Моя педагогическая философия
С детства не вставал вопрос, кем я буду. Я предполагала, что стану учителем, так как росла в учительской семье: моя бабушка Сидоренко Александра Васильевна – учитель математики, дед Сидоренко Григорий Васильевич – учитель истории. А потом и мои родители стали учителями. Отец сразу после армии стал работать в школе учителем физкультуры, одновременно поступив в Оренбургский педагогический институт. Закончив, стал учителем географии и продолжил работать в школе. Мама, экономист по образованию, была приглашена в школу в качестве учителя математики (в это время была нехватка учителей). Казалось, она так была далека от этой профессии, но тоже оказалась в школе. Сегодня я уверена, что это предрешено свыше: я стала тоже учителем.
С уверенностью могу сказать: учитель – это мое призвание. В детстве мне очень нравилось наблюдать за тем, как папа готовится к урокам, пишет планы, перечитывает заранее свои выступления на родительские собрания. Глядя на него, я всё время пыталась подражать и «играла в учителя» (ведь многие дети часто «играют в школу» и представляют себя учителями).
Я хорошо помню своего первого учителя Татьяну Фёдоровну Колганову. Добрая, чуткая, отзывчивая, она постепенно открывала всему классу неведомый мир. И после этих открытий жизнь становилась удивительной, чудесной и просто сказочной. И когда я окончила школу, то не могла и представить себя в другой жизни, без звонков, дневника, без светлого и просторного класса. Такое ощущение, что я не выбирала свою профессию, она сама выбрала меня.
Так же как и мои родители, я окончила педагогический университет. Изначально это был факультет «Коррекционная педагогика», и я получила специальность «учитель-олигофренопедагог». Работала с детьми ОВЗ младшего школьного возраста, что и стало мотивом получить новую специальность – учителя начальных классов. Но моя первая специальность олигофренопедагога и сегодня актуальна, так как в школе очень важно инклюзивное образование. Мне нравится высказывание: «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998.
Учителем в наше время работать непросто и даже трудно, ведь мы живём в век бурного развития современных инновационных технологий. Сегодня учитель должен ежедневно самообразовываться и самосовершенствоваться. В данном случае уместна фраза русского книговеда, библиографа Николая Рубакина: «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». Дети начальной школы видят перед собой не просто учителя, а некоего Всезнайку, они ждут ответа на любой свой вопрос. И чтобы не потерять с ними эту тонкую связь и не разрушить их представления об учителе, я всё время совершенствуюсь, проходя различные курсы применения современных методик в области образования и воспитания. Но главное для меня – не просто учиться, а применять свои знания на практике. Как это происходит? Дети выполняют задания исследовательского характера, делают свои первые проекты, принимают участие в научно практических конференциях. Ведь знания, которые ребёнок добывает самостоятельно остаются в памяти намного дольше, чем те, что он получит на уроке.
Главное – дать ребёнку ощутить мир таким, каким он его видит и не навязывать стереотипы. Педагог-новатор Василий Сухомлинский утверждал, что «самое важное в профессии учителя – не потушить тот огонек в ребенке, который заложен природой: пытливость, любознательность, образность мышления, тягу к познанию нового. Важно не "задушить" ребенка потоком знаний, не погасить желание познавать, мыслить, исследовать». Я позволяю ребёнку искать самому и самому ошибаться, а также исправлять свои ошибки. Необходимо давать право выражать собственные мысли, искать и находить собственные решения, быть услышанным и уметь нести ответственность за свои решения.
На этом и основана, на мой взгляд, моя педагогическая философия. Я выбрала профессию учителя и не раскаиваюсь в этом, потому что считаю, что она самая важная на Земле. Я уверена, учитель – это источник радости и счастья. Счастье не просто человеческого общения, а возможность ежедневного погружения в мир детства. И как не было бы трудно, и как бы не менялось нынешнее образования, я считаю, что не надо бояться учиться меняться и рисковать. Надо уверено идти вперёд и пробовать новое.
Послесловие…
Когда выпадает свободная минутка, пишу стихи (но только для себя). Одно из них, на мой взгляд, о сути моей профессии.
Когда была я юным дарованьем,
Я выбрала профессию – учитель.
Её считаю я своим призваньем,
Всех благ и развлечений заменитель.
Мне нравится искать и находить,
И видеть своих целей результат,
И гордо в класс с улыбкою входить,
Встречая любознательных ребят.
У них глаза горят, как огоньки в тиши,
И видеть этот свет – моя награда,
Ведь это отражение души…
А что ещё для пониманья надо?
Они растут, становятся умней,
Но всё же дети те же – почемучки.
Идти по жизни с ними веселей,
Поверьте, быть учителем нескучно.
Учитель – это знаний клад,
Он для детей пример и подражанье.
И если огоньки в глазах горят,
Ещё дороже мне моё призванье.