Программа кружка внеурочной деятельности «Моё село Дивноморское» (2 класс)

4
1
Материал опубликован 12 March 2017 в группе

Научно- методическое обоснование программы кружка внеурочной деятельности

«Моё село Дивноморское» ( 2 класс)

Актуальность.

На уроках кубановедения в первом классе в учебнике – тетради предлагается ряд творческих заданий, направленных на изучение достопримечательностей села, в котором проживает ребёнок. В классе 70 % семей, которые приехали из других регионов России. Поэтому у обучающихся подобные задания вызвали затруднения. В этих семьях ни взрослые, ни дети не знают исторические события и природные особенности села Дивноморское.

Возникла необходимость расширения знаний обучающихся о селе, в котором они проживают, об истории возникновения этого населённого пункта. Подобный вопрос освещается в программе учебного курса «Кубановедение», но в рамках всего края. Для решения данного педагогического конфликта я разработала и апробировала программу кружка внеурочной деятельности «Моё село Дивноморское».

Данная программа «Моё село Дивноморское» предполагает развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы села Дивноморское и Геленджикского района, его истории, культуре, и с уважением – к жителям села.

В процессе реализации программы мною выявлен интерес к предложенным темам не только со стороны детей, но и со стороны их родителей. Многие семьи заинтересовались историей своего рода, открыв новые, ранее неизвестные исторические факты.

Новизна.

Программа разработана для классов, в которых большинство семей не являются коренными жителями данной местности. Изучив предложенный материал программы в исследовательской и проектной технологии вместе с детьми, расширяется культурное пространство жителей села. Данная программа в рамках учебного плана внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 12 используется во вторых классах.

Соответствие предлагаемых педагогических средств современному уровню развития теории и практики.

Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводиться практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовывать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно – диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Занятия во внеурочной деятельности имеет потенциальные возможности, для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.

Наличие средств контроля результативности инновации, степень обоснованности их применения.

Результатом работы по данному проекту служат доклады детей, исследовательские проекты, семейное древо рода.

Перед введением проекта был проведён тест на знание истории села Дивноморское в 2 классах. Результаты теста были занесены в таблицу. В одном из классов был введён курс «Моё село Дивноморское», продолжительностью 34 часа. По окончанию изучения данного курса тест был проведён повторно. Результаты класса, экспериментального класса были значительно выше.

Практическая значимость инновации и возможность использования результатов в системе образования.

Данная программа получила распространение в рамках внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 12 и используется для обучения учащихся вторых классов.

Реалистичность инновации, наличие необходимых условий для её осуществления.

В рамках занятий внеурочной деятельности у педагога есть возможность выйти с детьми на экскурсии для ознакомления с водоёмами, растениями, животными села Дивноморское, узнать о месте нахождения экологических троп в селе Дивноморское, посетить памятники культуры, достопримечательности села Дивноморское, подтвердить свои наблюдения фотографиями и видеозаписями.

На базе МАОУ СОШ № 12 создан научно- методический комплекс, включающий необходимые для реализации программы «Моё село Дивноморское» (видеофильмы, школьная медиатека, школьный музей, мультимедийный комплекс и т.д.)

Педагогическая эффективность инновационной деятельности: улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации.

Я считаю, что обучающиеся, должны знать прежде всего свою малую Родину, село в котором они живут, местные достопримечательности, памятники природы, особенности рельефа, сезонные изменения, уметь достоверно преподносить данную информацию, уметь поддержать разговор на заданную тему.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12

город- курорт Геленджик

Программа кружка внеурочной деятельности

«Мое село Дивноморское»

для 2 класса

 

 

 

Автор:

Ошмарина Лина Павловна,

учитель начальных классов

Село Дивноморское, 2013 год

Пояснительная записка

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.

Цель программы «Моё село Дивноморское» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы села Дивноморское и Геленджикского района, его истории, культуре, и с уважением – к жителям села.

Данный курс в системе внеурочной занятости учащихся призван решать следующие задачи:

изучить своеобразие истории, культуры, природы родного села;

развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

воспитать эмоционально – волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;

знакомство с экологическими тропами села Дивноморское;

развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;

формировать принципы безопасного поведения в лесу, около естественных водоёмов, вблизи проезжей части;

сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.

подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах;

обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации;

пробуждение интереса к истории села, своей семьи;

способствовать более близкому общению членов семьи.

Общая характеристика кружка

Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводиться практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовывать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно – диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Занятия во внеурочной деятельности имеет потенциальные возможности, для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В результате обучения на ступени начального общего образования школьники:

получат знания о своей малой родине;

обретут чувство гордости за село Дивноморское и его историю;

узнают об экологических тропах села Дивноморское;

получат возможность формирования мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;

научатся содействию взаимопонимания и сотрудничества между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка «Моё село Дивноморское»

Я и моя семья.

Выпускник научится:

составлять рассказы о своей семье;

узнает о происхождении своего имени;

соблюдать семейные традиции, праздники.

Выпускник получит возможность научиться:

создать родословную своей семьи;

создать энциклопедию имён учащихся, родителей.

Наша школа.

Выпускник научится:

уважать и соблюдать традиции школы;

правилам поведения в школе;

уважать и гордиться знаменитыми выпускниками школы;

особенностям школьной дружбы, совместным играм.

Выпускник получит возможность научиться:

дополнить правила поведения в школе;

создать правила поведения в классе;

встретиться с интересными людьми;

играм на сплочение коллектива.

Родное село Дивноморское.

Выпускник научится:

узнает об истории родного села Дивноморское;

узнает о происхождении села Дивноморское, об истории его названия;

узнает об истории названии улиц села Дивноморское;

уважать и соблюдать традиции села Дивноморское;

узнавать и ценить достопримечательности села Дивноморское;

ценить и уважать труд сельчан.

Выпускник получит возможность научиться:

создать альбом, посвящённый истории родного села Дивноморское;

встретиться с интересными людьми, проживающими в родном селе Дивноморское;

познакомиться с особенностями труда и быта сельчан;

поучаствовать в подготовке коллективной исследовательской работы о знаменитых людях села Дивноморское.

Будем жить в ладу с природой.

Выпускник научится:

любить и ценить красоту природы родной местности;

узнавать растения, произрастающие на территории села Дивноморское;

узнавать животных, обитающих в окрестностях села Дивноморское;

различать особенности времён года и погоды своей местности;

распознавать явления природы, погодные аномалии, типичные для села Дивноморское;

распознавать рельеф Кубани;

различать водоёмы села Дивноморское;

узнать о значение экологических троп в селе Дивноморское.

Выпускник получит возможность научиться:

заботиться о братьях наших меньших;

бережно относиться к природе;

познакомиться с растениями и животными, обитающими в окрестностях села Дивноморское, занесённых в Красную книгу Кубани;

ориентироваться в многообразие растительного и животного мира Геленджикского района;

правилам поведения в лесу и у открытого водоёма;

правилам сбора съедобных грибов и лекарственных трав;

составлять гербарий;

составлять мини-энциклопедию растений и животных края;

побывать на экскурсиях по окрестностям села Дивноморское, в местах с различным рельефом.


 

Административное устройство села Дивноморское.

Выпускник научится:

пользоваться административной картой Геленджикского района;

узнает об органах законодательной и исполнительной власти, об органах местного самоуправления; о главе администрации села Дивноморское.

Выпускник получит возможность научиться

составлять рассказы о родном селе;

побывать на экскурсиях;

встретиться с представителями власти.


 

Символика Геленджикского района.

Выпускник научится:

различать символы Краснодарского края и города- курорта Геленджик.

Выпускник получит возможность научиться

познакомиться с историей создания герба, флага, гимна края и города;

разучить гимн города-курорта Геленджик и села Дивноморское.

Литература и искусство села Дивноморское

Выпускник научится:

читать и анализировать произведения писателей, поэтов, художников, работавших в Геленджике и Дивноморское;

различать ремёсла и промыслы народов Кубани;

различать жанры устного народного творчества жителей села Дивноморское;

узнает о наиболее ярких событиях истории, общественной, спортивной и культурной жизни села Дивноморское.

Выпускник получит возможность научиться:

познакомиться с произведениями писателей, поэтов, композиторов, художников, работавших в Геленджике и Дивноморское;

встретиться с выдающимися деятелями культуры, яркими личностями села Дивноморское;

посетить школьный музей, историко-краеведческий музей города Геленджик, дворец культуры села Дивноморское;

составлять рассказы об истории возникновения ремёсел;

создавать творческие работы, проекты по данной теме;

составлять отзывы о прочитанных произведениях.

К концу 2 класса учащиеся должны:

знать/понимать

• особенности времён года своей местности;

• характерные особенности рельефа своей местности;

• названия моря, рек, крупных населённых пунктов своей местности;

• названия и отличительные признаки 5 - 6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности;

• значение Красной книги Краснодарского края;

• особенности труда и быта земляков;

• родственные связи в семье, уклад семьи;

• герб, флаг, гимн Геленджикского района, села Дивноморское;

• кубанские песни, пословицы, поговорки;

• основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, в школе, на дорогах, у водоёмов;

• деятелей искусства, культуры села Дивноморское.

уметь

• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, село Дивноморское;

• рассказывать о достопримечательностях родного села Дивноморское;

•различать растения, произрастающих в окрестностях села Дивноморское, по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения);

• бережно относится к растительному и животному миру Геленджикского района.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага;

соблюдения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах;

поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире села Дивноморское, промыслах и ремёслах, распространённых на территории Геленджикского района и т.д.

Содержание учебного предмета

2 класс (34 часа)

Раздел 1. «Моё село Дивноморское» (2 часа).

Моя малая родина село Дивноморское. Гимн, герб, флаг Геленджикского района. Гимн села Дивноморское.

Раздел 2. «Природа родного села» (15 часов).

Особенности времён года в селе Дивноморское. Дары лета. Формы поверхности земли села Дивноморское. Водоёмы (река Мезыбь, река Адерба, Церковное озеро) села Дивноморское и их обитатели. Растения села Дивноморское. Лекарственные растения села Дивноморское. Удивительные грибы села Дивноморское. Ядовитые растения в окрестностях села Дивноморское. Животный мир села Дивноморское. Животные и растения окрестностей села Дивноморское, занесённые в Красную книгу Краснодарского края. Особенности зимы в селе Дивноморское. Бережное отношение к природе родного села.

Тема 3. «История села Дивноморского» (8 часов).

Дивноморское- история возникновения. Улицы моего села. Село Дивноморское во время Великой Отечественной войны. Памятники и мемориальные доски, расположенные на территории села Дивноморское. Населённые пункты Дивноморского внутригородского округа. Достопримечательности хутора Джанхот. Село Прасковеевка- памятники природы. Село Возрождение- дольмены, водопады.

Раздел 4. «Жизнь и деятельность жителей села Дивноморское» (9 часов).

Труженики села Дивноморское. Профессии моих односельчан. Знаменитые люди моего села. История предприятий села Дивноморское. Православные праздники. Ремёсла односельчан. Уклад семьи.

Таблица тематического распределения количества часов

п\п

Разделы, темы

Примерная программа

Рабочая программа

1.

Моё село Дивноморское.

2 ч.

2 ч

2.

Природа родного села.

15 ч.

15 ч

3.

История села Дивноморское.

8 ч.

8 ч

4.

Жизнь и деятельность жителей села Дивноморское.

9 ч.

9 ч

 

ИТОГО

34 ч.

34 ч.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

Учебник «Наш Геленджик» учебное пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений. Автор А.В.Астафьева, Чайкина С.А.

«В горах под Краснодаром» Автор Тихомиров В.Р.

Фотоальбом «Геленджик» Автор- составитель Федотов В.Ф.

Фотоальбом «Геленджик» Автор- составитель Андрей Маларёв

«Фотоальбом «Фотовиды. Геленджик» составитель Труш А.

«Маркотх. Царство уникальных видов горной флоры» Автор Яновская Л.А.

 

2. Печатные пособия

 

Стихи поэтов В.Гончаровой, М. Безбородовой, Вл. Соловьёва рассказы о природе Геленджика, села Дивномосркое, пословицы и поговорки о труде и быте жителей Кубани, труд и быт казаков Краснодарского края.

 

3. Технические средства обучения

 

Карта «Населённые пункты Геленджикского района», карта «Природные зоны Кубани», карта «Животные Краснодарского края», интерактивная доска, мультимедийная техника.

 

4. Экранно-звуковые пособия

 

Презентации о селе Дивноморское, Геленджике, селе Возрождение, хуторе Джанхот, селе Прасковеевка, диск «Растения Краснодарского края», фильм «Формы поверхности Кубанской земли».

 

5. Игры и игрушки

Практические задания «История улицы, на которой я живу», «Знаменитые люди моего села», «История моей фамилии», экскурсии по Дивноморскому внутригородскому округу

Календарно- тематическое планирование кружка «Моё село Дивноморское»

2 класс (34 ча)

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

план

факт

 

Моё село Дивноморское.

2

     

Находить на карте России родной регион

Исполнять гимн города Геленджик, села Дивноморского.

Характеризовать символику Геленджика.

1

Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Геленджикского района.

1

   

Карта «населённые пункты Геленджикского района».

2

Гимн села Дивноморское.

1

   

Мультимедидийное оборудование.

 

Природа родного села.

15

     

Различать времена года по признакам.

Характеризовать времена года.

Приводить примеры использования человеком богатств природы.

Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов.

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных.

Проверять достоверность народных примет о погоде.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных.

Сравнивать и различать диких и домашних животных.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Оценивать влияние на природу современного человека.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Характеризовать работу людей по сохранению природы.

Оценивать личную роль в охране природы.

1

Особенности времён года в селе Дивноморское.

1

   

Фотографии, презентация.

2

Дары лета в селе Дивноморском.

1

   

Презентация.

3

Экскурсия «Формы поверхности села Дивноморское».

1

   

Физическая карта Геленджикского района, фотоаппарат.

4

Экскурсия «Водоемы села Дивноморское и их обитатели».

1

   

План экологических троп села Дивноморского. Фотоаппарат.

5

Правила поведения у водоемов села.

1

   

Презентация.

6

Растения села Дивноморское. Составление гербария.

1

   

Гербарий.

7

Роль растений в природе и жизни людей.

1

   

Мультимедидийное оборудование.

8

Лекарственные растения в окрестностях села Дивноморское.

Подготовка сообщений о полезных растениях.

1

   

Мультимедидийное оборудование.

9

Удивительные грибы села Дивноморское. Составление альманаха грибов села Дивноморское.

1

   

Презентация.

10

Ядовитые растения села Дивноморское.

1

   

Презентация.

11

Животный мир села Дивноморское.

1

     

12

Роль животных в природе и жизни людей.

1

   

Презентация.

13

Животные и растения окрестностей села Дивноморское, занесённые в Красную книгу Краснодарского края. Составление Красной книги села Дивноморское.

1

   

Фильм о Красной книге Краснодарского края, презентация.

14

Особенности зимы в селе Дивноморское. Составление рассказа на основе личных наблюдений.

1

   

Презентация.

15

Бережное отношение к природе родного села.

1

   

Мультимедидийное оборудование.

 

История села Дивноморское.

8

     

Находить на карте России родной регион.

Выявлять признаки времен года на основе собственных наблюдений.

Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Подготавливать небольшие сообщения о исторических событиях на основе дополнительной информации.

Участвовать в групповой работе по подготовке исследовательской работы о Великой Отечественной войне – рассказы ветеранов войны об их вкладе в общую победу.

Знакомиться во время посещения школьного музея с прошлым родного края, с местами исторических событий и памятниками истории.

Участвовать в праздновании Дня Победы.

1

Село Дивноморское- история возникновения.

1

   

Презентация.

2

Экскурсия в школьный музей «Село Дивноморское во время Великой Отечественной войны».

1

   

Фотоаппарат.

3

Памятники и мемориальные доски, расположенные на территории села Дивноморское.

1

   

Фотографии улиц села.

4

Улицы моего села. Составление плана безопасного пути в школу и домой..

1

   

Фотографии улиц села.

5

Населённые пункты Дивноморского внутригородского округа.

     

Административная карта Дивноморского внутригородского округа.

6

Достопримечательности хутора Джанхот.

1

   

Фильм «Геленджик», презентация.

7

Село Прасковеевка- памятники природы.

1

   

Презентация, фильм «Геленджик».

8

Село Возрождение- дольмены, водопады.

1

   

Презентация, фильм «Геленджик».

 

Жизнь и деятельность жителей села Дивноморское.

9

     

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанными с религиозными верованиями.

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном селе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками.

1

Труженики села Дивноморское.

1

   

Мультимедидийное оборудование.

2

Профессии моих односельчан.

1

   

Мультимедидийное оборудование, презентация.

3

Знаменитые люди моего села. Сбор материала для исследовательской работы.

1

     

4

Экскурсия в школьный музей «История предприятий села Дивноморское».

1

     

5

Праздничные дни России и родного села.

1

   

Презентация.

6

Православные праздники, празднование их в моей семье и селе Дивноморское.

1

   

Презентация.

7

Ремёсла односельчан.

1

   

Мультимедидийное оборудование.

8

Уклад моей семьи.

1

   

Мультимедидийное оборудование.

9

Семья и семейные традиции.

Составление коллажа «Один день в моей семье».

1

   

Мультимедидийное оборудование.

 

ИТОГО

34 ч.

       
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Коллеги, прошу оставлять комментарии о моей работе.

13 March 2017