16 июл. 18 г.
Было такое пособие по физике для поступающих в вузы Советского Союза, очень уважаемое издателями – его выпускали трижды, в 1970, 1972 и 1977 годах. Именно эта книга ярко показывает бесцеремонность так называемых методистов, по крайней мере, по физике. Никогда они не назовут имя настоящего автора тех физических задач, на которых они намерены обучать своих читателей. Но если «автор» не может решить какую-нибудь задачу, единственным объяснением может быть только то, что автором задачи был не он.
Вот простенький пример:
«3.13. Длина стальной проволоки площадью поперечного сечения 3 мм под действием растягивающей силы 4·104Н равна 2м. Определить абсолютное удлинение проволоки при увеличении растягивающей силы на 104Н.
Решение
Для того чтобы найти абсолютное удлинение проволоки, необходимо узнать её первоначальную длину. Из формулы находим…».
МИЛКОВСКАЯ Л.Б. Повторим физику. М., «Высшая школа». 1977. С.68.
Затем силу берём зачем-то ещё больше, получая новое удлинение, которое оказывается приблизительно равно 0,16м, и точка, переходим к следующей теме.
Возможно, одинокий сельский школьник, изучающий физику по этому пособию, или учитель физики, подбирающий задачи для завершающего урока по этой теме, не заметят в задаче ничего странного.
Но когда эта красавица предложена в классе, на уроке, какой-нибудь внимательный ученик может получить тот же ответ, что и автор пособия, 0,16м и поднимет на учителя удивлённые глазки: 0,16м – это же 16 см, моя ладонь или пядь! Стальную проволоку толщиной в карандаш можно растянуть на 16см?! Не может быть!
И дальше всё зависит от Учителя. Если он готов к такому событию, или специально на него рассчитывал при выборе именно этой задачи, в его руках настоящая проблемная ситуация, которая принесёт пользу практически всему классу, а не только этому одному недоверчивому мальчишке. А может вылиться только в конфуз, и приведёт к потере доверия к учителю на всё оставшееся время учёбы у него.
О таких задачах и таких ситуациях есть смысл говорить и обмениваться опытом и мнениями на заседаниях методобъединений.
Конкретно в этой задаче секрет, вы понимаете, - в справочнике. Там мы можем найти для разных металлов модуль Юнга Е, о котором Л. Милковская явно что-то слышала, хотя называть не решается. А есть ещё предел прочности, не менее важная конструкционная характеристика материала. И надо признать, что в конце пособия автор эти параметры откуда-то выписала, но применять пока не умеет.
До изобретения егэ с нашими студентами было интересно анализировать эту задачу, повторяя и глубоко усваивая механику твёрдого тела, но и приучаясь думать и работать со справочниками. В учебной группе всегда находился один студент, а то и несколько, замечавших несуразность ответа верно решённой задачи, и сама собой складывалась классическая проблемная ситуация, включавшая в поиск разгадки всю группу.
Лихина Елена Викторовна
Старшов Михаил Александрович
Лихина Елена Викторовна
Елена Вениаминовна Чурина
Старшов Михаил Александрович
Елена Вениаминовна Чурина
Воронцов Сергей Иванович