12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубровина Юлия Олеговна725
Учитель начальных классов, семейный психолог, психолог детей-сирот
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»




Примерная рабочая программа по краеведению

«Мой родной Ярославский край»




Подготовила:

Дубровина Юлия Олеговна

Учитель начальных классов



Ярославль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Мой родной Ярославский край» ориентирована на следующие направления: социальное и духовно-нравственное.

Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа. Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности и патриотизма. Ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному городу.

Внеурочная деятельность по краеведению в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Внеурочная деятельность по изучению родного края способствует формированию нравственных убеждений, творческих способностей. Занятия по внеурочной деятельности помогут учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в недалёком будущем. Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого. Следуя таким путём, можно заложить основы высококультурной разносторонней личности. На занятиях ведётся целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины. Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребёнок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, даёт возможность привлечь к поисково-исследовательской работе.

Форма организации занятии – индивидуально-групповая:

Беседы.

Экскурсии.

Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ).

Игры с использованием компьютерной техники.

Викторины.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов. Данная программа предназначена для учащихся второго класса, рассчитана на 32 часа.

Цель: способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, а так же формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему города Ярославля на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.

Задачи:

побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя через историю своей семьи;

познакомить ребят с историей города, в котором они проживают;

организовать познавательную деятельность младших школьников;

способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Ярославля;

приобщить учеников к богатой культуре области в целом;

развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности.

воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся, ответственность и дисциплинированность обучающихся;

Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия:

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Регулятивные универсальные учебные действия:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия:

строить речевое высказывание в устной форме;

осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения;

- принцип от опыта к обобщениям;

- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;

- принцип смены видов деятельности;

- принцип социокультурного соответствия;

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;

- принцип добровольности;

- принцип психологической комфортности в коллективе.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела, темы

Форма и описание занятия

Количество часов

1

Введение в краеведение.

Вводное занятие. Что такое краеведение?


Занятие-игра. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Беседа «Экологическая ситуация в городе». Викторина «Путешествие в веселую страну краеведения».

1

2

Мой край на карте Родины.

Карта Ярославской области.


Происхождение географических названий.


Виртуальное путешествие. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования.

Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая мастерская «Легенда о нашем крае». Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов.

2






3

«Золотое кольцо» России

Виртуальная экскурсия по «Золотому кольцу» России.

Знакомство с городами, которые входят в «Золотое кольцо» России. Сергиев Посад, Ростов Великий, Ярославль, Кострома.

1

4

Наш город

Основание г. Ярославля

История г. Ярославля.






Экскурсия в Ярославский музей – заповедник.

Беседа. Виртуальная экскурсия по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой.

Как появился? Кто основатель (Памятник Ярославу Мудрому, Памятное место). Почему Ярославль основали на стыке двух рек, причины? Изменение внешнего облика города при Екатерине II (губернская реформа Екатерины II). Современный Ярославль.

Экскурсия в музей – заповедник.

2









5

Герб г. Ярославля

Наш символ – медведь?


Беседа. Демонстрация герба. Практическая работа: выполнение изображения герба Ярославля из пластилина.

Почему именно медведь изображён на гербе города (Памятник медведю)

1

6

Знакомство с Ярославлем.

Районы Ярославля


Знакомство с достопримечательностями районов Ярославля и рассмотрение иллюстраций.

Самостоятельная работа в группах (сообщение об одном из районов Ярославля). Выступление с рассказом о районе города Ярославля перед своими одноклассниками.

Сообщение в группах о достопримечательностях конкретного района г. Ярославля.

2






7

Игра «Юный историк Ярославля»


Викторина, кроссворды, ребусы. Вопросы, связанные с историей г. Ярославля.

1

8

Экскурсия по центральным улицам Ярославля.


Рассказ о центральных улицах Ярославля с помощью мультимедийных устройств. Рисунок понравившейся улицы города Ярославля.

1

9

Экскурсия по реке Волге вместе с родителями.

Экскурсия по реке Волке. Выполнение задания: подготовить сообщение на тему: «Один факт о реке Волге».

1

10

Конкурс рисунков «Любимый Ярославль»


Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса.

Свободная тема.

1

11

Интеллектуальная игра на тему: «Что? Где? Когда?»

Вопросы по пройденному материалу.


1

12

Что дает наш край стране?

Промышленность города Ярославля.


Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история.

Экскурсии на предприятия.

Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.

2






13

Наш край богат талантами.

Гордость земли Ярославской.

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край, внесшие добрый вклад в историю нашего города, о знаменитых земляках – почетных гражданах города.

1

14

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Герои-земляки и труженики тыла.


Дети войны


Знакомство с людьми, героями-войны, жившими на территории края. Форма занятия: видео-урок, беседа.

Творческая работа “Расскажи о своем герое”.

Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны.

2







15

Моя малая Родина.

Мой город.

Экскурсия по городу. Знакомство с памятниками города. Форма контроля: «Памятники города» в ребусах.

1

16

Природа нашего края.

Растительный и животный мир нашего края.

Творческая работа: Создание альбома животный и растительный мир нашего края. Игра «Угадай-ка», филворды по теме. Виртуальное путешествие по природным заповедным местам Ярославля и Ярославского района. 

1

17

Наша школа.

Ярославская школа.

Знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе, школьный музей). Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, ресурсный круг, поисково–исследовательская работа.

1

18

Моя улица.

Виртуальная экскурсия по улицам города Ярославля с именами наших земляков.

Виртуальная экскурсия. Учащиеся знакомятся с названием улицы названных в честь наших земляков. Форма контроля: рисунки “Их именами названы улицы города”.

1

19

Дом, в котором я живу или хотел бы жить.

Рассказ-описание своего дома.

Мастер-класс. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа).

1

20

Я и моя семья.

Моя родословная.


Происхождение моей фамилии.

Профессия моих родителей.

Моя родословная - нарисовать родословное дерево.

Путешествие. Лекция о своей семье (создание проекта). Игра сюжетно-ролевая. Выяснить учащимся кем работают их родители. Игра «По профессиям родителей», «Угадай-ка». Творческая мастерская.

3




21

Моя гордость.

«Чем я горжусь живя в городе Ярославле»

Сочинение на тему «Чем я горжусь живя в городе Ярославле», выступление перед одноклассниками.

1

22

Интеллектуальная игра.

Пройденный материал.

Проведение игры по всем пройденным темам.

1

23

Мне нравиться!

Город Ярославль.

Выступление перед одноклассниками на тему: «Что мне нравиться в городе Ярославле».

1

24

Проект. Мои приобретённые знания!

Подготовка и выставка проекта.

Вместе с родителями дети подготавливают проект – рисунок на свободную тему, касающуюся города Ярославля. Выставка рисунков.

1

25

Заключение.

Подведение итогов.

Игровой тренинг. Повторение пройденного. Делимся впечатлениями о полученных знаниях.

1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В программе кружка дополнительного образования по краеведению «Мой родной Ярославский край» представлена система работы с детьми по краеведческому воспитанию младших школьников.

Предложены разнообразные формы и методы работы с детьми. Это и целевые прогулки, экскурсии, краеведческий музей, игровые обучающие ситуации, ресурсные круги, проекты. Чтобы быть достойным гражданином своей Родины, надо, прежде всего, любить, уважать, ценить свою малую родину, жить с природой в мире и согласии.

Я считаю, что данная программа способствует углубленному изучению краеведческого материала, высокому уровню воспитания гражданской позиции, нравственной культуры младших школьников.​​​​​​​

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.