Статья «Влияние метапредметных технологий на мотивацию обучения и качество знаний на уроках географии»
Влияние метапредметных теологий на мотивацию обучения и качество знаний на уроках географии.
Стекленёва С.Ю.учитель географии
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»
Главная идея современной школы – идея развития. Школа перестаёт быть местом, где ученики получают только базовые предметные знания.
Современная школа учит: 1.Самостоятельно думать.
2. Общаться и работать в команде.
3. Формулировать вопросы, решать задачи.
Мы, учителя в практике используем разнообразные педагогические технологии для мотивации обучения. В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения дисциплине.
Данные умения включают в себя простые умения и навыки, формирование которых необходимо производить поэтапно на уроках географии. Метапредметные технологии. Сегодня я познакомлю с такими метапредметами, как «Знак», «Знание», «Задача» «Наблюдение», «Проблема».
География – наука, даёт целостное и системное представление о планете. Предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность.
Основные виды учебных действий ученика: умение составлять характеристику (Страны, Региона, Материка), объяснять, сравнивать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении практики.
В рамках метапредмета «знак» у школьников формируется способность схематизации.
Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то что хотят сделать.
Нарисуйте иллюстрацию к тексту.
Нарисуй схему землетрясения.
Зашифруйте понятия темы в символы или последовательность символов.
Прочитайте текст Используя условные знаки.
Синоптическая карта. Особый вид тематических карт.
(Задания: 1. Используя синоптическую карту составьте прогноз погоды в городе Сыктывкар. 2. По карте определите, в каких городах России ожидается потепление, а в каких похолодание? )
При изучении темы: Районирование России, Субъекты в составе Российской Федерации – используем знаки. Задания по субъектам встречались в прошлом году в Этнографическом диктанте, в котором принимали участия учителя и ученики нашей школы. Сложно запоминаются: 22 республики, 9 краёв, 4 авт. округа, области. Всего 85 субъектов. ( 46 области).
Метапредмет «Наблюдение».
Карты-анаморфозы представляют образы и статистическую информацию, на которой эти образы строятся.
Изображается величина явления в пределах конкретной территории. Не учитывается масштаб карты.
Составление карты-анаморфозы
Изобразите территорию гипотетического государства, в составе которого 4 субъекта.
Общая площадь государства 100 единиц(100 клеток) – 100%. (а-19%, б -22%, в- 7 %, д – 52%). Карты – по продолжительности жизни.
Метапредмет « задача».
Ученики решают и формулируют задачи.
Какова высота горы, если у подножия температура + 26 градусов а, а на вершине -10 градусов? ( 6 км).
На какую высоту поднимется самолёт, если за бортом температура – 30 градусов, а у поверхности земли _12 градусов?
При изучении метапредмета «задача» у школьников формируются способности: понимания условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания процедур достижения цели. ( Представьте, что в Антарктиде, температура понизилась на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях? Или – Оказывается, что в Антарктиде можно купаться и загорать, Когда и почему там можно это делать?
Метапредмет «Проблема» - постановка проблемы. Почему Западная Сибирь заболочена.
Метапредметный результат – ученики определяют проблему и находят способы её решения.
1.Торф (удерживает влагу).
2. Низкие температуры.
3. Многолетняя мерзлата.
4. Избыточное увлажненик. Коэффициент больше 1.
Метапредметные результаты изучения курса географии.
Систематизировать информацию.
Определять проблему и способы ее решения.
Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.
Владеть навыками анализа и синтеза.
Перевод информации из одного вида в другой.
Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении.
Уметь вести дискуссию, диалог.
Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Школа, как и культура питается талантами. Каждый человек талантлив по своему.
Метапредметность помогает мне:
-развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
-расширить «горизонты» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;
-увидеть неповторимую личность в каждом своем ученике ;
-определить ценностно-смысловое значение главных направлений развития современного образования;
-выявить недостатки изолированного преподавания предмета.
-получить качественно новый педагогический результат, повысить мотивацию.
Современная школа осуществляет переход на новую оценку своей деятельности, регламентированную требованиями ФГОС второго поколения, содержание которого направлено на обновление и перестройку методического мастерства учителя.
Пожалуй, первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра в образовании.
Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности.
Изменились цели предмета, совершенствуется содержание, произошел переход от покомпонентного изучения курса географии к комплексному страноведческому подходу.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Список литературы.
Душина, И. В., Таможня, Е. А. Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования / И. В. Душина, Е. А. Таможняя // География в школе. – 2010. – № 3. – С. 34–38.
Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения/ А.А.Кузнецов// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. - №2.