Программа внеурочной деятельности «Мой край» (2 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска»
МО «Ленский район» Республики Саха (Якутия)
Согласовано Утверждаю
Протокол методич. объединения Заместитель директора
№___________ __________/Н.С.Константинова/
«______»сентября 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование: Мой край
срок реализации программы
2020-2021 г
Программу разработала
Учитель начальных классов
Островская Н.П.
2020 г
Пояснительная записка
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён знакомству с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мой край» разработан с экологических позиций.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Занятия в кружке «Мой край» проводятся один раз в неделю по 1 час. За учебный год 34 часа.
Таблица тематического распределения количества часов
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | ||
Аудит. | Внеауд. | Всего | |
1. Вводные занятия | 1 | 2 | 3 |
2.Окружающий нас мир | 10 | 16 | 26 |
Природа вокруг нас | 1 | 3 | 4 |
Животные вокруг нас | 5 | 6 | 12 |
Растения вокруг нас | 4 | 7 | 11 |
3. Итоговая работа по курсу | 2 | 2 | 4 |
Итого | 13 | 20 | 34 |
Содержание программы
2-й класс (34 ч)
Вводное занятие(3) Окружающий нас мир
Знакомство с миром природы.
Практическая работа: экскурсия в школьный парк. Определение объектов природы. Сбор природного материала.
Окружающий нас мир(26)
Природа вокруг нас
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Живая, неживая природа.
Практическая работа:
Экскурсия в природу. Составление таблицы «Живая и неживая природа». Изготовление природного лото.
Животные вокруг нас
Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк?
Практическая работа:
Коллективная работа «Насекомые на лугу», чтение и обсуждение произведений Бианки о птицах, их отличительных признаках «Чей нос лучше?», «Лесные домишки». Посещение зоопарка. Конкурс рисунков о животных.
Растения вокруг нас
Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология.
Практическая работа:
Изготовление гербария из природного материала. Практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений по гербариям, выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Работа в парах и группах «Сложи из частей растение». Расскажи о значении корня для растений. Посадка комнатных растений.
Итоговая работа по курсу(4)
Подготовка выставки поделок из природного материала. Инсценирование сказки Г.К.Андерсена «Ель».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные результаты:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | ||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||
Аудит | Внеауд. | Всего | ||||||||||||||||||||
Вводные занятия | 1 | 2 | 3 | | | | ||||||||||||||||
1. | Знакомство с миром природы. | 1 | | | 5.09 | | | |||||||||||||||
2. | Экскурсия в парк. | | 1 | | 12.09 | | | |||||||||||||||
3. | Конкурс рисунков «Природа моего города». | | | | 19.09 | | Альбом, краски, карандаши. | |||||||||||||||
Окружающий нас мир | 10 | 16 | 26 | | | | ||||||||||||||||
| Природа вокруг нас | 1 | 3 | 4 | 26.09 | | | |||||||||||||||
4. | Живая и неживая приро- да. | | 1 | 1 | 03.10 | | ИКТ | |||||||||||||||
5. | Экскурсия в природу. | | 1 | 1 | 10.10 | | | |||||||||||||||
6. | Наш район на карте Якутии. | 1 | | 1 | 17.10 | | Альбом, карандаш, линейка. | |||||||||||||||
7. | Знакомство с картой района, границы, история образования. | | 1 | 1 | 24.10 | | Атласы | |||||||||||||||
| Животные вокруг нас | 5 | 6 | 12 | | | | |||||||||||||||
8. | Творческая работа “Загадочный мир названий” | | 1 | 1 | 31.10 | | Альбом, краски, карандаши. | |||||||||||||||
9. | Коллективная работа «Насекомые на лугу». | | 1 | 1 | 7.11 | | Цветная бума- га, клей, нож ницы. | |||||||||||||||
10. | Рыбы в нашем водоеме. | 1 | | 1 | 14.11 | | Таблица. | |||||||||||||||
11. | Птицы нашего края. | 1 | | 2 | 21.11 | | Таблица. | |||||||||||||||
12. | Обсуждение произведе- ния Бианки «Чей нос луч ше?» | | 1 | 1 | 28.11 | | Книги о природе. | |||||||||||||||
13. | Звери Ленского района | 1 | | 1 | 5.12 | | ИКТ | |||||||||||||||
14. | Обсуждение произведе- ния Г. Снегирева «Арал». | | 1 | 1 | 12.12 | | | |||||||||||||||
15. | А вы были в зоопарке? Фотовыставка руками детей. | 1 | | 1 | 19.12 | | | |||||||||||||||
16. | Экскурсия в зимний парк | | 1 | 1 | 26.12 | | | |||||||||||||||
17. | Собака-друг человека. (онлайн) видео экскурсия в приют «Уши, лапы и хвосты» | | 1 | 1 | 16.01 | | | |||||||||||||||
18. | Конкурс рисунков о животных. | | 1 | 1 | 23.01 | | Альбом, краски карандаши., . | |||||||||||||||
| Растения вокруг нас | 4 | 7 | 11 | | | | |||||||||||||||
19. | Конкурс плакатов «Береги природу» | 1 | | 1 | | | Плакаты. | |||||||||||||||
20. | Хвойные растения нашего края. | 1 | | 1 | | | Гербарий. | |||||||||||||||
21. | Поделки из природного материала. | | 1 | 1 | | | Сухие листья, клей, бумага. | |||||||||||||||
22. | Экскурсия. Карта городского парка. | | 1 | 1 | | | | |||||||||||||||
23. | Аппликация на тему «Лес» | | 1 | 1 | | | Альбом, краски карандаши, листья, клей. | |||||||||||||||
24. | Что общего у разных растений? | 1 | | 1 | | | ИКТ | |||||||||||||||
25. | Викторина по распознанию встречаю- щихся в данной мест- ности растений. | | 1 | 1 | | | ИКТ | |||||||||||||||
26. | Творческая работа «Волшебный лес» | | 1 | 1 | | | Альбом, цветные карандаши | |||||||||||||||
27. | Работа с пластилином. «Наш парк» | | 1 | 1 | | | поделки | |||||||||||||||
28. | Что мы знаем о комнатных растениях. | | 1 | 1 | | | ИКТ | |||||||||||||||
29. | Растения нашего парка, занесенные в Красную книгу. | 1 | | 1 | | | ИКТ | | ||||||||||||||
Итоговая работа по курсу. | 2 | 2 | 4 | | | | |
30. | Растения родного города. | 1 | | 1 | | | Презентация |
31. | мной. | 1 | | 1 | | | фотовыставка |
32. | Посещение краеведческого музея. | | 1 | 1 | | | |
33. | Подготовка выставки поделок из природного материала. | | 1 | 1 | | | Природный материал. |
| Итого: | 13 | 20 | 34 | | | |