Образование детей с особыми образовательными потребностями
Тема | «Образование детей с особыми образовательными потребностями» |
Школа | МБОУ «СОШ с. Михайловское» РСО - Алания |
Учитель | Баликоева Альбина Мурзаевна |
Предмет | Физика |
Краткое описание | В статье описаны приёмы и методы работы на уроках физики с детьми с особыми образовательными потребностями. |
«Образование детей с особыми образовательными потребностями»
Особые образовательные потребности – это понятие, которое должно постепенно вытеснить из образования такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Это понятие акцентирует внимание на том, что этот ребёнок не особо отличается от остальных членов общества, а имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Особые образовательные потребности делают жизнь детей с особенностями более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди.
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями органично реализуются в специальных образовательных условиях. К этим условиям относятся:
учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, создание оптимальных условий для индивидуального обучения школьников;
наличие адаптированных к особым образовательным потребностям образовательных программ;
создание образовательных технологий, которые обеспечивали бы пребывание детей в школе;
периодическую организацию индивидуально-групповых форм работы обучающихся с целью их социализации и развития умений работать в коллективе;
использование интеграции учебной деятельности;
создание команды специалистов для работы с ребенком;
подготовка учителей;
издание методических пособий, рекомендаций, советов по работе с ребенком в условиях его пребывания в общеобразовательном учебном заведении;
внедрение новых образовательных технологий, интерактивных методов, передового педагогического опыта;
обеспечение учащихся заботой, вниманием, опекой;
Часто учителя общеобразовательных школ оказываются не готовыми к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Они не знают особенностей их психического развития и специфических трудностей, не владеют основами коррекционной работы с такими учащимися.
Цель инклюзивного обучения – реализация права детей с особыми потребностями на образование по месту проживания, их социализация и интеграция в общество.
Учитель планирует урок с отражением его в плане-конспекте, в котором интегрирует учебный материал общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ так, чтобы на одном уроке дети с разным состоянием психофизического и интеллектуального развития изучали тему, но на том уровне усвоения, который доступен для каждого обучающегося.
Успешные дети скучают на разно уровневом уроке, что приводит к учёбе без интереса и в дальнейшем сведении интереса на нет. Слабые учащиеся – долго не понимают учебный материал, а учащиеся с особыми образовательными потребностями не всегда успевают за ходом урока, не выдерживают его темп, им нужно больше времени для усвоения материала. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, какую максимально он может усвоить.
Выход из сложившейся ситуации можно найти в применении активных методов обучения на уроках физики в работе с «инклюзивными» учащимися, в том числе в условиях обновления содержания образования.
Методы на этапе организации урока.
Цель - настроить детей на продуктивную работу, создание позитивной атмосферы.
• «Приветствие»
• «Улыбнемся друг другу»
• «Здороваемся глазами»
• «Комплименты»
Методы и приёмы актуализации требования к ученику «надо»
1.С помощью эпиграфа к уроку сообразно теме урока. Например: Эпиграф.
Частиц заряженных, стройный поток
Подарил для людей - электрический ток,
Чудесами века не перестал удивлять,
Человек научился его укрощать,
Хоть и жалом есть свойство людей поражать
Без него как отрезаны руки опять,
На уроке продолжим мы ток изучать.
2.С помощью пословиц, поговорок. Например:
- Грамоте учиться всегда пригодится;
- Красна птица пением, а человек учением;
- Делу время, потехи час;
3.С помощью решения качественных задач на основе примеров из повседневной жизни.
4.Девизы урока. Например:
Для счастья, богатства
Нам ум необходим,
Ни секунды на ветер!
Урок мы знаниям посвятим!
Методы на этапе мотивации.
Цель – стимулирование к познавательной деятельности.
«для того, чтобы учащийся по – настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им» С.Л. Рубинштейн.
Эмоциональные методы мотивации:
1 - поощрение, порицание
2 - учебно-познавательная игра,
3 - создание ярких наглядно-образных представлений,
4 - создание ситуации успеха,
5 - стимулирующее оценивание,
6 - свободный выбор задания.
Познавательные методы мотивации:
1 - опора на жизненный опыт,
2 - создание проблемной ситуации,
3 - побуждение к поиску альтернативных решений,
4 - выполнение творческих заданий,
5 - «мозговая атака»,
6 – дидактическая игра,
7 – защита проектов,
8 – соревнование.
Волевые методы мотивации:
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
3 - познавательные затруднения,
4 - самооценка деятельности и коррекция,
5 - рефлексия поведения,
6 - прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации:
1 - развитие желания быть полезным отечеству,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуаций взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества, работа в парах,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - взаимопроверка,
7 - рецензирование.
Чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
Методы выяснения целей, ожиданий, опасений.
Цель - выяснение ожиданий и опасений, постановка целей обучения.
1.ФИШБОУН (рыбный скелет)
Голова-вопрос темы;
верхние косточки - основные понятия темы;
середина - основная часть темы;
нижние косточки – суть понятий,
хвост – ответ на вопрос.
Голова – Цель урока.
Верхние косточки - основные причины изменения силы тока
Средние косточки – Пути решения возникшей проблемы;
Нижние косточки – подтверждения, факты.
Хвостовая часть – выводы.
2. «Инфо - угадайка» или «Белые пятна». Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.
«Мозговой штурм»
Методы основной части урок.
Цель - самостоятельная деятельность учащихся,
«Кластер»
Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Приведу лишь один пример кластера, составленного на уроке моими учащимися. Кластер по теме «Энергия»
Э
Н
Е
Р
Г
И
Я
Работа имеет знак 1. «+» если…
2. «―»
3. «0»
Работа силы тяжести А= mgh тело падает на нулевой уровень
Тело движется из уровня 1 на уровень 2
А= - mgΔh= -ΔE потенциальная
N =A/t
Мощность N
Вт =1Дж/1с
1л.с.= 735,5
A=FScosα 1Дж=1Н 1м
N =FScosα
Источник
работы
КПД=А ₁ /А₂100%
A=- kΔx²/2=-ΔE
Полная энергия равна сумме потенциальной и кинетической энергии тела или системы тел в данный момент времени .
Двух тел E=mgh
Потенциальная энергия
Частей тела
Кинетическая энергия
Полная механическая энергия замкнутой ситемы тел, взаимодейсвующих только силами тяготения и упругости, остаётся постоянной при любых движениях тел.
А на уроке при изучении импульса тела у ребят получился такой кластер:
Кластер по теме «Масса тела»
Не зависит от внешних
факторов.
Единица в СИ 1КГ
инвариантна
Служит коэффициентом пропорциональности в динамике, т.к соnst для данного вещества
ИЗМЕРЯЕТСЯ
Масса m
ВЕСАМИ
При взаимодействии
тел разной массы
МЕРА ИНЕРТНОСТИ.
МЕРА КОЛИЧЕСТВА МАТЕРИИ
МЕРА ГРАВИТАЦИОННОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
F=ma
P=mg
p =mv
m = ƍV
F=G M m /r²
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ
В ЗАМКНУТОЙ СИСТЕМЕ ТЕЛ ПРИ ВСЕХ ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССАХ МАССА ВЕЩЕСТВА СОХРАНЯЕТСЯ
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Приём «Инсерт» (пометки на полях: «+» я знаю; «-» не знаю или забыл; «?» непонятно; «!» удивило) Например:
Самостоятельно читайте текст параграфа № 106 «Закон Ома для участка цепи. Сопротивление» и текст « РЕОСТАТЫ» (заготовка текста, так как в 10 классе реостаты уже не изучают, содержание текста в приложении). Выделяйте соответствующими значками маркировки карандашом на полях текста. Вопросы, которые возникли по ходу маркировки, обсудим вместе. Учащимся раздаю реостаты.
Во время маркировки текста заполняется таблица «ИНСЕРТ» в бланке ответов.
Стратегией «ИДЕАЛ» иначе ПЛАН РАБОТЫ.
И - Идентифицируйте проблему
Д - Доберитесь до сути
Е – Есть варианты решения
А - А теперь - за работу
Л – Логические выводы.
Совместно с учениками обдумываем варианты решения проблемы.
- Виртуально (на интерактивной доске в онлайн - режиме)
- Экспериментально (лабораторными приборами)
-Теоретически (формулами)
- Графически ( с помощью графика)
-Логически (мысленными доводами)
Стратегия «ИДЕАЛ» предполагает разные варианты достижения цели.
Приём «ЗУХ» (составление таблицы с тремя колонками: знаю, узнал, хочу узнать)
Приём «Верные и неверные утверждения»
Тело совершает колебательное движение в следующих ситуациях
1. Ребята катаются на карусели (верно)
2 Девочка скатывается в санях с горки (неверно)
3. Спортсмен раскачивается на перекладине (верно)
Составить СИНКВЕЙН. Например:
заряд,
Положительный, отрицательный
Притягивает, отталкивает, ионизирует
Создаёт человеку электрический ток
Свойство
Каждый выбирает по способностям и не останется в классе зевак
Методы организации самостоятельной работы.
Цель - закрепление пройденного материала.
Для активизации деятельности учащихся, концентрации внимания и вовлечения в работу по практическому освоению изученного материала можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
«Творческая мастерская»
Физика – наука экспериментальная. Эффективны демонстрационные и лабораторные эксперименты. Для слабоуспевающих учащихся демонстрация опытов очень интересны. Привлекают внимание новизна увиденного опыта. При изучении электрических схем учащиеся могут стать исследователями и получают удовлетворение и испытывают радость познания.
Использование проблемных творческих заданий в качестве домашнего задания.
К творческим самостоятельным заданиям относятся такие как: составить кроссворд, усовершенствовать прибор, придумать схему.
Один из видов самостоятельных творческих заданий заключается в написании небольшой сказки, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. При сочинении сказок происходит развитие творческого воображения, развитие образного видения физических явлений. Получив задание, учащиеся анализируют и систематизируют знания по физике, накопленные ими ранее и в результате возникают образы, отображающие физические явления.
Написание сочинений: «Лето на море» Лето в горах» «Зима в горах» «Физика за чаем» «Физика на прогулке»
Для облегчения знакомства с физическими терминами эффективен физический словарь. Положительный момент такого словаря – он всё время «под рукой» ученика. Заполнение идёт постепенно. Дети часто с ним работают и запоминают физические величины, единиц измерения и формулы.
Методы релаксации:
Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — говорил А.С. Макаренко. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:
систематичность выполнения,
постепенное увеличение темпа и сложности,
точность выполнения движений и приемов,
чередование стандартных учебных действий с кинезиологическими упражнениями.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движения. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Методы и приёмы данной технологии развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующею и координирующую роль нервной системы.
Упражнения для развития мелкой моторики
Упражнение "Ухо - нос".
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение "Змейка".
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)
Дом - пальцы прижаты друг к другу, руки образуют крышу.
Замок - (пальцы обеих рук переплетены в «замок»)
Ежик- ладони сомкнуты, пальца правой руки пересекаются между пальцев левой руки «иголками» вверх.
Телесные упражнения
Перекрестное марширование”
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
“Мельница”
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
«Колено – локоть».
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
“Яйцо”
Спрячемся от всех забот,
только мама нас найдет.
Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
“Дерево”
Мы растем, растем, растем
И до неба достаем.
Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево (10 раз).
Или, например, урок на тему"Рычаги":
Вы, работать не хотите?
Пять минут теперь вы отдохните!
Встали тихо, улыбнулись!
Выше – выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Как рычаг, руки ваши примените!
В локте руки вновь согните!
Поднимите, опустите.
Сели, встали. Сели, встали.
Бег на месте - побежали!
Вправо, влево повернитесь,
Вновь на место вы вернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Потянулись, растянулись.
И за парты вновь вернулись –
«Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Растяжки
“Снеговик”
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
“Дерево”
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
“Сорви яблоки”
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
Дыхательные упражнения
“Дышим носом”
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
“Ныряльщик”
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
“Дыхание”
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через нос.
Глазодвигательные упражнения
“Взгляд влево вверх”
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
“Горизонтальная восьмерка”
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
“Слон”
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
“Глаз – путешественник”
Развесить в разных углах и по стенам класса оазличные знаки и предметы. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
“Глазки”
Чтобы зоркость,не терять
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз). ( тема: «Строение глаза»)
Упражнения на релаксацию
“Дирижер”
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом, и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт. (Тема: «звуки, музыкальные тона)
“Путешествие на облаке”
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебно. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
“Ковер-самолет”
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся. ( тема : «воздухоплавание)
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Методы рефлексии.
Цель: обратиться назад - поразмышлять о внутреннем состоянии, самоанализ, проанализировать свои переживания.
1.Концептуальная таблица :
линия сравнения | масса | энергия | импульс |
Виды | Инертная Гравитационная | Кинетическая Потенциальная | Силы Тела. |
Границы применения | | | |
Свойства | | | |
Признаки | | | |
Что общего | | | |
Что разного | | | |
2.СТУПЕНЬ ЗНАНИЙ: «Я личность»
укажите, на каком месте вы СЕБЯ ощущаете
по уровню знаний на данном уроке. Написать «Я» на строчке ступени знаний.
3
____2____
«Дерево чувств»
«Море радости» и «Море грусти»
«Корзинка настроений»
«Цветные карточки»
«Картинки и символы»
Выбери смайлик по настроению.
Я узнал, восхитился, удивился …
Если интерес не «подключен» в процесс обучения детей с ООП, то информация проходит через мозг бесследно, не вызывая положительных эмоций, при полном безразличии. В. А. Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Физика – интереснейшая из всех наук о природе, охватывающая все процессы живой и неживой природы. Это единственный предмет, который нас сопровождает каждый момент нашей жизни «…в мироздании, куда не обратись – вопрос, а не ответ» А.Фет. С учетом индивидуальных способностей детей учитель сам должен подбирать дополнительный материал, делать дифференцированный подход и вести интегрированное обучение учащихся, с учетом материала подходящего для данного момента в данных условиях. Перед учителем всегда стоит вопрос: «Как учить?» Решение этого вопроса всегда находится в полной компетенции самого педагога. Сейчас никого не удивляет, что с помощью домкрата человек может приподнять тяжелый автомобиль: ведь домкрат многократно увеличивает усилие человеческих мышц. Но где же «домкраты», помогающие школьнику ООП, с наименьшими затратами времени и сил овладеть довольно сложной современной учебной программой? Как сделать, чтобы в длинной и трудной гонке за знаниями было как можно меньше «сошедших с дистанции» в том числе и детей с ООП? Чтобы улучшить технологию труда ученика и поднять его КПД можно пробовать в своей работе различные методические и дидактические игры, с их помощью уроки становятся разнообразнее. Например:
ОБРАТНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» Такой диктант проводится по окончанию изучения темы. Ему предшествует систематическое выполнение учащимися обычных физических диктантов. Затем, через некоторое время, можно дать ребятам задание самим составить к пройденной главе учебника вопросы для физического диктанта. Лучшие варианты использовать на уроке.
«ОЗВУЧИВАНИЕ» Учащимся заранее раздать перечень основных вопросов изучаемой темы. Они самостоятельно готовят на них ответы. На уроке не повторяя сам вопрос, ученики друг за другом дают ответы по просьбе учителя. При таком озвучивание получается связанный текст.
Цель: «озвучивание» дает возможность вслух воспроизводить мысли, слушать товарищей, следить за ходом работы и быть готовым к ответу, развивает речь, способствует воспитанию чувства ответственности, и одновременно идет обобщение и закрепление материала.
«РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ» В начале учебного года предупредить учащихся о том, что им придется рецензировать ответы товарищей или конспекты.Объяснить, что собой представляет рецензия (в ней должны быть отмечены темы и главное содержание рецензируемого текста, его правильность и полнота, логичность или непоследовательность изложения и т.д.) Эта работа помогает научить ребят критически анализировать и оценивать написанное и услышанное, выделять главное, делать выводы, правильно и точно излагать свои мысли.
«СОСТАВЛЕНИЕ БЛОК-СХЕМ ОТВЕТОВ ИЛИ КОНСПЕКТОВ». Заранее научить учащихся делать такие конспекты, схемы, заготовки, которые надо дополнить. Затем дается задание самостоятельно составить опорный конспект. Цель работы: она позволяет учащимся концентрировать внимание на главном, выделяя его из большого объема информации, фиксировать свои знания в сжатой форме, а для учителя возможность провести быстрый контроль.
«ПОМОГИ БЛИЖНЕМУ» Смысл его заключается в том, что ученик, выполнивший свое задание, идет на помощь к товарищу. Данная форма работы применяется при решении задач с условием, что слабый ученик сможет объяснить решение задачи. Цель: сильные учащиеся загружены работой, а слабые подтягиваются в учебе.
«УЧАЩИЕСЯ В КАЧЕСТВЕ УЧИТЕЛЯ» Иногда не сложный материал учебника даю самостоятельно разобрать дома, и подготовить план проведения урока. Следующий урок ученику поручается роль преподавателя. Его урок должен включать все этапы. Цель: научить учащихся грамотно излагать мысли.
«ПРОИГРЫВАНИЕ ФОРМУЛ НА КАРТОЧКАХ»
F
H
Этот прием использую на зачетах и при работе со слабоуспевающими учащимися. Карточки бывают или в виде ромашки, или «зубастика» или в виде прямоугольных плотных бумаг, на которых написаны буквы, обозначающие физическую величину. Ученик подбирает пару к данной величине или собирает формулу из физических величин.Р
Па
S
М2
=
«ПРИМЕНЕНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ ТАБЛИЦ И СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ»
По ходу объяснения нового материала учащиеся в конце своих тетрадей заполняют справочный материал в виде обобщающих таблиц и схем. Цель: компактно оформить весь основной учебный материал для лучшего зрительного запоминания учащимися формул.
«СОСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЗАДАЧ»
Цель: решение составленных самими учащимися задач позволяет им не только повторить и закрепить тот или иной материал, но и творчески использовать свои знания. Учащимся в качестве домашнего задания даются физические величины и значения некоторых из них. По этим данным предлагается составить задачи. Или предлагается определение, формула с пропущенными словами в разном порядке. Заданием может быть дополнение определения, формулы, правила.
«КРУГОВАЯ» ТЕТРАДЬ ПО ФИЗИКЕ.
Она представляет собой общую на класс тетрадь. Эту тетрадь и дидактическую карточку с заданием получает каждый ученик в порядке очереди (согласно алфавитному списку). В тетради ученик пишет число, день недели, Ф.И.
Цель работы: помогает мне видеть успехи и развитие каждого, проблемы в их знаниях и корректировать свою работу. У ребят этот вид деятельности повышает знания, воспитывает ответственность, трудолюбие и аккуратность.
«ЛИТЕРАТУРНО - ФИЗИЧЕСКИЕ» ЗАДАЧИ.
Предлагается сочинение микро рассказов, стихотворений, сказок, приветствий, эпиграфов, составление ребусов, загадок, вопросов и кроссворды, ключевым словом которых является Ф.И. уч-ся. Этими работами можно пользоваться на зачетах.
Цель работы: вызывает интерес у учащихся, развивает образное мышление, расширяет кругозор.
ПОИСКОВАЯ РАБОТА.
Сбор материала о современном состоянии науки и техники, их применение в быту, медицине, научных исследованиях. Все оформляется в виде рефератов.
Подобрать отрывки из художественной литературы, в которых упоминается о физических явлениях, пословиц, картин.
Цель: научить учащихся работать с научной литературой и быть в курсе о современном состоянии науки, техники.
«ТАЙНЫЙ СИГНАЛ» Если во время объяснения сложной задачи или теоретического вопроса возникает сомнение, что учащиеся меня не понимают, говорю: «опустите голову вниз, закройте глаза, а теперь только те, кому было что-либо непонятно, посмотрите на меня!» Достаточно, а теперь все поднимете голову и работаем. Так мне дети доверили тайну непонимания. В зависимости от количества сигналов решаю: повторить ли объяснение или изменить логику объяснения.
РЕШЕНИЕ ПЕРВЫХ ЗАДАЧ. Изучен теоретический материал. Можно приступить к решению задач. Начинаю работу так. На доске показываю решение нового типа задачи, тетради закрыты. Объяснение повторяю несколько раз, затем стираю. После этого каждый должен будет самостоятельно решить эту же задачу в тетрадь. Цель: так создается поле для активной умственной работы. Мне дает быстро проконтролировать моменты, нуждающиеся в повторном объяснении.
«ЭКСПРЕСС – ОЦЕНКИ» До звонка с урока остается 5-6 минут. На доске 5 незаконченных предложений, или формул и т.д. предложения писать в лист не надо. Только порядковые номера - 1, 2, 3, 4, 5, а далее допишите окончания предложения. Работу можно провести под диктовку учителя.
Цель: для многих учащихся это стимул прочитать еще раз то, что плохо изучено, а для учителя возможность провести быстрый контроль.
«ХАРАКТЕРИСТИКА» ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ ИЛИ ПОНЯТИЯ.
Это задание своего рода шутка на физическом материале.
Задание: назвать Ф.И.О. , место жительства, характер, отношение к соседям, возраст и т.п. Например, Имя – молекула, Фамилия – вещественная, Отчество
САМЫЙ, САМЫЙ….
Очень хорошо оживляют урок факты о самых малых или больших телах подобранных к теме урока.
ПРИЁМ ЭМПАТИЯ - метод личной аналогии, когда ученик становится частью механизма или деталью, стараясь описать происходящий процесс от своего лица. Развивает образное мышление. Способность понимать и распознавать эмоциональное состояние другого человека, побыть в роли другого, например, описать своими словами, что испытывали.
ПРИЁМ КОРЗИНА ИДЕЙ – приём позволяет фиксировать активность работы групп.
ЭССЕ – приём используется для продолжения работы дома, с условием продолжения обсуждения выбранной темы.
ПРИЁМ МИКРОФОН – один из самых простых методов для стимулирования учащихся к ответам. С его помощью каждый ученик задумывается над заданным вопросом. Суть приёма в том, что дети по очереди дают ответы на вопросы.. Для разрядки ситуации можно использовать микрофон.
ПРИЁМ «Карусель» когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внешнее кольцо – это стоящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики через каждые 30 секунд меняются (движутся по часовой стрелке). Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
ПРИЁМ «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
ПРИЁМ Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
ПРИЁМ «Дерево решений» - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
. ПРИЁМ «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию «Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит": связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать учеников.
ПРИЁМ Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.
ПРИЁМ «Мордашки»: Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.
Приём «Диаманта»: 1, 7 строчки – существительные-антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному.
Использование приведенных активных методов обучения на роках физики позволяет:
стимулировать самостоятельную деятельность;
обеспечить положительную мотивацию обучения;
повысить познавательную активность;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
развить творческие особенности;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Учитель добьется прекрасных результатов, если:
постарается обеспечить деятельность эмоционально:
будет сам рассуждать вслух и на виду у всех действовать с предметами,
сделает наглядным то, как мыслить и действовать;
будет давать специальные задания, решение которых станет невозможным без напряженной мысли;
создаст условия, при которых дети смогут свободно рассуждать, доказывать;
четко организует учебный процесс, где школьников вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех;
умело будет сочетать различные методы, приемы и средства обучения;
Будет включать в урок материал, который обеспечивает впечатление. Впечатление – не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт, явление. “Находиться под впечатлением” означает, что человек действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Чем сильнее впечатление, тем дольше оно может управлять человеком. Поскольку воспитывающими могут оказаться не все впечатления, от некоторых из них необходимо уберечь ребенка.
Важный фактор - доброжелательность и справедливость.
Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни. Такие уроки учат самостоятельному поиску информации, используют ученический диалог, на уроках создаётся психологически комфортная среда, ведь на уроке разрешается ошибаться, заблуждаться, а затем есть возможность исправить свои ошибки. Здесь генерируются идеи, с возможностью их реализации, ставятся вопросы для дальнейшего поиска информации.
Литература:
1. Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения /Филипова Е.В./,14.07.2020 Журнал: Дефектология.Проф.
2. Гимнастика мозга (Гимнастика ума) [Электронный ресурс]: СоДействие центр практической психологии – Режим доступа: http://kinhelp.ru/gimnastika-mozga-gimnastika-uma/
2. Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный ресурс]: Просто в непростом.рф – Режим доступа: http://tao-online.net/gimnastika-mozga/.