Программа элективного курса разработана для учащихся 10 класса «Молекулярная биология и генетика»
Пояснительная записка
Программа элективного курса разработана для учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Предполагает расширение курса биологии (базового уровня) и привитие интереса к предмету, компенсирует достаточно ограниченные возможности базовых курсов.
Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» – наиболее интересные и сложные темы в курсе «Общая биология». Эти темы изучаются в 9-м и 10-м классах, но времени на отработку умения решать задачи, особенно генетических задач, отводится по программе недостаточно много. Умение решать задачи по молекулярной биологии и генетике предусмотрено Стандартом биологического образования и входят в состав КИМ ЕГЭ в части С (27 и 28 задания). Каждое занятие включает в себя отработку рассмотренной темы путем решения задач повышенной сложности. Генетические задачи включены в кодификаторы ЕГЭ по биологии, причем в структуре экзаменационной работы считаются заданиями повышенного уровня сложности.
Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их в возможности применения теоретических знаний для диагностики и прогнозирования наследственных заболеваний, успешной селекционной работы, повысить их познавательную активность, развить аналитические способности.
Как известно, количества часов (1 час в неделю), отводимых на изучение курса биологии в старших классах, недостаточно. Это приводит к тому, что некоторые темы курса биологии учащиеся осваивают фрагментарно, остаются пробелы в знаниях. И как показывает практика, одной из таких тем является «Решение задач по молекулярной биологии и генетических задач».
Предлагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего базового курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов, проявляющих интерес к генетике и биологии в целом. Изучение элективного курса может проверить целесообразность выбора учащимся профиля дальнейшего обучения, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.
Основная цель элективного курса – создать условия для углубления базовых знаний учащихся по биологии, систематизация, подкрепление и расширение знаний об основных свойствах живого: наследственности и изменчивости, развитие познавательной активности, умений и навыков самостоятельной деятельности, творческих способностей учащихся, интереса к биологии как науке, формирование представлений о профессиях, связанных с биологией и генетикой.
Задачи:
- повторить материалы, изученные по темам «Молекулярная биология» и «Генетика» в 9 классе;
- выявить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся по темам школьной программы;
- закрепить знания и умения решать задачи по этим темам;
- научить учащихся решать задачи по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности;
- сформировать интерес к изучению курса «Биология» у учащихся;
Предлагаемый курс охватывает основные разделы « Генетика» и «Молекулярная биология», которые являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии. Использование практических навыков, опирающихся на знания теории, позволяют выполнять триединость целей образования: научить, развивать, воспитывать.
Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания. Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Основные формы и методы: лекции, семинары, практикумы по решению задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией, индивидуальная работа уч-ся с КИМ ЕГЭ, проектная деятельность, конференция.
Формы контроля: тестирование, устный контроль, лабораторные и практические работы, тематические сообщения, проверочные работы.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения программы элективного курса учащиеся должны
Знать:
общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков; специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач и задач по молекулярной биологии
законы Менделя и их цитологические основы
виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов, их характеристику; виды скрещивания
сцепленное наследование признаков, кроссинговер
наследование признаков, сцепленных с полом
генеалогический метод, или метод анализа родословных, как фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека
популяционно-статистический метод – основу популяционной генетики (в медицине применяется при изучении наследственных болезней).
Уметь:
объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения; содержание генетической задачи;
применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;
решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;
анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в последующих поколениях
описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
профилактики наследственных заболеваний;
оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование;
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Содержание программы
Молекулярная биология – 8 часов.
Введение. Белки: белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке.
Практическая работа: решение задач.
Нуклеиновые кислоты: сравнительная характеристика ДНК и РНК. Самоудвоение ДНК. Установление функциональной связи нуклеиновых кислот, белковых молекул, роли НК в передаче наследственной информации.
Практическая работа: решение задач
Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка). Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Клеточная и генная инженерия
Практическая работа: решение задач на биосинтез белка.
Семинар: Клеточная и генная инженерия.
Энергетический обмен: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание.
Генетика – 20 часов.
Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов. История генетики. Основные методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализ потомства. Генетические символы и термины.
Семинар: Г.Мендель – основоположник генетики.
Законы Г. Менделя. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. III закон Г.Менделя. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
Семинар: Законы Грегора Менделя.
Практическая работа: решение задач на моно – и дигибридное скрещивание, неполное доминирование, анализирующее скрещивание повышенной сложности.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов: кодоминирование, эпистаз, полимерия, множественный аллелизм.
Практическая работа: решение задач на взаимодействие генов, на полигибридное скрещивание.
Наследование групп крови.
Практическая работа: решение задач на наследование групп крови.
Хромосомная теория наследственности. Закон Т. Моргана. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.
Семинар: Работы Т.Моргана.
Практические работы: решение задач на сцепленное с полом наследование повышенной сложности, решение комбинированных задач.
Проектная деятельность по генетике – 5 ч.
Введение в проектную деятельность. Подготовительный этап проекта.
Выбор темы проекта, поиск информации.
Практическая работа: работа с различными источниками информации
«Моя родословная» - составление родословных и их анализ. Оформление проектной работы. Подготовка к защите проектов.
Практическая работа: составление родословной семьи.
Конференция «Генетика и медицина».
Резервное время – 1 час
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование тем и занятий и уроков | Всего часов | В том числе | Виды работ, проводимых на уроке | ||
лекции | ПЗ | семинары | ||||
Молекулярная биология | ||||||
1.1 | Введение. Инструктаж по ТБ. Белки (Белки – полимеры. структуры, функции белков в клетке) | 1 | 1 | | | - вводная лекция, работа в парах |
1.2 | Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и РНК. | 2 | 1 | 1 | | - тест, составление сравнительной таблицы, олимпиада |
1.3 | Биосинтез белка. Код ДНК, транскрипция, трансляция. | 2 | | 1 | 1 | - биодиктант, просмотр видеоматериала, сообщения уч-ся, решение задач |
1.4 | Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. | 2 | 1 | 1 | | - самост.работа, лекция, решение задач |
1.5 | Контрольная работа по теме «Молекулярная биология» | 1 | | | | - тесты ЕГЭ |
Генетика | ||||||
2.1 | Генетика как наука. История формирования науки. Г.Мендель. Генетические символы и термины. | 1 | | | 1 | - рефераты уч-ся, работа в группах |
2.2 | 1 и 2 законы Г.Менделя. Решение задач на моногибридное скрещивание. | 2 | 1 | 1 | | - лекция, самост.работа, решение задач |
2.3 | 3 закон Г.Менделя. Решение задач на дигибридное скрещивание | 2 | | 1 | 1 | - сообщения уч-ся, решение задач, тест |
2.4 | Неполное доминирование. Решение задач на неполное доминирование | 1 | | 1 | | - решение задач |
2.5 | Анализирующее скрещивание. Решение задач на анализирующее скрещивание | 1 | | 1 | | - самост.работа, решение задач |
2.6 | Контрольная работа по тестам ЕГЭ | 1 | | | | - тесты и задания ЕГЭ |
2.7 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов | 1 | 1 | | | - лекция, работа в парах с задачами на взаимод.генов |
2.8 | Наследование групп крови | 2 | 1 | 1 | | - лекция, тест, решение задач |
2.9 | Закон Т.Моргана. Сцепленное наследование. | 2 | | 1 | 1 | - доклады уч-ся, решение задач |
2.10 | Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом | 3 | 1 | 2 | | - лекция, самост.работа, решение задач |
2.11 | Контрольная работа по заданиям части С | 1 | | | | - задания ЕГЭ |
2.12 | Решение комбинированных задач повышенной сложности | 2 | | 2 | | - решение задач |
2.13 | Самостоятельная работа по заданиям ЕГЭ, части С | 1 | | | | - задачи ЕГЭ |
Проектная деятельность по генетике | ||||||
3.1 | Введение в проектную деятельность. Подготовительный этап проекта. | 1 | 1 | | | - лекция |
3.2 | Выбор тем проекта, поиск информации. | 1 | | 1 | | - работа с разными источниками информации, создание презентаций |
3.3 | Игра «Поиграем в генетиков» | 1 | | 1 | | - решение генетических задач разного уровня |
3.4 | Конференция «Генетика и медицина» | 1 | | | 1 | - защита проектов уч-ся, эссе |
3.5 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | | - тест ЕГЭ |
Итого: 33 8 15 5
Перечень учебно – методического комплекта:
Для учителя:
Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)
Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 1985)
Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982)
Сборник: Биология в вопросах и ответах. М.: МИРОС, 1993.
Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М.: Просвещение, 1989
Для учащихся:
Сборник задач по биологии (учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст.) Киров, 1998
«Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 1995)
Интернет – ресурсы:
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения