12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Копылова Наталья Владимировна393 Россия, Тульская обл., Тула Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Использование мультимедиа в дошкольном образовании
PDF / 2.88 Мб
/data/files/t1578674128.pdf (Использование мультимедиа в дошкольном образовании)
Люби и знай свой край
PPTX / 6 Мб
/data/files/b1578674158.pptx (Люби и знай свой край)Копылова Наталья Владимировна
старший воспитатель
МБОУ ЦО № 7,
Тула, Россия
В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Включение информационных технологий в систему образования любого уровня на сегодняшний день является одной из наиболее устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Из всех информационных каналов зрительный и слуховой являются самыми мощными.
Мультимедийные технологии позволяют сделать образовательный процесс более эффективным, поскольку их применение помогает вовлечь в процесс восприятия информации большинство чувственных анализаторов.
Педагогическое обоснование важности использования мультимедийных технологий в образовательном процессе подтверждает анализ работ современных исследователей (Б. Андресен, Я.А. Ваграменко, В.А. Извозчиков, М.П. Лапчик, Н.П. Петрова, И.В. Роберт, О.Г. Смолянинова, В.П. Тихомиров и другие).
Интеграцией мультимедийных технологий в дошкольное образование занимались такие педагоги как Е.В. Зворыгина, Л.А. Леонова, С.Л. Новосѐлова, Е.И. Щербакова. Значимость использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы и зарубежных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова).
По мнению Г.В. Князевой, «обеспечивая богатство содержания и формы, сочетание различных видов текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- информации и разнообразие способов их извлечения, эти технологии формируют мультимедийное восприятие мира. Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей обучающихся» [4].
В.М. Вдовин и Л.Е. Суркова к педагогическим условиям, способствующим внедрению мультимедийных технологий в образовательный процесс, относят следующие:
создание особой образовательной среды, направленной на повышение эффективности обучения с помощью мультимедиа технологий.
предоставление учебной информации в сочетании с интерактивностью, обеспечивающее повышение качества обучения;
использование мультимедийных технологий, способствующее повышению инициативы и самостоятельности обучаемых;
обеспечение взаимодействия учителя и учеников посредством интерактивного диалога с компьютером, расширяющее границы познания нового, неизвестного [2].
К основным преимуществам использования мультимедиа-технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации Гутова Л.К. относит
полисенсорность восприятия материала;
содействие развитию основных психических процессов;
возможность демонстрации объектов, явлений и процессов, которые недоступны в повседневной жизни;
возможность визуализации абстрактной информации;
наглядная и эмоциональная окраска демонстрационного материала.
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также в связи с возможностью учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации к познавательной деятельности.
Существует множество технических инструментов для создания мультимедийного продукта. Для создания линейных и нелинейных мультимедийных ресурсов мы используем Power Point.
Мультимедийная презентация - это образная форма предъявления информации. Она в значительной мере доступна для восприятия дошкольников, т.к. насыщена яркими сюжетами, роликами, образами, картинками и т.п. С ее помощью достигается дополнительная мотивация дошкольникам образовательно-развивающей деятельности. Это связано с передачей информации в максимально наглядной, образной, занимательной форме. Как показывают результаты исследований, мультимедийные презентации имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими видами наглядности: информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Безусловно, дошкольники лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать. У воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности мультимедийных эффектов (движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей). Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
Внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс детского сада является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий.
Презентуем авторский цифровой образовательный ресурс «Люби и знай свой край», направленый на формирование общей культуры личности детей, развитие их познавательной и коммуникативной активности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
Цель - формирование первичных представлений о родном крае.
Задачи.
1. Познакомить воспитанников с символикой, достопримечательностями, промыслами, традиционным костюмом Тульской губернии посредством использования дополнительного визуального материала (фотографий, карт, видеофильма) и интерактивных приёмов.
2. Воспитывать интерес к истории и культуре родного города посредством рассказов педагога о символике города, музеях Тулы и Тульской области, промыслах, костюме Тульской губернии, а также в процессе выполнения занимательных заданий, игры, разгадывания кроссворда.
3. Развивать связную диалогическую и монологическую речь посредством интерактивных приёмов, познавательных бесед, рассматривания фотографий, выполнения занимательных заданий, игры, разгадывания кроссворда.
Ресурс позволяет в занимательной форме углубить, систематизировать и обобщить первичные представления детей о родном городе, повысить мотивацию к изучению истории и культуры родного края.
Современность ресурса заключается в его мультимедийности, так как учебный материал представлен с помощью эффектов анимации, триггеров, технологических приёмов, аудио и медиа объектов..
Ожидаемые результаты:
- получат первичные представления о родном крае: его символике, достопримечательностях, промыслах, традиционном костюме Тульской губернии;
- будут проявлять познавательный интерес к истории, достопримечательностям родного города, архитектуре и скульптуре, историческим и современным зданиям города;
- смогут составлять повествовательные и описательные рассказы о родном крае (по картинке, из личного и коллективного опыта), используя средства языковой выразительности.
Интерактивный образовательный ресурс состоит из 5 блоков:
1-й блок – «Символика» (слайды 3 - 5);
2-й блок – «Достопримечательности» (слайды 6 - 21);
3-й блок – «Промыслы» (слайды 22 - 31);
4-й блок – «Костюм» (слайды 32 - 34);
5-й блок – «Игротека» (слайды 35 - 44).
Интерактивный образовательный ресурс «Люби и знай свой край» предназначен для серии занятий по темам «Символика города Тулы», «Достопримечательности Тулы и Тульской области», «Промыслы Тулы и Тульской области», «Костюм Тульской губернии». Блок «Игротека» рекомендуется использовать для закрепления материала: кроссворд «Промыслы Тулы и Тульской области» после изучения раздела «Промыслы», игру «Путешествие по родному краю» после изучения всех разделов.
В методических рекомендациях к авторскому образовательному ресурсу имеется подробное послайдовое описание ресурса и способов показа презентации.
Библиография
Акулова О.В., Вербенец А.М., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие/ науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 400 с.
Вдовин В. М., Суркова Л. Е. Информационные технологии в образовании: Практикум. – М.: Дашков и К, 2012.
Зайцев, В.С. Мультимедийные технологии в образовании : современный дискурс / В.С. Зайцев. – Челябинск : Издательство ЗАО «Библиотека А.Миллера», 2018. – 30 с.
Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник ВУиТ. 2010. №16. URL:
Королева Н.Л., Мещерякова Л.А. Мультимедийные обучающие программы как инструмент развития познавательных процессов детей дошкольного возраста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2011. №1. URL:
Кротова Т.В., Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL:
Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // КНЖ. 2013. №4. URL:
Ставцева Ю.Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // Гаудеамус. 2015. №1 (25). URL:
Оробинская А.Н. Мультимедиа-технологии и их использование в системе дошкольного обучения // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL:
Преображенская С.Г. Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях // Концепт. 2012. №6. URL:
Цаплина О.В. Использование средств мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста // Гаудеамус. 2013. №2 (22). URL: