12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Высоцкая681
Россия, Ленинградская обл., г. Мурино Всеволожского района
3

Мультимедиа технологии на уроках литературы как способ повышения мотивации к учебному процессу


c1688127959.jpg
защита проекта "Герои романа А.С.Пушкина в соц.сетях"

Одной из проблем современного процесса образования является слабая мотивации у учащихся. Ученикам кажется, что предлагаемые им знания скучны, они вовсе не пригодятся им в дальнейшей жизни, а в противовес этому они ставят интересный для них контент на различных развлекательных сайтах. У преподавателя литературы к этой проблеме добавляется ещё нежелание современных школьников читать произведения из программного списка. Поэтому учителю в данной ситуации важно найти возможность использовать различные отвлекающие от учебы «явления» и сделать их инструментами образовательного процесса. Один из таких инструментов — мультимедиа технологии. Они позволяют, с одной стороны, привлечь внимание к изучаемому материалу, когда используются при объяснении новой темы учителем, а с другой стороны, помогают вовлечь самих обучающихся в освоение новых знаний путём создания различных медиа продуктов. Рассмотрим оба этих направления в использовании мультимедиа технологий.

Современное развитие информационных технологий, в том числе и мультимедиа, открывает учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации: обучающие видеоролики, анимированные презентации, становясь элементами урока, помогают создать некий вау эффект. У ребят создаётся впечатление, что они видят нечто привычное, но в то же время знакомая форма наполнена новым содержанием. Или можно иногда удивить учеников тем, что домашнее задание в конце урока им задаёт созданный с помощью искусственного интеллекта анимированный персонаж. Кроме того, есть другой приём использовать готовые и знакомые по содержанию медиа продукты, но дать к ним задание, связанное с изучаемой темой. Как правило, такие приёмы позволяют оживить урок, привлечь внимание учащихся к какой-то проблеме или показать, что проблема, обозначенная автором художественного произведения в XVIII или XIX веке, актуальна и по сей день. Например, найти ролик в TikTok о нежелании учиться у современных детей и сравнить его с образом Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль». Сразу на второй план уходит проблема сложности языка комедии, а актуальность становится очевидной.

Иногда просмотр экранизаций, а особенно сравнение разных вариантов, позволяет привлечь к самостоятельному чтению, чтобы составить собственное мнение. Многие современные музеи используют мультимедийные технологии для привлечения внимания посетителей, в том числе и литературные. Некоторые материалы можно также использовать во время урока.

Однако гораздо эффективное, на мой взгляд, привлекать самих детей к созданию мультимедийных продуктов. Это могут быть и творческие домашние задания, и реализация большого годового проекта. Можно предлагать такие задания как в индивидуальном порядке, так и в качестве групповой работы. Особенно широкий спектр использования такой формы работы во время внеурочной деятельности или в рамках кружковой работы дополнительного образования. Приведу несколько примеров.

При изучении практически любого произведения художественной литературы можно задать в качестве домашнего задания создание видеовизитки главных героев. Заранее следует оговорить, что при выполнении этого задания обязательно использование цитат из текста анализируемого произведения. В итоге вместо бездумно списанной цитатной характеристики мы получим прекрасную галерею видеороликов, созданных самостоятельно. А для создания даже трёхминутной визитки необходимо будет и поработать с текстом, и подобрать зрительные образы, возможно, продумать костюмы и т.д. И в то же время ребята получат удовольствие от творческого процесса и полученного результата. Я всегда приветствую долю юмора (если она уместна в контексте изучения темы), что вызывает положительные эмоции и у создателей, и у зрителей.

Если говорить о крупных проектах, то здесь уместнее предложить групповую работу, чтобы можно было распределить роли во время сбора и обработки необходимой информации. Наибольшей популярностью у ребят пользуются проекты по созданию видео-каверов (современное прочтение или переосмысление в другом жанре, например, многим очень хочется, чтобы трагедия «Ромео и Джульетта» стала хотя бы мелодрамой). Но это скорее именно проявление креативного мышления, а вот аналитические и исследовательские навыки формируются при создании видеоэкскурсий, когда, например, разрабатываются маршруты перемещения героев или готовится экспозиция по истории создания. В такие проекты можно включить и те самые небольшие видеоролики-визитки персонажей. В итоге у каждого участника проекта есть своя зона ответственности, а соединяя наработанный материал вместе, группа создаёт уникальный продукт.

Таким образом, использование мультимедиа технологий на уроках литературы позволяет привлечь внимание учащихся к изучаемым явлениям, вовлечь их в творческий процесс создания собственных медийных продуктов на базе литературных произведений, а также побуждает к самостоятельному чтению художественной литературы.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.