Моё видение образования детей с особыми образовательными потребностями

7
0
Материал опубликован 30 June 2021 в группе

Моё видение образования детей с особыми образовательными потребностями


Огурцова Надежда Сергеевна, учитель начальных классов,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6

имени Героя Советского Союза

Пименова Ивана Ивановича»

г. Вологды


Я никогда не являлась ярым приверженцем инклюзивного образования и всегда считала, что распространение понятия особых образовательных потребностей не говорит о том, что общество пытается всячески помочь детям, жизненные возможности которых ограничены. Я была убеждена, что это не совсем оправдано. Из поля зрения зачастую выпадают одарённые ученики, на которых попросту не остаётся времени. Но жизнь показала, что я заблуждаюсь, и инклюзия имеет место в нашей жизни.

Особые Образовательные Потребности. Что же это такое и с чем их едят? У меня в классе есть мальчик. Назовём его Иван. Уже в первый год обучения он не справлялся с образовательной программой. Оставлять на дублирование нельзя, не разрешает Закон об образовании. Во втором классе начинаем оценивать только в третьей четверти, которая из-за пандемии заканчивается неожиданно быстро, а далее дистанционное обучение. Ребёнок благополучно справляется с программой, но вы-то понимаете, что «училась» мама, и Иван переходит в 3 класс. И вот тут-то начинается для Ивана и для меня весь ужас учения. На уроках он не успевает за темпом одноклассников, постоянно переспрашивает, не понимает, начинает злиться. Домашние задания делают с мамой до ночи и т.д. Результата нет. Неоднократно я просила показать мальчика специалистам, но натыкалась на стену непонимания со стороны родителей. Только к апрелю удалось убедить, что Ивану нужна коррекционная программа. И вот передо мной медицинское заключение:…нуждается в адаптированной программе 7.2 …

Впереди лето, поэтому я решила учиться, как мне нужно будет работать с Иваном с 1 сентября. На Яндекс учебнике прошла бесплатные курсы, кстати очень интересные, порекомендовала их коллегам, проштудировала программы. Вот что я узнала для себя.

В настоящее время в Российской Федерации применяются три подхода в обучении детей с ОВЗ:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями ментального и физического развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;

- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми -тот самый случай, который мне нужен.

Иван будет посещать общеобразовательную школу по месту жительства вместе со своими одноклассниками без инвалидности, при этом будут учитываться его особые образовательные потребности. Кроме того, ему будет оказываться специальная поддержка в виде дополнительных занятий с педагогом, логопедом и психологом. Плюсом идёт бесплатное питание.

Из программы я узнала, что инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ОВЗ как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия.

Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.

Я поняла, что необходимо учитывать возрастные особенности Ивана, сейчас ему будет 10 лет, но соответствует это семилетнему ребёнку, такой должен быть и спрос. Надо помнить о зоне ближнего и ближайшего развития. Мне не нужно бояться, что мальчик не сразу усвоит новый материал. Должно пройти время. Для каждого ребёнка этот период времени индивидуален. Он может проходить от суток до нескольких лет. Все, что ребенок делает под нажимом – бесполезно, даже вредно для детской психики!

Педагогическая интеграция - это формирование у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом, что предполагает совместное обучение. Еще Антон Макаренко указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Навыки коммуникации и социализации отлично формируются при организации парной работы, работы в группах, ролевых играх, дежурстве по классу и по школе, при целенаправленной работе педагога в этих направлениях. Если ученик работает в группе, то это помогает ему определять эмоции одноклассников, учит сопереживать. Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья очень хорошо подходит принцип Конфуция: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».

Весь учебный материал должен быть визуализированным, для этого нужно использовать как можно больше картинок, зрительных опор-сигналов, которые помогут детям сосредоточиться на актуальной информации. Для визуализации абстрактных понятий можно использовать символы. Используя карточки, решать задачи по алгоритму, учить работать с тестом на закрепление нового материала. Для запоминания стихов нужно использовать мнемотехнику. При закреплении материала, отвечая на вопросы тестов, ребенок снова обращается к этим карточкам. Не нужно спрашивать, пока не объяснила, не научила, не дала образца. Домашнее задание ребенок выполняет, используя опорные конспекты. Такие дети, как Иван, не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. Надо отметить, что иногда Иван активно работает в классе и выполняет задания вместе со всеми обучающимися, но быстро устаёт, начинает отвлекаться, перестаёт воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. Долгое время урок для него был игрой, поэтому он мог вскочить, пройтись по классу, поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть, задавать вопросы, не относящиеся к уроку, без конца переспрашивать учителя. Утомляясь, начинает вести себя по-разному: иногда становится вялым и пассивным, ложится на парту, бесцельно смотрит в окно, не мешает учителю, но и не работает. Иногда, наоборот, у него возникает повышенная возбудимость, двигательное беспокойство. Он начинает что-то вертеть в руках, играет разными предметами, что отвлекает класс и учителя. Для вывода его из таких состояний требуется время, терпение, особые методы и педагогический такт.

Неправильное поведение, проявляющееся у младших школьников в сравнительно безобидных поступках, может перерасти в стойкие черты характера, если своевременно не принять соответствующих воспитательных мер. Я уже наметила, что буду готовить мальчика к участию в различных конкурсах для детей с ОВЗ, думаю, что у нас всё получится.

Надеюсь, что проработанный материал поможет мне и Ивану преодолеть трудности в учебном году. Теперь я пересмотрела свои убеждения и уверена, что знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего подхода к работе с ними. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.


Литература


1.Беличева С.А. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - М.: Ред.-изд. центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1999.

2.Беличева С.А. Социально-психологический и диагностико-коррекционный инструментарий. - М.: Ред.-изд. центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1999.

3.Власова Т.А., Певзнер  М.С. О  детях с отклонениями  в развитии. - М.: Просвещение, 1973.

4.Воспитание трудного ребенка. /Под ред. М.И. Рожкова/. - М.: ВЛАДОС, 2000.

5. Малер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.