Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения

0
0
Материал опубликован 29 January в группе

 Мотивация играет важную роль не только в учебном процессе, но и в обычной жизни. Каждый день человек сталкивается с выбором: сделать какое-либо действие или же полностью игнорировать его. На это влияют многие факторы и не в последнюю очередь мотивация. Современные психологи дают разные определения данному понятию, но во всех них есть одно общее: мотивация – это совокупность факторов, которые определяют деятельность человека, сюда входят мотивы, потребности и стимулы [8, ст. 38]. Учение – это тоже деятельность, где мотивации отводится отнюдь не последнее место.

 

 Мотивация на обучение – это внутреннее побуждение, которое подталкивает обучающегося на приобретение знаний, умений и навыков. Современному педагогу необходимо уметь разбираться в различных видах и способах мотивации, чтобы продуктивно строить учебный процесс. Мотивация влияет не только на образовательные результаты, но и на психологическую составляющего этого процесса. Мотивированный ребёнок будет чувствовать себя на уроке куда комфортнее, чем не за мотивированный.


 Прежде чем рассмотреть модели внедрения мотивации, необходимо в первую очередь познакомиться с её видами. Чаще всего результат деятельности зависит от того, что в первую очередь побудило человека к действию. В данном ключе довольно распространена классификация, в которой мотивы деятельности делятся на внешние и внутренние [4, ст. 47].


 Внешняя мотивация подразумевает под собой достижение внешних по отношению к содержанию деятельности целей, заданных самостоятельно или другими людьми [3, ст. 35]. Внешняя мотивация – это стремления разного типа, которые стимулируют выполнение деятельности не ради неё самой, а ради определённых вознаграждений [3, ст. 35]. Ребёнку важен не сам предмет, а что он за него в первую очередь получит. Это могут быть положительные отметки в журнале или же желание сразу получить удовлетворительную отметку и не тратить время на её исправление. Важную роль в мотивации школьников играют похвала, признание и награды. Это может исходить как от школьного окружения, так и от родителей. Нередко сами родители становятся проявлением внешней мотивации, когда требуют от ребёнка только положительных результатов.


 Внутренняя мотивация в отличие от внешней строится на базовых человеческих потребностях в познании и понимании [3, ст.35]. В данном случае ребёнок сам является источником мотивации. Активная познавательная деятельность сама по себе доставляет ему удовольствие. Ребёнок стремится проявлять инициативу, сам находит новые задачи и решения для них. В образовании внутренняя мотивация чаще всего проявляется в интересе к предмету. Например, в ходе педагогической деятельности было подмечено, что ученики, проявляющие интерес к истории, более открыты к получению информации по предмету вне школьных кабинетов. Они стремятся углубить знания, что важно поддерживать, а не тормозить.


 В научной литературе нет однозначного ответа по поводу того, какая мотивация более полезна для достижения образовательных целей. Лучшим вариантом является сочетание внутренней и внешней мотивации, но с приоритетом на развитие внутренней. У каждой есть свои плюсы и минусы. Внешняя мотивация подходит для решения краткосрочных целей, а внутренняя – устойчива и долгосрочна, но именно её сложнее сформировать у человека.


 Какие же существуют способы формирования мотивации? Прежде чем ответить на этот вопрос необходимо определиться с возрастом обучающихся и их познавательными способностями. Всё это необходимо для того, чтобы выбрать более эффективный способ. Не стоит забывать и то, что педагоги ограничены как правило во времени, а именно уроком. Формирование мотивации - довольно длительный процесс, в котором педагогу стоит действа комплексно и продуманно.


 Существует множество способов, которые стимулируют познавательную деятельность. Ю. В. Болек разделила способы на различные категории:


 Психологические способы. По мнению автора, в данных способах важна связка «ученик-преподаватель», где последний выступает в качестве наставника, задачей которого является заинтересовать ученика и показать значимость изучаемого предмета. Ключевыми элементами здесь являются: мотивирование учеников, взаимоуважение и мотивация личным примером [1, ст. 44-45].


 Ю. В. Болек также обращает внимание на организацию учебного процесса. Четкая структура занятий, понятная цель, квалифицированный преподаватель и доступные ресурсы облегчают погружение учащихся в материал. Важнейшими элементами здесь являются: системная организация учебного процесса, обсуждение целей занятия и практической применимости знаний, разнообразие форм деятельности и использование современных методов обучения [1, ст. 45].


 Контроль и оценка знаний также может являться способом формирования мотивации. Положительная оценка или даже похвала способны мотивировать ученика и показать, что его успехи заметны для педагога, но не стоит забывать, что чрезмерное поощрение или строгость могут повлечь и негативные последствия. Так в первом случае ученик может меньше прикладывать усилий и «расслабиться». Во втором случае наказания могут привести к негативному отношению к предмету и процессу обучения. Эффективная мотивация с помощью контроля и оценки подразумевает: прозрачные критерии оценивания, подробный разбор ошибок с учениками и организацию взаимопроверки работ между учащимися [1, ст. 45].


 О. А. Шляпникова классифицирует способы иначе. Она обращает внимание на содержание учебного материала. Сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для школьника какого-либо значения, поэтому педагогу важно знать особенности возраста, которому выдаётся учебный материал. Информация должна преподноситься так, чтобы она вызывала эмоциональный отклик. Содержательно и иллюстративно бедный материал не обладает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению [9, ст. 63-64]. В данную категорию можно отнести способы, которые приводит Ю. В. Шамойлова. Использование в обучении активных и интерактивных методов позволяет привлечь внимание и заинтересовать обучающихся, а использование электронных ресурсов и информационных технологий не только привносит в учебный процесс наглядность, но и обеспечивает доступность образовательного материала. Применение методов нестандартного обучения создаёт ситуации, когда обучающийся вынужден применять для работы знания, полученные ранее, и проявлять креативность. Все это в большей или меньшей степени формирует интерес к обучению, заставляет использовать умственную самостоятельность и инициативность [10, ст. 255].


 О. А. Шляпникова так же, как и Ю. В. Болек акцентирует внимание на организации учебного процесса. Автор выделяет три этапа, из которых должно состоять изучение учебного материала. На первом (мотивационном) этапе необходимо пояснить школьнику важность изучения данного раздела программы и выделить основные задачи. Операционно-познавательный этап предполагает усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. На рефлексивно-оценочном этапе происходит анализ проделанного, сопоставление достигнутого с поставленной задачей и оценка работы [9, ст. 64].


 Помимо оценки результатов учебной деятельности О. А. Шляпникова выделяет и стиль педагогической деятельности. Автор отмечает, что авторитарный стиль формирует у обучающихся внешнюю мотивацию, мотив же «избегание неудачи» затормаживает развитие внутренней. Демократический стиль направлен на формирование внутренней мотивации, а либеральный, наоборот, снижает мотивацию учения [9, ст. 65].


 Нами уже было выяснено, что мотивация играет ключевую роль в образовательном процессе, влияя на качество и эффективность усвоения материала. Существует множество моделей, направленных на повышение мотивации. Многие педагоги затрагивают такие модели как модель «педагог-мотиватор», «мотивация через совместное действие» и др. [2; 5]. В настоящей статье мы не будем останавливаться на них, а обратимся к другим моделям, которые будут ориентированы на дистанционное обучение. Широкое распространение информационных технологий и Интернета постепенно меняет образовательные процессы. Педагогу необходимо подстраиваться под новые условия, что не всегда выходит успешно.


 Модель персонализированного обучения ориентирована на личность. Обучающийся выступает субъектом учебной деятельности. Данная модель позволяет ученику самому выбирать свой образовательный путь, выбирая цели, задачи, темп, сложность и способы выполнения заданий. Эта модель использует шкалу учебных целей, структурированную по уровням: от начального интереса (1.0) до продвинутого применения знаний на практике (4.0), включая понимание, анализ, синтез и перенос знаний в другие области. Учащиеся также могут выбирать форму работы (индивидуально, в парах, группах) и необходимые ресурсы. Персонализированная модель обучения более эффективно работает в сфере дистанционного образования, где педагог выступает в роли наставника, а не занимает центральное положение [7, ст. 70].


 Ещё одной эффективной моделью внедрения мотивации в дистанционном образовании можно считать модель ARCS. Она была разработана Джоном Келлером. Модель состоит из четырёх компонентов, где A — attention (внимание); R — relevance (значимость); C — confidence (уверенность); S — satisfaction (удовлетворенность). Поговорим подробнее про каждый из них. В компоненте A (привлечение и удержание внимания) важно использовать аттрактивную графику, анимацию или любой другой элемент. Для удержания внимания можно использовать «тайну» или так называемую нерешённую проблему. Особо важно разнообразие. Даже самые интересные приёмы со временем теряют эффективность, поэтому необходимо постоянно менять тактику обучения. Второй важный компонент в модели формирования мотивации — релевантность, или значимость. Для формирования внутренней мотивации важно, чтобы каждый учащийся понимал личную значимость учебного материала. Подчеркивание практической ценности и актуальности обучения способствует целенаправленному поведению. Следующий компонент модели — уверенность в успешности процесса обучения. Неуверенность в своих силах препятствует формированию внутренней мотивации. Уверенность достигается, когда учащийся воспринимает свой успех как результат собственных способностей и усилий, а не как случайность или простое задание. К способам достижения уверенности авторы модели ARCS относят повторяемость типовых заданий. Завершающий компонент модели — это обеспечение чувства удовлетворенности от процесса и, в первую очередь, результатов обучения. Внешняя мотивация (награды, признание) должна использоваться осторожно, не подавляя внутреннюю мотивацию. Важно, чтобы учащиеся чувствовали, что их усилия соответствуют результатам, что цели, содержание и оценка курса последовательны и справедливы. Положительные эмоции от обучения создаются простыми стимулами, такими как похвала и признание успехов [6, ст. 16-17].


 Таким образом, мотивация в обучении – это сложный и многогранный процесс, который требует комплексного подхода со стороны педагогов. Существует множество способов формирования, все они имеют свои особенности. Важно выбрать именно тот, что будет эффективным в той или иной учебной группе. Нами не были рассмотрены многие способы формирования учебной мотивации и модели внедрения, что даёт возможность для дальнейших исследований.



Список использованной литературы

1. Болек, Ю. В. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроке / Ю. В. Болек // STUDENT RESEARCH : сборник статей XIII Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 05 марта 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 43-47.

2. Волкова, М. Н. Методическая разработка "МОТИВАЦИЯ НА ОБУЧЕНИЕ: ВИДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ" // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. - URL: https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2021/10/28/metodicheskaya-razrabotka-motivatsiya-na-obuchenie-vidy (дата обращения: 29.01.2025).

3. Гордеева, Т. О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников / Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - № 3. - 2011. - С. 33-45.

4. Грекова, В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы / В. А. Грекова // Северо-Кавказский психологический вестник. - № 3 Т. 6. - 2008. - С. 45-51.

5. Маршинина, Т. В. Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения // Инфоурок. Образовательный маркетплейс. - URL: https://infourok.ru/motivaciya-na-obuchenie-vidy-i-sposoby-formirovaniya-modeli-vnedreniya-6782666.html (дата обращения: 29.01.2025).

6. Милявская, Н. Б. Модель ARCS как средство развития учебной мотивации в системе дистанционного обучения / Н. Б. Милявская, В. В. Филиппова // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - № 2 (14). - 2022. - С. 13-21.

7. Опарина, Я. О. Развитие познавательного интереса и учебной мотивации через внедрение модели персонализированного обучения / Я. О. Опарина, О. А. Шабанова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - № 4 (48). - 2020. - С. 69-72.

8. Суровицкая, Ю. Ю. Понятие о мотивации в психологии / Ю. Ю. Суровицкая, М. Н. Мадимухаметов // Наука и реальность/Science & Reality. - №1(13). - 2023. - С. 36-40.

9. Шляпникова, О. А. Мотивация образовательной деятельности / О. А. Шляпникова ; Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. – Ярославль : Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2014. – 124 с.

10. Шамойлова, Ю. В. Учебная мотивация и способы ее формирования / Ю. В. Шамойлова // Наука и образование транспорту. – 2019. – № 1. – С. 254-256.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.