Мотивация на обучение виды и способы формирования, модели внедрения
Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения.
… Мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя и мотивации научиться, как таблице умножения, ее можно лишь стимулировать, развивать, повышать…
Александр Борисович Орлов.
Как нельзя лучше данное высказывание описывает деятельность педагога. Ведь, действительно, наша задача не научить тому или иному навыку, а привить интерес и желание этот навык получить. Ведь как нельзя лучше усваиваются полученные новые знания, если ребенок сам захотел их получить. В современном образовательном процессе классический урок ушел на задний план, теперь каждый учитель актер, режиссер, сопровождающий наставник и еще очень много эпитетов можно подобрать современному педагогу. Каждый урок – это целое представление в той или иной форме.
С недавнего времени реалии жизни и сложившаяся эпидемиологическая обстановка «заставила» педагогов осваивать новые технологии, в данном случае, я, говорю об онлайн – обучении. А так ли это ново? Неужели мы раньше не использовали метод «перевернутого урока» непосредственно в учебном процессе офлайн или так называемом традиционном уроке. Хоть это и очень молодой метод активного обучения, т.к. появился он в XXI веке в 2007 году в Вудландской школе в штате Колорадо (США) двумя учителями естественных наук — Джонатаном Бергманом и Аароном Cамсу. Т.е. данный метод заключается в самостоятельном изучении учебного материала обучающимися или так называемом «домашнем задании». Причем метод может быть использован на любой ступени обучения, т.к. младшим школьникам могут быть предложены материалы для изучения непосредственно педагогом, что же касается старших школьников, то они уже вполне самостоятельно могут найти и отобрать материал по теме, заданной для изучения. Причем при самостоятельном ранжировании материала изучение становится более осознанным и понятным для обучающихся. Данный метод как нельзя лучше мотивирует учащихся на обучение, на веру в свои силы и возможности. Кроме того, при использовании данного метода задания для совместной работы на уроке могут дифференцироваться, что даст возможность даже самому слабому ученику поверить в свои силы. Не это ли мотивация в чистом виде?
Кроме того, одним из эффективных методов стимулирования и развития мотивации, на мой взгляд, является кейс – технология. это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе жизненных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения поставленных задач.
В своей педагогической деятельности именно этот метод один из наиболее мною любимых. Методы кейс технологии разнообразны. Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения это могут быть кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений или кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
На самом деле каждый кейс несет в себе обучающую функцию, только степень выраженности этой функции варьируется в различных видах кейсов. Одним из наиболее важных достоинств данного метода является то, что его можно применять практически в любой области знаний. При этом уровень сложности задач – ситуаций можно варьировать от низкого к высокому, что дает возможность применять данный метод и для менее подготовленных ребят.
Каких целей помогает добиться рассмотрение кейс-ситуаций в рамках учебного процесса?
Во – первых это Развитие интеллектуальных способностей;
Во – вторых умение аргументированно защитить свою позицию;
В – третьих это устойчивость к стрессам, развитие коммуникативных способностей, а также умения работать в команде.
Каждый преподаватель знает, как быстро теряется интерес обучающихся к выполнению однообразных упражнений. Кейс-метод – это система вариабельных составляющих, что позволяет применить его в любой отрасли знаний, адаптируя к условиям.
Именно поэтому на уроках постоянно применяются различные технологии и методы:
Метод "Золотой ключик"
Метод "Мозговой штурм"
Метод "Кластер" и т.д.
Подобных методов для вовлечения учащихся в образовательный процесс и активизации их мотивации учения огромное количество. При этом не стоит недооценивать подобные методы, так как это очень мощный инструмент в руках педагога. Методически правильно организованный каждый из методов требует от каждого из учащихся активной познавательной деятельности, способствует эффективному сотрудничеству учителя и учащихся.
Таким образом применение активных методов в организации учебного процесса позволяет не только методически верно структурировать урок, но и способствовать тому, что обучение из разряда необходимости, для учащихся, переходит в разряд активного, самостоятельного добывания знаний, возбуждающего их мысль и развивающего интерес к предмету.
Пермякова Ольга Анатольевна
Глазер Анна Геннадьевна
Пермякова Ольга Анатольевна