Эссе на тему «Моя педагогическая философия»

8
0
Материал опубликован 11 March 2021

Эссе

Моя педагогическая философия



Думаю, каждый человек в детстве мечтает о какой-нибудь профессии. У каждого времени свои герои. Мои одноклассницы видели себя в будущем врачами, учителями. Это были самые уважаемые профессии. Мне, тогда ещё совсем маленькой девчонке, казалось, что ничего интереснее во всём мире нет, чес учить уму-разуму детишек. Я внимательно следила, как наша учительница показывает нам, как надо писать буквы, как решать задачи, с упоением слушала её захватывающие истории о разных людях, странах, растениях, животных… И…представляла себя на её месте.

Шли годы. Взрослела я. Но моя детская мечта неизменно оставалась со мной. Стараясь её приблизить, я много возилась с малышами, работала отрядной вожатой. Я знала, что строчки «У меня растут года, будет мне семнадцать. Кем работать мне тогда? Чем заниматься? Ко мне не относятся. Я буду учителем. Но пока- вожатой. Работа вожатой окончательно убедила меня в том, что я на правильном пути.

А потом годы студенчества. И вот в руках диплом. Я- учитель. 1 сентября с трепетом вхожу в класс. На меня глядят детские глазёнки. Любопытные, доверчивые. Умные. Я буду их учить. Как не обмануть их ожидания. Как сохранить эту любознательность в глазах? Как сохранить их детские души чистыми? Как сберечь их веру в добро? Как???Множество вопросов. Самых важных, главных вопросов. И каждый новый день преподносит новые, которые нельзя отложить на завтра, нужно решать немедленно. Саша не выполнил домашнее задание. Миша толкнул Таню. Ваня постоянно опаздывает на уроки. Дима стал рассеянным. У Коли никак не получается выводить красиво буквы, а он так старается. А Лена, наоборот, совсем не прикладывает усилий, хотя очень способная девочка. Все они разные. Их много, а я одна. Я- их школьная мама. А это огромная ответственность- быть мамой 25 маленьких мальчишек и девчонок. Надо каждого понять, к каждому найти свой подход, свой ключик. Одного надо ласково утешить («Не плачь, успокойся, всё пройдёт»), другого надо подбодрить («Всё получится, надо только очень-очень постараться»), третьему надо сделать серьёзное внушение. Необходимо не растерять веру ребёнка в учителя. Вспоминаю, как сама смотрела на свою учительницу: »Какая она умная! Она всё-всё знает. И всё-всё умеет». Теперь мои ребятишки так же смотрят на меня. Как важно сохранить их доверие! А для этого надо быть справедливым, честным, добрым и строгим. И все качества в одном человеке, в учителе.

Урок русского языка….Работа над каллиграфическим почерком, над правописанием, работа по развитию речи…Математика…Сложение- вычитание, умножение- деление, решение уравнений и задач…Чтение….Работа над смысловым чтением, пересказ, чтение наизусть…Окружающий мир….Мир животных и растений….Часто эти слова можно слышать в разговоре с коллегами. Сугубо учительские термины, сухая профессиональная лексика. Но за ними скрыта ежедневная скрупулёзная работа с каждым ребёнком. Кому надо помочь в решении задач, другому- грамотно писать, с третьим- позаниматься по чтению.

И так каждый день. Но нет однообразия. Каждый ребёнок уникален и каждый день неповторим. Это рабочий может научиться точить изделие по шаблону. У учителя живая творческая работа. И любая ситуация требует своего решения. Что приемлемо одному ученику, не подходит другому. Надо искать, надо думать. Работа учителя не заканчивается вместе с последним уроком. Иной раз приходится ломать голову над непростыми педагогическими ситуациями не день и не два. Как найти подход к современному ребёнку? Какими словами ему объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Как убедить ученика, не желающего учиться, в необходимости получения хорошего образования? Как приучить ребёнка к чтению? Как поговорить с родителями? Нужен особый такт учителя в беседах с ними. Учитель и родителей должен учить, как правильно воспитывать ребёнка. Он должен обладать непререкаемым авторитетом среди родителей своих учеников, чтобы те прислушивались к его советам. Учитель постоянно в поиске. Требуется огромный труд души, чтобы быть хорошим учителем. А, если не хорошим, то зачем вообще быть учителем?

Дни бежали за днями. Так проходили годы. Кстати, только учитель измеряет время, наверное, не календарными годами, а учебными. И начало нового учебного года для нас такой же праздник, как и всеми любимый новый год. После продолжительных летних каникул снова приходят наши детишки в школу. Какими они стали? Повзрослели? Поумнели? Как у нас сложатся дальнейшие отношения? Что надо сделать мне, учителю, чтобы учёба для детей была не мукой, а радостью, радостью новых открытий, новых впечатлений? Чтобы школа для них стала настоящим домом? Чтобы мои ученики не просто получили готовые знания, а сами учились их добывать? Всё чаще и чаще задавала себе эти вопросы. Пыталась разнообразить уроки, готовила много разнообразного дидактического и наглядного материала. Но результат не оправдывал потраченные усилия.

В поисках ответов на свои вопросы перепробовала различные методики. Результаты радовали: дети с большим удовольствием бежали в библиотеку, сами задавали вопросы, искали ответы в книжках. Но настоящим открытием для меня стали методики критического мышления, творческих мастерских. Уроки, построенные по этим методикам, интересны детям. Эта методика учит высказывать собственное мнение, критически осмысливать прочитанное.

Педагогическая наука не стоит на месте. Появляются новые, более эффективные методики обучения и воспитания детей. Я с огромным удовольствием применяю их на практике. Для меня не приемлемо однообразие, притупляющее чувства. Вспоминая слова Сухомлинского: «Учитель тогда перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться». Профессия учителя требует огромного вложения душевных сил.

Уже почти 30 лет я работаю учителем начальных классов. Исполнилась моя давняя детская мечта, которой я осталась верна. Я не усомнилась в правильности выбора профессии. Я- учитель. А это особенная профессия. Я и актёр, и психолог, и художник, и драматург, и сценарист…. А, если надо, то и маляр, и садовник, и агроном. В общем я – волшебник. Я- маг. Я «сею разумное, доброе, вечное» в неокрепших детских душах и, надеюсь, мои труды и мои заботы дадут сильные, здоровые, дружные всходы, воплощённые в моих учениках. Вырастут они и найдут своё место в жизни. Не так уж важно, какую они выберут профессию себе. Врача или инженера, учителя или строителя…. Будут хорошими людьми. Умение быть Человеком, порой в непростых житейских ситуациях, гораздо важнее. А «всё начинается со школьного звонка».

Мои одноклассницы мечтали стать учителями… А нынешние школьницы- моделями, актрисами, певицами, юристами. С горьким сожалением приходится признавать, что профессия учителя, некогда столь почитаемая в народе, особенно на селе, нынче не в чести у современной молодёжи. Почему? Думаю… И не нахожу ответа.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.