Выступление «Мотивация — один из важнейших факторов повышения уровня успеваемости обучающихся»
Пояснительная записка к презентации
МотивацияPPTX / 3.34 Мб
/data/files/o1679999760.pptx (Мотивация)Заседании ШМО гуманитарного цикла по теме: «Работа со слабоуспевающими обучающимися на уроках русского языка, литературы, истории».
Тема выступления: «Мотивация - один из важнейших факторов повышения уровня успеваемости обучающихся»
По ходу педсовета ведется просмотр презентации.
Всем известно мудрое высказывание: «Коня можно подвести к водопою, но заставить напиться – нельзя». Именно с этой фразы хочется начать свое выступление. Для учителей это прописная истина: если ученик хочет овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. И наоборот – если же ребенок учиться не хочет, то порой учителя бессильны.
С каждым годом, к сожалению, возрастает количество неуспевающих детей. И в большинстве случаев это связано с отсутствием мотивации обучающихся. Нет потребности, нет интереса к учебе. И это на самом деле является серьезной проблемой. Ну а раз нет интереса, то и о высоких результатах учебы говорить не приходиться. Но в наших с вами силах постараться сделать обучение процессом желанным и увлекательным. Каждый из нас, наверняка, задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?
Все вы знаете, что очень часто на уроках ученики слушают нас, но не слышат, смотрят и не видят. И задача учителя заключается в том, чтоб включить ребенка в работу, создать некий стимул. Задача нелегкая, но всё же выполнимая. С этой целью я использую в работе некоторые приемы. Всем вам, конечно, известно, что сложно бывает расшевелить слабеньких учеников, заставить их говорить. Особенно на какие-то отвлеченные темы. Поэтому я стараюсь максимально связать темы уроков с обычной жизнью, с тем, что у них откликается. Например, при изучении темы «Типы речи», разбирая тип речи повествование, я прошу ребят устно составить небольшой текст на тему «Мои выходные». Один из учеников рассказал, как они с семьей ездили в прекрасное заведение, где приятно пообедали гамбургерами. Смотрю, класс оживился) На следующем уроке соответственно тема «Описание». Вспомнили вчерашний рассказ про гамбургеры. Снова прошу составить пример текста. И как вы думаете, что мы стали описывать? Конечно, тот самый гамбургер. И как раз тут проявили себя даже те, от кого каждое слово нужно вытаскивать клещами. Следующий урок – «Рассуждение». И мы третий день подряд, с необычайным удовольствием говорим про еду. На сей раз мы доказывали, что гамбургер вкуснее шаурмы, что гамбургер – самая лучшая еда и т.д. Естественно, соблюдая все правила построения текста типа речи рассуждение. И опять – даже слабые ученики с интересом включились и тянули руки. Чего мы, собственно, постоянно и добиваемся.
Или же наоборот даю какое-то нестандартное начало, которое, казалось бы, никак к уроку не относится. Например, при повторении темы «Наречие» я начинаю урок с вопроса: «Ребята, а вы видели когда-нибудь, как бегают ежики?» Естественно, после такого вопроса все головы поднимаются на меня и ждут продолжения. Буквально полминутки отводим на обсуждение тех самых ежиков, а потом я преследую свою цель – а теперь запишите 10 наречий, которые характеризовали бы движения ежика. Кто может больше – пожалуйста. Но тут уже 10 слов хочется написать всем. Тут и включенность в работу, и развитие речи, мыслительного процесса.
На уроках литературы я предлагаю ребятам пофантазировать на тему «А если бы..» Например, поселить какого-либо персонажа в современный мир и тем самым помочь ему, персонажу, решить какую-то проблему. Тут тоже начинает работать фантазия и говорят даже те, кто с произведением вообще мало знаком. Например, чем бы мог заниматься Обломов в наши дни, какая профессия подошла бы ему? Какой бы выход из ситуации вы предложили Герасиму, если б он был нашим современником? И тут уже за работу на уроке плохо успевающему ученику можно поставить положительную оценку.
Еще одной достаточно серьезной проблемой является написание сочинений. А если это сочинение-описание природы, то туши свет. Для того, чтоб работа получилась у всех, я использую метод кроссенса. Это своеобразная головоломка, которая способна подтолкнуть ребят на нужные мысли. Суть заключается в том, что на экран выводятся определенные ассоциативные картинки, размещенные в поле из 9 квадратиков. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Вариантов использования кроссенса очень много, все зависит от фантазии учителя. Вот, например, предлагаю ребятам угадать, какое слово зашифровано. Тема сочинения – весна. Получается, что благодаря этим картинкам каждый ребенок может уже написать неплохое сочинение, у каждого появляется свой определенный образ весны. Обычно с такой работой справляются все.
Или, например, сформулировать тему урока. Произведения какого автора мы будем изучать? Русский язык. Прошу сформулировать тему урока (слайд Антонимы, Пушкин)
Метод мини-проектов тоже неплохо работает для таких вот учеников. Например, на обобщающем уроке по теме «Имя прилагательное» предлагаю создать памятку, буклет, плакат по теме. Тоже очень хорошо работают все участники групп. Если вдруг ученик по какой-то причине не присоединился ни к одной из групп, он работает индивидуально. И тут срабатывает соревновательный элемент – даже все слабые ученики стараются сделать лучше, интереснее. При этом разрешаю пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками, всем, чем угодно.
Результат подобной работы с детьми, конечно, заметен: дети перестают бояться высказывать свои мнения, снижается психологическое напряжение на уроках, сочинение для детей становится не наказанием, а увлекательным заданием.
Вот такие небольшие хитрости я использую на своих уроках, которые помогают повысить мотивацию, а значит, и успеваемость обучающихся, у которых есть проблемы в обучении.