Модульно-редуктивные приемы обучения
Модудьно-редуктивные приемы обучения.
Сегодня мы часто слышим, что современная школа должна не только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человека творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Выпускника, который сможет легко организовать самостоятельную деятельность, принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Эта идея не нова. Еще в середине XIX века немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег высказал замечательную мысль: «Мы страдаем переоценкой знаний. Они никогда не должны занимать первое и господствующее место. Для многих людей было бы лучше, если бы они меньше знали, но зато больше делали. Ведь от чрезмерного обилия знаний обычно глупеют. Нам не хватает сильных, энергичных людей. Не будем забивать головы учеников грудой учебного материала и тем самым способствовать формированию односторонних людей! Больше простора для свободно развивающейся силы!»
Эта мысль не была услышана. Долгие годы в школе учебный процесс был сведен к тому, что от учителя к ученику передавались знания, умения и навыки. Но современная жизнь доказала, что этого недостаточно. Образование должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняться, реагируя на новые социальные явления. Именно инновационные методы в обучении направлены на подготовку личности к будущей жизни.
Понимание любой информации является чем-то личностным, плодом интеллектуальных усилий индивида. Отсюда часто бывает так, что человек заявляет, что понял все, но это оказывается не соответствующим действительности: или не понял, или понял не так. Поэтому нельзя спрашивать у ученика, понял он объяснение или нет.
Когда учитель объясняет материал ученику, то в этот момент ученик «объясняет себе». Если это объяснение состоялось – ученик понял учителя. Учитель никогда не сможет понять (объяснить себе), почему ученик его не понимает, то есть не может повторить объяснение учителя.
Происходит это потому, что ученик не может (или по каким-то причинам не хочет) воспроизвести ту систему связей, которую изложил учитель.
Когда ученик «перевёл» учебный материал с языка учителя на свой язык, смог своими словами изложить суть полученной информации, применить полученные знания на практике, тогда мы можем считать достигнутой цель обучения.
Давайте задумаемся над изначальным значением слова «учащийся». Возвратная частица «-ся» заставляет нас трактовать слово «учащийся», как «учащий сам себя». Поэтому «деятельностный подход в обучении» стал одним из главных в условиях введения ФГОС. В данной ситуации главная задача учителя уметь не «учить» детей, а управлять процессом обучения
Одной из важнейших управленческих задач учителя является задача создания педагогических, проблемных ситуаций и управление ими. Учитель и ученик стараются приостановить, затормозить огромный поток информации для обобщения, анализа. Как учителю создать аналогичную ситуацию редукции для ученика (причём многократно повторяемую)?
«Не торопись», «остановись», «задумайся», «разберись», – все эти слова связаны с необходимостью организации «торможения» принятия учеником информационных потоков.
Используя алгоритмический подход, присущий ряду образовательных технологий (модульной, модульно-блочной др.), мы наполняем сам урок совершенно другим содержанием. В первую очередь мы провоцируем учащихся на критическое отношение к предлагаемой им порции информации. Учебный материал является средством совершения учениками ряда мыслительных операций. Ученик словно поднимается над учебным материалом, «примеряет» его под себя. Он не только последовательно выполняет учебные задачи, но и сам их создает: формулирует вопросы, составляет тесты и т.п. Ученик постоянно нацелен на творчество.
В повседневной деятельности педагога-практика в процессе обучения все чаще выступает задача поиска и использования редуктивных механизмов мыслительных операций по их эффективному взаимодействию на всех этапах обучения: репродуктивного, продуктивного, креативного.
В словарях понятие «редуктивное» трактуется как «сводящее обратно». Редукцией называют методологический прием в логике, математике и других дедуктивных науках, заключающийся в упрощении, сведении сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения.
«В ходе редуктивного образования личное знание формируется при прямом творческом участии (а не под силовым воздействием, как при репродуктивном обучении) чужого личного опыта тех, к кому сам учащийся обращается за содействием».
В основу модульно – редуктивной технологии обучения заложен ряд приемов педагогических техник, направленных на высокую познавательную активность учеников
Техника активно-продуктивного чтения.
Техника сжатия информации.
Техника обратной связи.
Технология рейтинга.
Технология целеполагания.
Проектная технология.
Техника интерактивного обучения.
Рассмотрим некоторые приемы модульно – редуктивного обучения истории, которые можно применить в среднем звене.
Кубик Блума. (Техника активно-продуктивного чтения) На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» «Кто», «Когда», «Где», «Что». Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика. Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал домашнего задания, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него. (Работа с текстом «Образование Древнерусского государства»)
Ключевые слова. (Техника сжатия информации) Можно предложить ученикам подобрать в тексте «ключевые слова» и обосновать свой выбор. Особенно полезно, когда к таким словам учащиеся будут обращаться неоднократно. (Работа с текстом «Церковный раскол»)
Игра «Три предложения». (Техника сжатия информации) Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры - работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя (Работа с текстом «Медный бунт»)
Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.
«Задай вопрос». Когда ученик формулирует вопрос, определяется его уровень знаний (чем ниже уровень знаний, тем «проще» вопрос). Хороший вопрос оценивается очень высоко.
Составление тестов. Этот прием позволяет проявить творческие навыки учащихся. Но ученики должны понимать разницу между альтернативным тестом и тестом на соответствие или тестом на исключение лишнего. Поэтому данный прием целесообразно использовать в классах постарше
Оценка текста. Ученики читают текст и оценивают содержание изучаемого параграфа. Учитель может задавать наводящие вопросы. Например, «Какие даты встречаются в данном параграфе?» и т.д.
Для старших классов можно предложить следующие приемы модульно- редуктивного обучения:
Аналитическая работа. Эта деятельность основана на работе учеников не с учебником, а с дополнительным материалом, хрестоматией. Необходимо продумать задание таким образом, чтобы учащиеся, поработав с данным материалом, пришли к определенным выводам.
«Шифрограммы». Ученики составляют опорный конспект изучаемой или изученной темы. Можно использовать особый язык «кодирования» информации. Задача остальных – расшифровать эту «шпаргалку».
ПОПС – формула.
П – позиция («Я считаю, что…»)
О – объяснение, обоснование («Потому что…»)
П – пример («Я могу это доказать на примере…»)
С – следствие, суждение («Исходя из этого я делаю вывод о том, что…»)
4) Групповой метод обучения. В ходе такой деятельности возникает индивидуальная ответственность, взаимное уважение, толерантность к чужому мнению.
Вышеизложенные приемы предполагают: возрастание роли обучаемого в учебном процессе, включение слабоуспевающих учащихся в работу, повышение самооценки ребенка. Если ученики сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет.
Использование редуктивных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни
В основу модульно – редуктивной технологии обучения заложен ряд приемов педагогических техник, направленных на высокую познавательную активность учеников
Техника активно-продуктивного чтения.
Техника сжатия информации.
Техника обратной связи.
Технология рейтинга.
Технология целеполагания.
Проектная технология.
Техника интерактивного обучения.
Приемы модульно – редуктивного обучения истории, которые можно применить на практике.
Технологические приемы в технике активно - продуктивного чтения:
Отсроченная загадка
2. Задай вопрос
3. Составь задание.
4. Кубик Блума.
5. Аналитик.
6. Пометки на полях
Техника сжатия информации.
Учебники истории и обществознания часто содержат огромное количество информации и естественно, что учитель хочет, чтобы в умах учеников отложилось самое важное. Здесь помогут следующие приемы:
Своя опора.
Дай определение.
Ключевые слова.
Резюме.
Техника обратной связи.
Для лучшего управления учебным процессом необходима постоянная обратная связь с ученика: как они усвоили новый материал, какие проблемы возникли? Частые контрольные и проверочные работы нецелесообразны, так как могут вести к психологической напряженности и страху со стороны учеников. Отследить эффективность усвоения можно успешно через следующие упражнения:
Задание массивом.
Базовый лист контроля.
ПОПС-формула
Буриме.
Пресс-конференция.
Техника интерактивного обучения.
Интерактивное обучение характеризуется целенаправленным и интенсивным взаимодействием ученика и учителя, ученика и ученика. Можно рассматривать его как групповой метод обучения, который способствует сотрудничеству и сотворчеству между одноклассниками. В ходе такой деятельности возникает индивидуальная ответственность, взаимное уважение, толерантность к чужому мнению. Ребята учатся слышать друг друга. Ученики осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку. Создают свою формулу успеха.
Приложения.
Образование Древнерусского государства
Вопрос «Откуда есть пошла земля русская?» является одним из самых спорных в русской историографии. У историков существует несколько точек зрения на причины возникновения государства восточных славян. Бесконечные споры по этому поводу во многом объясняются противоречиями в источниках, а также обилием домыслов и догадок у самих древних авторов.В исторической литературе имеются около 20 различных ответов на этот вопрос.
Основная же борьба в историографии, которая не прекращается и сегодня, идет между норманнистами и их противниками. Летописное предание о призвании русскими князьями варягов на Русь послужило основанием для появления в XVIII в. норманской теории происхождения Киевской Руси (ее авторы — приглашенные в XVIII в. в Россию для работы в Санкт-Петербургской Академии Наук немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер А. Шлецер). Норманская теория утверждает, что государственность на Русь принесли норманы — скандинавский народ, которых на Руси называли варягами.
Согласно этой точке зрения, норманы (варяги) во главе с князем Рюрикомв 862 г. основали государственность на Руси. Зарубежные историки-норманисты порой использовали летописное предание для утверждения идеи о неполноценности славян, которые якобы были неспособны сами создать государство и нуждались в помощи варягов, принадлежавших к германской языковой группе. Такие утверждения побуждали часть отечественных историков отрицать присутствие варягов на Руси и какое бы то ни было их участие в создании Древнерусского государства.
Сказание о призвании варягов предстает как весьма сложный и спорный сюжет. Историчность самого Рюрика большинством историков не отрицается, тем более что варяжский конунг (военный вождь) с таким именем известен в IX в. по скандинавским источникам. Присутствие варягов на Руси доказывается также скандинавским звучанием княжеских имен: Олег, Ольга, Игорь.
Спорят историки и о происхождении Аскольдаи Дира. Часть исследователей считает их потомками Кия, представителями местной княжеской династии. По мнению ученых, отрицать реальность истории о призвании варягов нет оснований, если соотнести ее с той ситуацией, которая сложилась в IX в. в Восточной Европе. Известно, что значительная часть Восточной Европы находилась в зависимости от сильного государства — Хазарии и существовала угроза подчинения этой державе северо-славянских и финских земель, находившихся на торговом пути в Западную Европу.
Возможно, это и побуждало общины Восточной Европы приглашать на условиях договора предводителей варяжских дружин в качестве профессионалов-воинов. Важно отметить, что призвание иноплеменного князя — это политическая практика того времени. Сильная княжеская дружина могла оградить население от разбойничьих набегов воинственных соседей, укрепить государство и расширить его политическое и экономическое влияние.
К тому же известно, что наемничество было широко распространено в средние века. Конец VIII в. и XI в. — это время викингов в Европе, которые в этот период захватили практически весь континент. Викинги стимулировали процесс создания государств в Западной Европе. Очевидно, что ту же роль они могли сыграть и в отношении Восточной Европы, где появление варяжской угрозы ускорило процессы государственности. Приглашенные князья могли сыграть роль «третьей силы» — чужой и беспристрастной — по отношению ко всем борющимся за власть группировкам местной племенной знати.
Большинство современных ученых, не отрицая влияния варяжского фактора, считают причинами возникновение государства естественные процессы саморазвития славянского общества. Важнейшую роль здесь сыграла необходимость сплочения для защиты от внешних врагов и стремление славянской знати установить контроль над стратегически важным торговым путем «из варяг в греки».При всем многообразии суждений и точек зрения на происхождение и становление Древнерусского государства очевидным является главное: русское государство сложилось независимо от варягов. Этот процесс является результатом длительного и самостоятельного развития славянского общества. Причинами образования государства у восточных славян являлись:
быстрое развитие производительных сил (т.е. увеличение посевных территорий, усовершенствование орудий труда, применение двуполья и трехполья с озимыми и яровыми посевами, переложной системы в сельском хозяйстве);
развитие городов (Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.), — город был укрепленным центром ремесла и торговли, а также показателем степени общественного разделения труда;
образование военно-дружинной знати;
совместные военные походы;
общие культурные традиции.
Как рассказывает «Повесть временных лет», в середине IX в. варяги захватили северо-западные земли восточных славян и ильменские словене вынуждены были платить им дань. В 859 г. они прекратили выплаты дани и прогнали варягов со своих территорий. Но между племенами начались усобицы, и в 862 г. славяне послали к варягам посольство и сказали: «Земля наша велика и обильна, да порядка в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами».
Так в Новгороде утвердился Рюрик (862—879) — основатель древнерусской княжеской династии. Примерно в этот же период времени на юге, в Киеве, в землях полян, которые страдали от набегов кочевников, утвердились варяжские князья Аскольд и Дир (по мнению некоторых историков, они являлись славянами, потомками легендарного Кия, основателя города Киева).Таким образом, в IX в. появились два крупных восточнославянских объединения — на севере с центром в Новгороде и на юге с центром в Киеве.
Их объединение стало вопросом времени.В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил северные и южные славянские земли. Так образовалось Древнерусское государство, которое называлось Русь (название Киевская Русь дали Древнерусскому государству историки), со столицей в Киеве. Поэтому у словной датой возникновения восточнославянского государства — Киевской Руси — принято считать 882 г.
Образование государства у восточных славян оказало благоприятное влияние на их развитие. Укрепилась обороноспособность славянских племен, развивались их связи с другими государствами. Восточные славяне перешли на новую ступень развития, образование государства способствовало утверждению феодальных отношений. Древнерусское государство заложило основы государственности русского, белорусского и украинского народов и стало преградой на пути продвижения кочевников с Востока на Запад.
Церковный раскол
Церковный раскол был одним из основных событий для России семнадцатого века. Данный процесс довольно серьёзно повлиял на будущее формирование мировоззрение русского общества. В качестве основной причины церковного раскола исследователи называют политическую ситуацию, которая сложилась в семнадцатом веке. А сами разногласия церковного характера относят ко второстепенным.
Царь Михаил, являющийся основателем династии Романовых и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, подвергшееся разорению в так называемое Смутное время. Благодаря им укреплялась государственная власть, восстанавливалась внешняя торговля и появлялись первые мануфактуры. В данный период происходит также законодательное оформление крепостного права.
Невзирая на то, что в начале правления Романовы вели довольно осторожную политику, в планах царя Алексея входило народов, проживающих на Балканах и на территории Восточной Европы.
По утверждениям историков, именно это создало барьер между царём и патриархом. К примеру, в России по традиции было принято креститься двумя перстами, а большинство других православных народов крестилось тремя, согласно греческим нововведениям.
Было лишь два выхода: навязать остальным собственные традиции или подчиниться канону. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович пошли по первому пути. Общая идеология была нужна в силу идущей в то время централизации власти, а также концепции Третьего Рима. Это и стало предпосылкой к внедрению реформы, расколовшей российский народ на долгое время. Огромное количество разночтений, различные трактовки обрядов – всё это нужно было привести к единообразию. Необходимо также отметить, что о такой необходимости говорили и светские власти.
Церковный раскол тесно связан с именем патриарха Никона, который обладал большим умом и любовью к богатствам и власти.
Церковная реформа от 1652 года стала началом раскола в церкви. Все изложенные изменения были полностью одобрены на соборе 1654 года, но слишком резкий переход повлёк за собой много его противников.
Вскоре Никон попадает в опалу, но сохраняет за собой все почести и богатства. В 1666 году с него снимают клобук, после чего его ссылают на Белое озеро в монастырь.
Этот же собор ещё раз одобряет все нововведения.
Сущность церковного раскола:
Медный бунт
Медный бунт произошел в Москве 25 июля 1662 года. Причиной послужило следующее обстоятельство. Россия вела затяжную войну с Речью Посполитой за присоединение Украины. Любая война требует огромных средств для содержания армии. Денег у государства катастрофически не хватало, тогда было решено ввести в оборот медные деньги.
Случилось это в 1655 году. Из фунта меди, стоимостью 12 копеек, чеканили монеты на 10 рублей. Массу медных денег сразу вбросили в обиход, что повлекло за собой недоверие населения к ним, инфляцию. Стоит отметить, что налоги в государственную казну собирались серебряными деньгами, а расплачивались медью. Так же медные деньги легко было подделать.
К 1662 году рыночная цена медных денег упала аж в 15 раз, стоимость товаров сильно возросла. Положение ухудшалось с каждым днем. Крестьяне не возили свои продукты в города, потому что не хотели получать за них ничего не стоящую медь. В городах стала процветать нищета и голод.
Медный бунт готовился заранее, по всей Москве появились прокламации, в которых многие бояре и купцы были обвинены в сговоре с Речью Посполитой, разорению страны и предательстве. Так же в прокламации были требования снизить налоги на соль, отменить медные деньги. Показательно, что недовольство народа вызвали почти те же самые люди, что и при соляном бунте.
Толпа разделилась на две части. Одна, в размере 5 тысяч человек, двинулась к царю Алексею Михайловичу в Коломенское, вторая громила дворы ненавистных вельмож. Алексея Михайловича бунтовщики застали за молебном. Говорить с народом пошли бояре, но они не смогли утихомирить толпы. Пришлось идти самому Алексею Михайловичу. Люди били челом перед царем, требовали изменить сложившуюся ситуацию. Понимая, что толпу нельзя утихомирить, Алексей Михайлович говорил «тихим обычаем», уговаривал бунтовщиков потерпеть. Люди хватали царя за платье, и говорили «Чему верить?». Царю даже пришлось ударить по рукам с одним из бунтовщиков. Только после этого народ стал расходиться. X
Народ уходил из Коломенского, но по пути встретил вторую часть толпы, которая шла туда, откуда уходила первая. Объединенная, недовольная, 10 тысячная толпа народа повернула обратно в Коломенское. Восставшие вели себя еще более дерзко и решительно, требую бояр для убиения. Тем временем, к Коломенскому подоспели верные, Алексею Михайловичу стрелецкие полки и разогнали толпу. Репрессиям подверглось около 7 тысяч человек. Кого-то били, кого-то отправляли в ссылку, а кому-то выжигали клеймо с буквой «Б» - бунтовщик.
В медном бунте участвовали только люди из низших слоев общества – мясники, ремесленники, крестьяне. Итогом медного бунта стала постепенная отмена медной монеты. В 1663 году медны дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, возобновилась печатка серебряных денег. Медные деньги были полностью изъяты из обращения и переплавлены в другие нужные предметы.
13