Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
МОТИВАЦИЯ НА ОБУЧЕНИЕ: ВИДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ
Мотивация к обучению является ключевым фактором, определяющим успешность образовательного процесса. Особенно это актуально в сфере физической культуры, где интерес и желание учеников участвовать в занятиях напрямую влияют на уровень физической подготовки и здоровье школьников. Введение Самбо как третьего урока физической культуры в школе представляет собой инновационный подход, направленный не только на улучшение физической формы учащихся, но и на развитие личных качеств, таких как самодисциплина, выносливость и умение защитить себя.
Внутренняя мотивация основывается на личном интересе ученика к предмету или виду деятельности. В контексте физической культуры она проявляется в стремлении улучшить свои физические показатели, получать удовольствие от движения и осознавать важность здорового образа жизни. Самбо как вид спорта предоставляет множество возможностей для развития внутренней мотивации. Ученик может видеть свои успехи и прогресс, чувствовать физическую и психологическую пользу от занятий, что способствует развитию устойчивого интереса к предмету. [3]
Внешняя мотивация обусловлена внешними факторами: оценками, похвалой от учителей и родителей, соревнованиями и наградами. Внедрение Самбо как третьего урока физической культуры может быть поддержано через школьные соревнования, турниры и признание достижений. Внешняя мотивация играет важную роль на начальных этапах освоения физической активности, когда ученик еще не ощутил внутренней радости от процесса, но реагирует на поощрения и внешние факторы.
Введение игровых моментов в уроки Самбо, таких как командные задания или личные вызовы, помогает повысить интерес и вовлеченность учеников. Элементы соревнований могут усилить внешнюю мотивацию. Игровая форма занятий позволяет увеличить интерес учеников и стимулировать их активное участие. Важно также использовать игровые моменты для постепенного освоения базовых элементов боевого искусства, что особенно эффективно для младших школьников. [3]
Индивидуальная работа с учениками, учет их личных интересов и возможностей, способствует повышению мотивации. Важно поддерживать персональный прогресс: поощрение личных достижений, независимо от уровня подготовки. Применение личностно-ориентированного подхода в обучении физической культуре позволяет учитывать индивидуальные способности и интересы учеников, что усиливает их мотивацию. Каждый ученик может ставить перед собой конкретные цели, что также способствует повышению интереса к урокам физкультуры.
Объяснение ученикам пользы Самбо не только для физического, но и для психического здоровья (умение защитить себя, укрепление уверенности в себе). Привлечение известных спортсменов и проведение мастер-классов для создания примера для подражания. Приобретение знаний о здоровом образе жизни способствует изменению отношения учащихся к физической культуре, побуждая их стать сильными и физически развитыми.
Внедрение Самбо как части общего курса физкультуры, при этом уроки направлены на развитие как физических, так и социальных навыков учеников. Включение элементов взаимодействия и командной работы способствует развитию коллективной мотивации. Интеграция Самбо в учебный процесс позволяет сочетать физическое развитие с воспитанием морально-волевых качеств, таких как стойкость, выносливость и самодисциплина. [1]
Создание специальных модулей для углубленного изучения Самбо в рамках физкультуры. Возможность выбора учениками различных модулей для развития интересов (оборона, спортивная часть, акробатика и т.д.). Модульный подход позволяет учитывать индивидуальные предпочтения и уровень подготовки учащихся, что способствует повышению их мотивации к занятиям.
Разработка персонализированных программ для учеников с учетом их уровня подготовки и интересов. Создание личных целей для каждого ученика (улучшение гибкости, силы, скорости), что поддерживает устойчивую мотивацию. Индивидуализированный подход позволяет более эффективно учитывать особенности каждого ученика, что способствует повышению их мотивации и результативности занятий.
С 2015 года при официальной поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации и Всероссийской федерации самбо в нашей стране реализуется проект «Самбо — в школу!». Он является одним из крупнейших образовательно-спортивных проектов в России, направленным на продвижение самбо в образовательных учреждениях. Цель проекта — формирование условий для физического, гражданского, патриотического и нравственного воспитания школьников через использование потенциала самбо как национального достояния России. [2]
Внедрение проекта «Самбо — в школу!» способствует повышению мотивации школьников к занятиям физической культурой и боевыми искусствами. Участие в проекте позволяет учащимся развивать физические качества, укреплять здоровье, а также воспитывать лидерские и моральные качества. Организация соревнований и образовательных программ стимулирует интерес к физической активности и способствует формированию здорового образа жизни среди молодежи.
Мотивация на обучение, особенно в сфере физической культуры, играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни у школьников.
Внедрение Самбо как третьего урока физической культуры способствует развитию личной и коллективной мотивации, улучшает физическую подготовку и развивает социальные навыки учеников. Эффективные способы формирования мотивации, такие как игровые методы, личностно-ориентированный подход и формирование значимости физической культуры, способствуют повышению интереса к физической активности и укреплению здоровья детей.
Источники
1. Бадмацыренов ГХ. Особенности мотивации к спортивной деятельности школьников самбистов первого года тренировок. УО [Интернет]. 1 декабрь 2022 г. [цитируется по 9 январь 2025 г.];12(10):209-15. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/650
2. Всероссийский проект «Самбо - в школу!» https://www.sambo.ru/special/school_programm/?utm_source=chatgpt.com
3. Глебов Дмитрий Викторович, Рябцев Сергей Михайлович Использование метапредметной технологии с целью повышения мотивации школьников к учебе посредством занятий самбо // StudNet. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metapredmetnoy-tehnologii-s-tselyu-povysheniya-motivatsii-shkolnikov-k-uchebe-posredstvom-zanyatiy-sambo (дата обращения: 09.01.2025).
4. Лядов Сергей Сергеевич, Гуреева Татьяна Михайловна, Судоргина Валентина Петровна, Чумаш Валерия Владимировна Эффективность внедрения борьбы самбо в процесс физического воспитания учащихся старшего подросткового возраста общеобразовательной школы // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. №11 (165). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-vnedreniya-borby-sambo-v-protsess-fizicheskogo-vospitaniya-uchaschihsya-starshego-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 09.01.2025).
5. Наговицын Р.С. Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8 (часть 2) – С. 293-298
6. Недосекин Алексей Николаевич Апробация модели формирования профессиональной компетентности в области методики обучения самбо будущего учителя физической культуры в образовательном процессе вуза // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №12 (178). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aprobatsiya-modeli-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-v-oblasti-metodiki-obucheniya-sambo-buduschego-uchitelya-fizicheskoy (дата обращения: 09.01.2025).
7. Программа развития самбо в Российской Федерации до 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sambo.ru/media/resource/2017/05/31/programma_razvitiya_sambo_v_rossijskoj_federacii_do_2024.pdf