Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в русском языке. (Урок русского языка в 7 классе)

2
10
Материал опубликован 26 June в группе

Урок 21. Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в русском языке.

Цель- систематизация и обобщение знаний о морфологии, о системе частей речи в русском языке.


Ход урока

1.Организационный момент.


2. Подготовка к восприятию. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

«Четвертое лишнее»

1. Авеню, шампунь, пони, шимпанзе.

2. Первый, сорокалетний, двадцать второй, восемнадцатый.

3. Читальный, болтливый, соседский, беглый.

По какому признаку вы определяли лишние слова? Какой раздел лингвистики изучает эти вопросы? Какой теме будет посвящен наш урок?


3. Актуализация знаний.

1) РАФТ: учащиеся выбирают себе роли и рассказывают о себе. (1 ряд-«Местоимение», 2 ряд- «Я числительное», 3 ряд- «Глагол»). Примеры в рассказе обязательны, можно пользоваться тетрадью-помощницей, учебником или орфографическим словарем.


2) «ДаНетка»

1) Отглагольное прилагательное созрелый имеет краткую форму. (Нет, это относительное прилагательное, а они не образуют краткую форму).

2) Существительное фойе относится к женскому роду. (Нет, к среднему)

3) Глагол вылететь относится к первому спряжению. (Нет, ко второму: ты летишь, он летит, мы летим и т.д.)

4) В словосочетании каждый день слово каждый -определительное местоимение. (Да).

5) Отрицательное местоимение нечего не имеет формы именительного падежа. (Да).

6) Существительное знамя относится ко 2 склонению. (Нет, это разносклоняемое существительное).

7) Числительное полтора является количественным. (Да).

8) Числительное пятитонный является порядковым. (Нет, это прилагательное).


4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа с учебником:

Упр. 39 с. 25, взаимопроверка, выборочная проверка учителем.


5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Тестирование

1. Укажите самостоятельные части речи.

а) предлог

б) глагол

в) союз

г) имя числительное


2. Укажите ошибочные утверждения в морфологическом разборе имени числительного в предложении: На ШЕСТОЙ день наше терпение закончилось.

а) начальная форма - ШЕСТЬ

б) порядковое

в) простое

г) употреблено в винительном падеже

д) в предложении является дополнением


3. Укажите ошибочные утверждения в морфологическом разборе местоимения в предложении: К ЕГО приходу мы основательно приготовились.

а) ЕГО – личное местоимение

б) начальная форма - ОН

в) это неизменяемое местоимение

г) в предложении употреблено в форме дат. п.

д) в предложении является определением


4. Укажите ошибочные утверждения в морфологическом разборе глагола в предложении: Я волнуюсь перед экзаменом не на шутку.

А) волнуюсь - глагол в изъявительном наклонении

Б) начальная форма - волноваться

В) глагол несовершенного вида

Г) переходный глагол

Д) глагол 2 спряжения

Е) глагол в 1 лице


5. Укажите ошибочные утверждения в морфологическом разборе местоимения в предложении: Дайте кому-нибудь это поручение.

а) начальная форма - кто-нибудь

б) отрицательное

в) в предложении употреблено в дательном падеже

г) составное

д) в предложении является дополнением


6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выучить стихотворение А.Дементьева «Доброта», подготовиться к письму по памяти. Определить части речи каждого из слов стихотворения.

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу

Не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.


7. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Использованная литература

1. Дементьев А. Доброта. https://rustih.ru/andrej-dementev-dobrota/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Вера Сергеевна, за полезную разработку в помощь коллегам!

26 June

Большое спасибо за внимание, Елена Владимировна!

29 June

Вера Сергеевна, благодарю за методическую разработку! Как всегда, полезно и содержательно!

26 June

Благодарю, Раиса Поликарповна!

29 June

Благодарю за полезный ресурс,Вера Сергеевна!

26 June

Спасибо за спасибо, Марина Юрьевна!

29 June

Вера Сергеевна, благодарю за интересный урок!

26 June

Благодарю взаимно, Ирина Владимировна!

29 June

Спасибо, Вера Сергеевна, за качественную помощь коллегам!

27 June

И Вам спасибо, Юлия Васильевна!

29 June