонстрация;

- практические:

упражнения,
дидактические
игры;

● продуктивные: эвристические,
игровые;

1. Наглядность: таблица с мимическими изображениями, театральная маска. Аудиоматериал: М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» и др.

2. Видеоматериал: прогулки по разным странам и эпохам, остросюжетные, философские, романтические спектакли и фильмы с характерной пластикой («Пираты Карибского Моря (персонаж Джек-Воробей и пр.)», «Ромео и Джульетта» и др.)

● творческая
работа;

● показательные выступления;

● участие
в конкурсах;

3

Культура
и техника речи

● учебное занятие;

● репетиция
(сводная
репетиция);

● посещение
профессиональных и самодеятельных театров

● индивидуальная;

● групповая;

● в парах;


● репродуктивные:

- словесные:

объяснение;

- наглядные:

иллюстрация,
демонстрация;

- практические:

практическая
работа;

● продуктивные: частично-поисковый
(эвристический);

1. Наглядность: схема по развитию речи. Видеоматериал: сцены из спектаклей.

2. Дидактические пособия: карточки по развитию речи, детский фольклор.

3. Материал по устному народному творчеству: обряды, народные праздники.

● творческая
работа;

● показательные выступления;

● участие
в конкурсах;

4

Работа
над собой

● интегрированное занятие;

● репетиция
(сводная
репетиция);

● коллективный способ обучения;

● кооперативное обучение;

●  «консультант»;

● продуктивные: исследовательские (креативные)

1. Декорация, реквизит, костюмы к спектаклю, музыкальное оформление спектакля, светооформление к спектаклю, программки, афиши.

2. Видеоматериалы со спектаклями.

● творческая
работа;

● показательные выступления;

● участие
в конкурсах;




Материально-техническое обеспечение

● Кабинеты театра, хореографии, музыки, актовый зал, две костюмерные.

● Реквизит, костюмы, декорации к каждому спектаклю.

● Световое оформление:

– прожектор 30 Вт Киро 1;

– прожектор 300 Вт 6;

– световой эффект ACME 1;

– эффект лунного цветка 2;

– зеркальный шар с мотором 1;

● Музыкальное оформление:

– минидисковая дека SONY 1;

– радиосистема AKG 1;

– микрофоны;

– подставки под микрофон;

– акустическая система активная 2;

– микшерский пульт SONY 1.



Библиографические источники

1. Борисова Н. Путешествие в театральном пространстве. — М., 2003

2. Волконский С., Человек на сцене. — С.-Петербург, 1912.

3. Волконский С., Выразительное слово. — С.-Петербург, 1913.

4. Волконский С., Быт и бытие: Из прошлого, настоящего, вечного. - М, 1924.

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М., 2001

6. Гачев Г., Национальные образы мира. —М., 1980.

7. Гиппиус С., Гимнастика чувств. — М, 1967.

8. Градова К., Театральный костюм. — М., 1987.

9. Дрознин А.Б., Дано мне тело… Что мне делать с ним?. —., М., 2009 г.

10. Искусство режиссуры. XX век. — М., 2008 г.

11. Захава Б., Мастерство актера и режиссера. — М., 1969.

12. Кибанова Л., Гербенова О., Ламарова М., Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага, 1966.

13. Козюренко Ю., Основы звукорежиссуры в театре. — М., 1975.

14. Кренке Ю., Практический курс воспитания актера. — М., 1938.

15. Лосев А., Философия. Мифология. Культура, — М., 1991.

16. Макаров С.М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений., — М., 2008.

17. Михайлова А., Образ спектакля. — М., 1978.

18. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. — Вып.1. — Младенчество. Детство. — М., 1991.

19. Народный театр: Библиотека русского фольклора. — М., 1991.

20. Некрылова А., Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII — начало XX века. — Л., 1984.

21. Немеровский А., Пластическая выразительность актера. — М., 1988.

22. Основы сценического движения. — М., 1976.

23. Основы театральной культуры в школе. — М., 1988.

24. Петрова А., Сценическая речь. — М., 1981.

25. Рапопорт И., Работа актера. — М., 1935. 36

26. Станиславский К., Работа актера над образом и над собой - Полн.собр.соч.: В 8 т. — М., 1954. - Т. 2.

27. Сценическая речь. - М., 1976.

28. Уроки театра на уроке в школе / Сост. А.П. Ершова. — М., 1990.

29. Фильштинский В. Открытая педагогика. — М., 2006.

30. Чехов М. А., О технике актера, — М., 2008.

31. Шангина Е., Выявление и развитие актерских и режиссерских способностей. — М., 1993.

32. Школьников С. Грим. — Минск, 1969.

33. Эфрос А. Репетиция — любовь моя. — М., 1975.

34. Эфрос А. Продолжение театрального рассказа. — М., 1985.



Список литературы для детей


1. X. К. Андерсен. «Снежная королева».

2. Ж. Ануй. «Антигона», «Жаворонок».

3. А. Арбузов. «Город на заре», «Жестокие игры». .

4. П. Бомарше. «Женитьба Фигаро».

5. В. Быков. «Альпийская баллада».

6. А. Володин. «Ящерица», «Две стрелы».

7. К. Гольдони. «Слуга двух господ», «Трактирщица».

8. М. Горький. «На дне».

9. К. Гоцци. «Король-олень».

10. А. Грибоедов. «Горе от ума».

11. Ф. Кони. «Девушка-гусар».

12. И. Крылов. «Модная лавка», «Урок дочкам».

13. Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».

14. Э. Лабиш. «Соломенная шляпка», «Майор Кравашон».

15. Д. Ленский. «Лев Гурьгч Синичкин, или Провинциальная дебютантка».

16. М. Метерлинк. «Синяя птица».

17. Ж. Мольер. «Забавный случай», «Смешные жеманницы», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной».

18. А. Островский. «Гроза», «Таланты и поклонники», «Доходное место», «Бесприданница».

19. А. Пушкин. «Борис Годунов», «Маленькие трагедии».

20. Ж. Расин. «Федра».

21. Э. Ростан. «Сирано де Бержерак».

22. М. Рощин. «Эшелон».

23. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

24. В. Соллогуб. «Беда от нежного сердца».

25. М. Твен. «Принц и нищий» (исценировка), «Приключения Тома Сойера» (инсценировка).

26. Д. Фонвизин. «Недоросль».

274. А. Чехов. «Чайка», «Вишневый сад».

28. Е. Шварц. «Обыкновенное чудо».

29. Е. Шварц. «Дракон».

30. В. Шекспир. «Много шума из ничего», «Комедия ошибок», «Двенадцатая ночь».

31. В. Шекспир. «Ромео и Джульетта», «Гамлет».

32. Р.Б. Шеридан. «Школа злословия».

33. Ф. Шиллер. «Коварство и любовь».

34. Инсценировки романов Р. Стивенсона, Ж. Верна, М. Рида и т. д.




1 Выготский Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М., 2001

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.