Мотивация к изучению учебных дисциплин физико-математического цикла
Мотивация к изучению учебных дисциплин
физико-математического цикла
«Не пытайтесь удовлетворить свое тщеславие, стараясь научить кого-то слишком многому. Разбудите в человеке любопытство. Достаточно приоткрыть разуму дверь, не перегружая его, просто заронить в него искру. Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем» - Анатоль Франс, французский писатель и литературный критик.
Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.
Задача учителя – выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности. Научить детей учиться – главная задача школы. Главный результат – желание детей учиться.
Как же решить главную задачу школы? Как достичь главного результата?
Мы расскажем о том, как в нашей школе ведется работа по повышению мотивации к изучению дисциплин физико-математического цикла.
Школа №68 была открыта в 1987 году в Октябрьском районе г.Рязани в «Спальном» микрорайоне с плотной жилой застройкой. Общеобразовательная школа по настоящее время остается общедоступной для всех детей, придерживается принципа «Школа для всех, школа для каждого».
В августе 2024 года Рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика» ) в очередной раз подготовило рейтинги лучших российских школ, основанные на данных о поступлении школьников в ведущие университеты страны.
Для нас стало приятной неожиданностью, что наша школа заняла 9 место среди школ Рязанской области в рейтинге по конкурентоспособности, т.е. школ с наибольшей долей выпускников, успешно поступающих в лучшие вузы России
Среди школ, входящих в десятку лучших в этом рейтинге, только две школы не имеют статуса лицея, гимназии и т.п.
Хочется отметить, что на протяжении многих лет выпускники нашей школы успешно поступают, учатся, заканчивают лучшие вузы. Причем 85% учащихся выбирает вузы технического направления, а среди предметов по выбору на государственной итоговой аттестации лидируют предметы физико-математической направленности: физика, профильная математика, информатика.
Физика и математика – это не просто учебные дисциплины, это основа, на которой строится наше понимание мира. Они развивают умы, учат критически мыслить и вникать в суть вещей. Тем не менее, мы сталкиваемся с серьезной проблемой: многие ученики воспринимают эти предметы как сложные и необязательные, что приводит к снижению интереса и, как следствие, к низким результатам. Поэтому важно понимать, что нужно делать для повышения мотивации к их изучению.
Прежде всего, давайте подумаем, что такое мотивация. Это понятие многогранное, определений у него много.
Говоря простым языком, мотивация – это внутренний или внешний стимул, который побуждает человека к определенным действиям.
Если рассматривать мотивацию к обучению, она влияет на отношение ученика к предмету, его активность на уроках, на стремление к самообразованию. Без сомнения, ученик, мотивированный к учебе, готов преодолевать трудности, искать новые решения и углублять свои знания. Высокая мотивация положительно связана с успеваемостью. Более того, она способствует формированию личной ответственности, организационных навыков и критического мышления.
Мы выделили три вершины, из которых складывается учебная мотивация:
— ученик с его индивидуальными особенностям, интересами и способностями;
— семья и ее отношение к обучению;
— учебный процесс и его организация.
Соединив эти три вершины, получаем равносторонний треугольник. Вы обратили внимание, что на слайде их три. С возрастом меняется мотивация ребенка, а значит треугольник поворачивается вверх новой вершиной.
В младшем школьном возрасте мотивацию во многом определяют родители. Именно отношение родителей к процессу обучения и возможностям своего ребенка оказывает значительное влияние. Дети в этом возрасте прекрасно знают, что учиться надо, чтобы в будущем получить профессию. Так говорят родители. Дети ходят в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учителя. Стремятся получить одобрение одноклассников. Мотивация в этом возрасте неустойчивая, напрямую связана с эмоциональным состоянием младшего школьника. В вершине мотивационного треугольника находятся родители.
В подростковом возрасте наблюдается снижение мотивации, особенно к изучению сложных предметов. В 7 классе вводится физика, алгебра, геометрия, статистика. На желание детей их изучать прямо влияет организация учебного процесса. «Нам тогда все понятно, когда интересно». Значит на уроке ребенку должно быть интересно. Здесь ведущая роль принадлежит учителю. От его деятельности зависит какая мотивация изначально выстроится у учащихся – положительная или отрицательная. Теперь в вершине треугольника – учитель.
В старших классах возрастает личностный смысл учения. У ребенка возникает внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает учитель, а также желание активно их приобретать. Уровень мотивации растет, у ученика появляется цель. Обучение становится активным, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность. Ребенок переживает за свои успехи, а это есть мощный фактор развития мотивации.
Мотивирующей вершиной треугольника становится сам ученик, а в надежном основании – семья и школа.
Рассмотрев эти треугольники, становится ясно, как в каком возрасте грамотно выстраивать систему мотивации.
Первые значимые взрослые для ребенка - родители. Значит, школа и родители должны быть партнерами с самого начала обучения. От согласованности семьи и школы, от единства их требований к учащимся зависит эффективность обучения. Школа должна грамотно побудить и направить инициативы родителей в нужное русло, выстроить такую систему взаимодействия, которая перейдет в сотрудничество. Именно от этого зависит результат обучения и воспитания.
Как ведется работа с родителями в нашей школе
встречи родителей с педагогами-предметниками, администрацией школы
посещение родителями уроков
индивидуальные консультации, рекомендации
совместное выяснение причины неудач ребенка и выработка системы их устранения.
Особенно хочется отметить важность работы с родителями в рамках подготовки учащихся к обучению в классах технологического профиля. Несмотря на то, что обучение в этих классах начинается в 10 классе, работа с родителями начинаться уже в 7. Уже в этом возрасте учителям математики и физики становится понятно, кто из детей способен обучаться в таких классах. Именно в это время мы начинаем настраивать учащихся на сдачу ОГЭ по физике и информатике, серьезно готовиться к ОГЭ по математике. Объясняем и детям, и родителям, что по пути наименьшего сопротивления идти нельзя. Нельзя выбирать в 9 классе на ГИА те предметы, которые полегче, а потом пытаться учиться в 10 технологическом классе, да еще в 11 классе идти на ЕГЭ по физике и профильной математике.
Главное правило - на встречах родитель не должен чувствовать себя “провинившимся учеником”.
Мотивированный родитель – треть успеха.
Как мы организовали учебный процесс, чтобы заинтересовать учащихся предметами физико-математического цикла?
Мы начинаем со школы будущего первоклассника: ведем курсы «Занимательная математика» и «Логика, память, внимание». Они формируют мыслительные операции, развивают логику у старших дошкольников. Конечно, выбор этих курсов – это дело родителей.
В начальной школе в рамках внеурочной деятельности у нас ведется курс «Умникам и умницам», в основной школе «Математический практикум», «Методы решения физических задач», «Обработка информации в электронных таблицах».
С учащимися 8-9-х классов молодые ученые политехнического института проводят занятия в рамках сетевого взаимодействия не только на территории школы, но и в лабораториях вуза. Они проводят мастер-классы и уроки, на которых демонстрируют, как их работа связана с физикой, информатикой, математикой. Это не только мотивирует детей, но и показывает им, какие возможности открываются при изучении предметов физико-математической направленности.
Учащиеся 9-11-х классов занимаются в ФМШ РГРТУ, Предуниверсарии РГУ.
Конечно же главную роль в организации учебного процесса играет учитель. Не каждому ребенку просто понять физику и математику, и не каждый учитель умеет интересно их преподнести.
Если учитель обладает гибкостью, внимателен к потребностям учащихся, эмоционально уравновешен, уверен в себе, жизнерадостен, то работа его будет максимально эффективна.
Мотивированным может быть только ученик, который обучается у педагога, имеющего высочайший уровень мотивации в своей работе.
Подводя итог, я хочу подчеркнуть, что мотивация к изучению учебных дисциплин физико-математического цикла – это нелегкая совместная работа всей школьной команды. Правильная организация учебного процесса, грамотная работа с родителями и конечно же учителя, увлеченные своей работой, - все это позволяет нам решать главную задачу школы, достигать главного результата – научить детей хотеть учиться.