12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Копылова Наталья Владимировна393
Россия, Тульская обл., Тула
0

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Использование мультимедиа в дошкольном образовании
PDF / 2.88 Мб

/data/files/t1578674128.pdf (Использование мультимедиа в дошкольном образовании)


Люби и знай свой край
PPTX / 6 Мб

/data/files/b1578674158.pptx (Люби и знай свой край)Копылова Наталья Владимировна
старший воспитатель
МБОУ ЦО № 7,
Тула, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ

В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Включение информационных технологий в систему образования любого уровня на сегодняшний день является одной из наиболее устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Из всех информационных каналов зрительный и слуховой являются самыми мощными.

Мультимедийные технологии позволяют сделать образовательный процесс более эффективным, поскольку их применение помогает вовлечь в процесс восприятия информации большинство чувственных анализаторов.

Педагогическое обоснование важности использования мультимедийных технологий в образовательном процессе подтверждает анализ работ современных исследователей (Б. Андресен, Я.А. Ваграменко, В.А. Извозчиков, М.П. Лапчик, Н.П. Петрова, И.В. Роберт, О.Г. Смолянинова, В.П. Тихомиров и другие).

Интеграцией мультимедийных технологий в дошкольное образование занимались такие педагоги как Е.В. Зворыгина, Л.А. Леонова, С.Л. Новосѐлова, Е.И. Щербакова. Значимость использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы и зарубежных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова).

По мнению Г.В. Князевой, «обеспечивая богатство содержания и формы, сочетание различных видов текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- информации и разнообразие способов их извлечения, эти технологии формируют мультимедийное восприятие мира. Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей обучающихся» [4].

В.М. Вдовин и Л.Е. Суркова к педагогическим условиям, способствующим внедрению мультимедийных технологий в образовательный процесс, относят следующие:

создание особой образовательной среды, направленной на повышение эффективности обучения с помощью мультимедиа технологий.

предоставление учебной информации в сочетании с интерактивностью, обеспечивающее повышение качества обучения;

использование мультимедийных технологий, способствующее повышению инициативы и самостоятельности обучаемых;

обеспечение взаимодействия учителя и учеников посредством интерактивного диалога с компьютером, расширяющее границы познания нового, неизвестного [2].

К основным преимуществам использования мультимедиа-технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации Гутова Л.К. относит

полисенсорность восприятия материала;

содействие развитию основных психических процессов;

возможность демонстрации объектов, явлений и процессов, которые недоступны в повседневной жизни;

возможность визуализации абстрактной информации;

наглядная и эмоциональная окраска демонстрационного материала.

Мультимедиа является эффективной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также в связи с возможностью учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации к познавательной деятельности.

Существует множество технических инструментов для создания мультимедийного продукта. Для создания линейных и нелинейных мультимедийных ресурсов мы используем Power Point.

Мультимедийная презентация - это образная форма предъявления информации. Она в значительной мере доступна для восприятия дошкольников, т.к. насыщена яркими сюжетами, роликами, образами, картинками и т.п. С ее помощью достигается дополнительная мотивация дошкольникам образовательно-развивающей деятельности. Это связано с передачей информации в максимально наглядной, образной, занимательной форме. Как показывают результаты исследований, мультимедийные презентации имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими видами наглядности: информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Безусловно, дошкольники лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать. У воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности мультимедийных эффектов (движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей). Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

Внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс детского сада является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий.

Презентуем авторский цифровой образовательный ресурс «Люби и знай свой край», направленый на формирование общей культуры личности детей, развитие их познавательной и коммуникативной активности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Цель - формирование первичных представлений о родном крае.

Задачи.

1. Познакомить воспитанников с символикой, достопримечательностями, промыслами, традиционным костюмом Тульской губернии посредством использования дополнительного визуального материала (фотографий, карт, видеофильма) и интерактивных приёмов.

2. Воспитывать интерес к истории и культуре родного города посредством рассказов педагога о символике города, музеях Тулы и Тульской области, промыслах, костюме Тульской губернии, а также в процессе выполнения занимательных заданий, игры, разгадывания кроссворда.

3. Развивать связную диалогическую и монологическую речь посредством интерактивных приёмов, познавательных бесед, рассматривания фотографий, выполнения занимательных заданий, игры, разгадывания кроссворда.

Ресурс позволяет в занимательной форме углубить, систематизировать и обобщить первичные представления детей о родном городе, повысить мотивацию к изучению истории и культуры родного края.

Современность ресурса заключается в его мультимедийности, так как учебный материал представлен с помощью эффектов анимации, триггеров, технологических приёмов, аудио и медиа объектов..

Ожидаемые результаты:

- получат первичные представления о родном крае: его символике, достопримечательностях, промыслах, традиционном костюме Тульской губернии;

- будут проявлять познавательный интерес к истории, достопримечательностям родного города, архитектуре и скульптуре, историческим и современным зданиям города;

- смогут составлять повествовательные и описательные рассказы о родном крае (по картинке, из личного и коллективного опыта), используя средства языковой выразительности.

Интерактивный образовательный ресурс состоит из 5 блоков:

1-й блок – «Символика» (слайды 3 - 5);

2-й блок – «Достопримечательности» (слайды 6 - 21);

3-й блок – «Промыслы» (слайды 22 - 31);

4-й блок – «Костюм» (слайды 32 - 34);

5-й блок – «Игротека» (слайды 35 - 44).

Интерактивный образовательный ресурс «Люби и знай свой край» предназначен для серии занятий по темам «Символика города Тулы», «Достопримечательности Тулы и Тульской области», «Промыслы Тулы и Тульской области», «Костюм Тульской губернии». Блок «Игротека» рекомендуется использовать для закрепления материала: кроссворд «Промыслы Тулы и Тульской области» после изучения раздела «Промыслы», игру «Путешествие по родному краю» после изучения всех разделов.

В методических рекомендациях к авторскому образовательному ресурсу имеется подробное послайдовое описание ресурса и способов показа презентации.


Библиография

Акулова О.В., Вербенец А.М., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие/ науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 400 с.

Вдовин В. М., Суркова Л. Е. Информационные технологии в образовании: Практикум. – М.: Дашков и К, 2012.

Зайцев, В.С. Мультимедийные технологии в образовании : современный дискурс / В.С. Зайцев. – Челябинск : Издательство ЗАО «Библиотека А.Миллера», 2018. – 30 с.

Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник ВУиТ. 2010. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-multimediynyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah.

Королева Н.Л., Мещерякова Л.А. Мультимедийные обучающие программы как инструмент развития познавательных процессов детей дошкольного возраста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-obuchayuschie-programmy-kak-instrument-razvitiya-poznavatelnyh-protsessov-detey-doshkolnogo-vozrasta

Кротова Т.В., Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-tehnologii-v-sovremennom-doshkolnom-obrazovanii

Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // КНЖ. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-multimediynyh-tehnologiy-v-protsess-obucheniya

Ставцева Ю.Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // Гаудеамус. 2015. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii

Оробинская А.Н. Мультимедиа-технологии и их использование в системе дошкольного обучения // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimedia-tehnologii-i-ih-ispolzovanie-v-sisteme-doshkolnogo-obucheniya

Преображенская С.Г. Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях // Концепт. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ispolzovaniya-prezentatsiy-power-point-na-muzykalnyh-zanyatiyah-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah

Цаплина О.В. Использование средств мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста // Гаудеамус. 2013. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sredstv-multimediynyh-tehnologiy-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.