"Музыкальный фольклор как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста"

3
0
Материал опубликован 10 September

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 1537









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Музыкальный фольклор как средство этнокультурного воспитания

детей старшего дошкольного возраста».









                                                                                      Музыкальный руководитель:

                                                                                      Михайлова Светлана Игоревна









«Музыка является самым чудодейственным,

самым тонким средством

привлечения к добру, красоте, человечности».

В.А. Сухомлинский

В настоящее время, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в работе с дошкольниками становится этнокультурное воспитание.

Этнокультурное воспитание в дошкольном образовании есть ознакомление детей с историей, культурой, бытом своего народа и воспитание национального самосознания, формирование чувства гордости за свою нацию, любви к родному языку, краю, Родине. Таким образом, этнокультурное воспитание призвано формировать патриотические и социально – нравственные качества дошкольников. Этнокультурное воспитание становится приоритетным, ибо если подрастающее поколение не будет знать историю и культуру своей страны, то это приведет к духовному вырождению. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой.

Целью этнокультурного воспитания является духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста через познание ценностей народной культуры. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период. Именно в этот период происходит активное формирование важных черт поведения детей в нравственно – волевой, эмоциональной и интеллектуальной сферах. В этом возрасте детям в полном объеме доступно понятие о Родине. Ребенок способен чувствовать себя этнической единицей общества, гордиться тем, что он русский, знать традиционные ценности своего народа и поступать в соответствии с ними. У детей старшего дошкольного возраста большой познавательный интерес, поэтому в этот период изучение русской народной культуры проходит очень плодотворно.

Важным средством в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста является фольклор ( в переводе с англ.яз. «народная мудрость»). «Фольклор – великолепнейший, универсальный, дидактический и развивающий материал для воспитания детей» (К.С. Виноградов).

Музыкальный фольклор несет в себе огромный дидактический и воспитательный заряд. Русская народная музыка облагораживает душу, очищает разум, веселит сердце. Наша задача научить детей чувствовать красоту русской народной музыки, полюбить ее всей душой и сердцем, научиться исполнять русские народные произведения. Через приобщение к музыкальному фольклору мы формируем музыкальный вкус, слушательскую культуру.

Ценность фольклора заключается еще и в том, что с его помощью легко устанавливается эмоциональный контакт и общение с детьми. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, делают его доступным, интересным для детей. Народная музыка привлекает детей яркостью образов, обогащает впечатления, вызывая яркий эмоциональный отклик.

Музыкальный фольклор включает в себя целую систему музыкальных и музыкально – поэтических жанров: русские народные песни, потешки, заклички, народные танцы, игры, народные праздники.

Приобщение детей к музыкальному фольклору ведется в следующих формах:

- НОД по музыке;

- кружковая деятельность;

- индивидуальная работа с детьми;

- театрализованная деятельность;

- фольклорные праздники и развлечения.

Обучение музыкальному фольклору опирается на такие виды деятельности детей, как: исполнительство (пение, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах), творчество, слушание и музыкально – образовательная деятельность.

Пение – основной вид музыкальной деятельности. « Русская песня – это русская история», - говорил А.М. Горький. В песне живет душа русского народа. Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Народная песня должна входить в жизнь детей как основа русской музыкальной культуры.

Русский народ пел всегда. Песня сопровождала людей и в беде, и в радости, в труде и на отдыхе. Поэтому такое жанровое многообразие народных песен: бытовые, трудовые, лирические, хороводные, шуточные. Детей следует знакомить с песнями различного характера. Народные песни просты, образны, мелодичны, интонационно удобны. Разучиваются быстро и поются детьми с огромным удовольствием. Народные песни – это исключительно ценный дидактический материал для развития певческих навыков (интонация, дыхание, дикция, звуковедение). Диапазон песен и тесситура очень удобные для детей, фразировка понятная. Звуковедение зависит от характера и жанра песни: лирические поются напевным, певучим, протяжным звуком, например « Во поле береза стояла», «Пошла млада за водой», « Аннушка». Песни игровые, шуточные поются легким подвижным звуком с хорошей дикцией в оживленном темпе. Например: « Как у наших у ворот», « Во кузнице». Очень интересны детям для исполнения песни, где характер мелодии меняется. Например, песня « Где был, Иванушка?». Слова « где был, Иванушка?» - поем певуче, выразительно. А в припеве появляется шуточный игровой элемент (« курочка по сенечкам зернышки клюет») где от детей требуется отличная дикция и легкое звонкое пение. Мы видим, что в плане развития, совершенствования певческого голоса детей народная песня идеальна.

Чтобы песня прозвучала осмысленно, звонко и ярко детей надо готовить и к разучиванию, и к исполнению. Перед разучиванием проходит краткая беседа. Она помогает ребенку осознать содержание песни, эмоционально настроиться. В народных песнях часто встречаются непонятные детям слова, которые требуют разъяснения. Например: коромысел, сенечки, горница, кузница. После объяснения педагогом дети очень быстро их запоминают. То есть идет пополнение словарного запаса, развивается речь детей. Очень хорошо использовать видео ряд для большей заинтересованности и лучшего понимания содержания песни. Видео ряд должен быть ярким, образным, в народном стиле. Например: « Пошла млада за водой» - красивая девушка с коромыслом, «Во поле береза» - хороводы вокруг березы. Нежность, красота картин перейдет и на восприятие музыки. Мелодия будет восприниматься детьми задумчивой, красивой, мелодичной, душевной. Эти эпитеты нужно вводить в речь детей, задавать вопросы после слушания песни.

Народная песня родилась в народе как « А капелла » (без сопровождения, звучание только голоса). В программе по пению в подготовительной группе выделена задача учить детей петь без сопровождения. Народные песни для этого очень хорошо подходят. Детям интересно, они пробуют и у них получается. Это очень важно для развития певческой культуры дошкольников.

Народные песни имеют огромное воспитательное значение. Своей правдивостью, искренностью, простотой и в то же время большой глубиной чувств они позволяют развить у детей такие необходимые личностные качества, как доброта, отзывчивость, чуткость, справедливость.

В народных песнях заложена глубокая народная мудрость. В беседах с детьми мы подводим их к тому, что нужно бережно хранить народные песни, а это значит, что их нужно разучивать, красиво исполнять, чтобы другие люди их слушали и знали. Мы должны гордиться, что имеем такую богатую русскую культуру. А значит, будем и дальше продолжать петь с любовью наши родные русские песни. Родные – это песни нашей Родины.

В учебном году 23/24 вокальный ансамбль « Любавушка» нашей Школы 1537 УК Радуга участвовал в конкурсе "Folk без границ" с русской народной песней « Как пошли наши подружки» и был награжден дипломом 1 степени.

Ссылка на диплом прилагается:

https://cloud.mail.ru/stock/g2LkqG8yHN7jmMWRg3cjN5FW



«Чтобы полюбить музыку, надо прежде ее слушать» (Д. Шостакович).

Слушание музыки - очень важный вид музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Идет активный процесс развития осознанного и эмоционального восприятия музыки, формирование музыкального багажа, развитие музыкального вкуса, знакомство с элементарными музыкальными понятиями. Большое внимание отводится непосредственно восприятию фольклора: слушание в записи народной инструментальной музыки разного характера, образов, формирующих эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа. В процессе слушания идет активное знакомство детей с музыкальными народными инструментами (гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, гусли, трещотки). Дети учатся различать тембры различных музыкальных инструментов, запоминают их названия, знакомятся с изображением инструментов по дидактическим картинкам, видео материалам, презентациям. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивают этот материал.

Для слушания предлагается следующий музыкальный материал в оркестровом исполнении: « Камаринская», « Во поле береза стояла», « Светит месяц», « Ах, ты береза», « Пойду ли выйду ль я», «Смоленский гусачок», « Ах, вы сени мои сени», «Во саду ли, в огороде», «Калинка».

В беседах после прослушивания музыкальных произведений дети активно высказываются о характере музыки, о том, что им нравится такая музыка, она очень интересна и они хотят ее слушать как можно чаще.

В музыкально – ритмической деятельности старших дошкольников идет активное знакомство с русскими народными танцами (хороводами, плясками) на народном музыкальном материале. Народные мелодии просты, логичны, в них ярко выражена фразировка и удобный ритм. Детям осваивать движения легко и понятно. Разучиваются новые элементы народного танца. Всем элементам движения даны образные названия. Это ускоряет процесс запоминания. Например, движение «солнышко» (ноги в пряжке поочередно выбрасываются вперед, а в это время руки, сложенные у груди выводятся вверх с небольшим разведением в разные стороны, как бы показывая на солнышко). Движение «козлик» - напористое, игривое, задорное (прыжки на двух ногах на месте, а одна нога четко выполняет притоп, руки согнуты в локтях и на прыжке активно двигаются « к груди – вниз»). Также разучиваются и другие элементы народных плясок: «самоварчик», «дробушка», «распашонка», « вертушка». Яркость и образность движений помогло детям освоить их в полном объеме. И после разучивания всех плясовых движений дети легко и активно импровизируют в народной пляске.

Широко разучиваются разные виды хороводов. Причем хороводы представлены с усложненной композицией: выворачивание круга, два круга в разные стороны, движения « змейкой» за ведущим, пристраивание в пары из круга и наоборот. Музыкальный материал, использованный для музыкально – ритмических движений, хороводов и плясок: « Пойду ли, выйду ль я», « Полянка», « А я по лугу», « Ах, вы сени», «Сударушка».

Яркая музыка, народные движения вызывают у детей радость, желание все больше познавать основы народной культуры.

Игра на детских музыкальных инструментах чрезвычайно привлекательный вид деятельности для старших дошкольников. К русским народным инструментам дети проявляют большой интерес. Быстро запоминают названия инструментов (ложки, трещотки, рубель, бубенцы, коробочки) и осваивают приемы игры на них. Народные инструменты в основном шумовые, поэтому сложностей не возникает. В подготовительной группе дети учатся играть в ансамбле и в оркестре. Здесь главное соблюдение общего темпа, динамики, слаженности. От детей требуется собранность, внимание, чтобы не пропустить вступление своего инструмента. Но будущим первоклассникам это очень нравится. Коллективное музицирование их очень привлекает. Детское музицирование очень плодотворно влияет на расширение музыкально багажа, в данном случае фольклорного, и на развитие музыкальной памяти. Музыку, сыгранную в оркестре, дети надолго запоминают, быстро легко узнают и говорят название. Проявление творческой активности характерно для детей старшего дошкольного возраста. К концу года дети сами придумывают оркестровки на ту или иную народную мелодия, выбирая подходящие музыкальные инструменты под характер музыки, договариваясь как будут играть. Это очень ценно и важно. За год дети выучились играть в оркестре следующие народные мелодии: «Во саду ли в огороде», « Ах, ты береза», « Смоленский гусачок», а в ансамбле ложкарей « Ах, вы сени, мои сени», « Из – под дуба».

Участие детей в оркестрах и ансамблях - одно из действенных средств в этнокультурном воспитании. У детей появилась гордость за свой народ, создавшего такую яркую музыку и уникальные народные инструменты.

Игры – самый любимый вид деятельности дошкольников. Русские народные игры для них очень интересны и притягательны. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои. Игры привлекают детей забавными сюжетами, яркими образами, весельем и удальством. В них можно проявить ловкость, смекалку, свое умение читать заклички, петь, выполнять образные движения по тексту, плясать. Именно возможность активного проявления себя так важна для детей подготовительной группы. В то же время игры имеют строго определенные правила, и каждый играющий ребенок приучается к совместным согласованным действиям. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Русские народные игры на музыкальных занятиях - это еще одна возможность приобщить детей к культурным традициям народа, развить устойчивый интерес к народному творчеству, воспитать нравственные чувства. Народные игры имеют вековую историю. Они сохранились и дошли до нас потому, что бережно передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Детям подготовительной группы важно объяснить это. Игры – это не только развлечение, это наша история. В них передается и характер русского народа, и любовь к родному краю, дому, окружающим людям.

Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка, расширению его историко – культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания.

Народные игры очень разнообразны: игры со словами, игры с пением, игры с музыкальным сопровождением. Детям особо полюбились следующие игры:

- игры со словами: «Барашеньки – крутороженьки», «Золотые ворота», «Кострома»;

- игры с пением: « Ворон», « Теремок»;

- игры с музыкальным сопровождение: « Гори, гори ясно», « Плетень», « Ручеек».

« Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу» (Е.А. Покровский).

В заключении хочется еще раз отметить, что музыкальный фольклор является ценным средством этнокультурного воспитания, имеет большое значение в приобщение детей к истокам народного творчества и формированию у детей патриотических чувств и любви к Родине.

Как итог плодотворной работы с детьми по приобщению к фольклору был подготовлен и проведен большой фольклорный праздник « Весенняя ярмарка».




Фольклорный Праздник

«Весенняя ярмарка»

(для детей подготовительной группы)

Цель: Приобщение детей к народному творчеству и русскому музыкальному фольклору.

Задачи:

- создать радостное праздничное настроение у детей;

- закрепить умение выступать с выученным фольклорным материалом (красиво выразительно петь, ритмично двигаться, слаженно играть в оркестре);

- активизировать детей к творческому проявлению во всех видах музыкальной деятельности;

- расширять знания детей о русских народных традициях;

- закрепить умение детей ярко, выразительно выступать в различных видах устного народного творчества (чтение потешек, прибауток, закличек);

- воспитывать уважение к прошлому своего народу, интерес к народным праздникам.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.

Материал и оборудование:

- фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная установка с экраном (на центральной стене);

- русские народные костюмы для детей и взрослых;

- музыкальные инструменты: (хохломские ложки, трещотки, рубель, бубенцы, колокольчики, свистульки, бубны, коробочки);

- детские столы, оформленные народными рушниками с ярморочным товаром;

- атрибуты, необходимые по ходу праздника.

Участники: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели, гости – родители.

Место проведения: Музыкальный зал


(зал празднично украшен в народном стиле: у центральной стены оформлены ярмарочные ряды, где на столах выставлены «товары»: хохломская посуда, самовар, яркие фигурки народных игрушек (дымковские, филимоновские, каргопольские), большие Матрешки, русские народные инструменты: расписные ложки, свистульки, трещотки, бубенцы).

Звучит задорная, зазывная русская народная мелодия «Светит месяц» в исполнении оркестра русских народных инструментов ( фонограмма)

Дети, одетые в русские народные костюмы парами входят в зал, проходят по кругу, любуясь на оформление, затем садятся на стульчики.

Ведущий (далее в сценарии «Вед») - воспитатель в русском костюме.

Вед: Весна – красна пришла

Радость, веселье принесла.

Народ у ворот собирается

Весенняя ярмарка открывается!!!

( под музыку 5 детей исполняющие роль продавцов занимают свои места за столами).

1 ребенок: (далее сокращ. « реб»)

Привезли мы на базар

Расписной товар!!!

Покупайте дружно,

Кому что нужно!

2 реб: Очень ложки хороши,

Расписали от души!

Хохломские, расписные,

Замечательные!

3 реб: Загляните к нам в палатку,

Вот конфетки, шоколадки,

Калачи да бублики,

Крендельки да булочки.

4 реб: Покупайте у нас красивые шкатулочки,

Кружки, толкушки, забавные игрушки!

Вот ниточки, иголочки.

Красивые заколочки.

За один пучок – плати пяточок!

5 реб: У дядюшки Якова

Товара хватит всякого!

Тары-бары, растобары,

Расторгуем все товары!

Приходите млад и стар

Покупайте наш товар!

Вед: Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ!

( под русскую народную мелодию «Коробейники» в исполнении русских народных инструментов - фонограмма, дети выполняют танцевальную композицию «Идем на Ярмарку» : проходят «змейкой» по залу, затем через центр зала расходятся в разные стороны, затем свободно двигаются врассыпную, поочередно подходя к детям – продавцам, в конце расходятся садятся на стулья)

( В центре зала остается ребенок «Иванушка», в руках у него корзина с игрушками: курочкой, уточкой, барашком. К нему выходят девочки с ложками в руках)

Инсценировка русской народной песни « Где был Иванушка?»

« Где был, Иванушка?» - поют девочки, чуть наклонившись, заглядывая Иванушке в глаза. Одновременно девочки разводят руками в сторону.

- На ярмарке, - поет Иванушка.

- Что купил, Иванушка? – движения такие же как на первую строчку.

- Курочку, - поет Иванушка, показывая Курочку.

Припев:

- Курочка по сенечкам зернышки клюет, - девочки стучат ложками приемом «дробушка» - восьмыми долями.

- Иванушка в горенке песенки поет, - девочки стучат ложками приемом

« блинчики» - четвертными долями.

В запевах второго и третьего куплета движения повторяются.

Припев :

- Уточка по лужице взад вперед плывет, - девочки делают скользящие движения по ложкам приемом « тарелочки»

- Барашек в садике травушку жует, - девочки стучат ложками поочередно справо – слево от себя.

( по окончании инсценировки дети кладут ложки и расходятся на свои места под аплодисменты).

Вед: А вот и Машенька с Ярмарки идет – самовар в руках несет.

( под музыку девочка с самоваром красиво проходит по залу, останавливается в центре, ставит самовар на хохломской стульчик и поет русскую народную прибаутку).

Прибаутка:

1 куплет: (поет девочка)

Я иду, иду, иду самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибауточку пою.

Припев: (поют все дети)

Эх, чай, чай, чай ,

Ярмарку отмечай.

Эх, чай, чай, чай ,

Ярмарку отмечай.

2 куплет: ( поет девочка)

Я чаек буду пить, самоварничать!

Пироги буду печь, кухарничать!

Припев: Тот же

( по окончании под аплодисменты уносит самовар и садится на стульчик).

Вед: Хорошую покупку сделала Машенька на Ярмарке. А вот Дунечка что-то не веселая идет.

( выходит девочка)

Вед: Что случилось?

Девочка: (читает выразительно, выполняя движения руками по тексту)

Пошла я из ворот, во зеленый огород.

Сорвала лопушок, да под самый корешок.

Сшила себе сарафан, и наряден, и не ткан.

Положила в уголок, в берестяной коробок,

Где не взялся таракан и проел мой сарафан!

Вед: Добрые молодцы, поспешите! Дуне нашей помогите!

( под музыку выходят мальчики и встают в шеренгу в центре зала)

Исполнение русской народной песни « Во кузнице»

( на вступлении, в проигрышах и по окончании песни два мальчика играют на треугольнике, изображая звон наковальни).

( по окончании под аплодисменты расходятся на стулья)

Вед: Делу время – потехи час,

Кто будет играть сейчас?

Смелее выходите, круг заводите!

Будем весело играть, будем Ваню потешать!

Русская народная игра « Барашеньки - крутороженьки»

( дети встают в круг, в центре круга - водящий мальчик «Ваня» . Взявшись за руки дети идут по кругу , произнося слова:

« Барашеньки – крутороженьки (хороводный шаг)

« По лесам ходили, по лесам бродили» (дробный шаг)

« В скрипочку игра» (останавливаются и имитируют игру на скрипке)

« Ваню потешали» (показывают руками на Ваню)

« Ваня, Ваня простата» (сужают круг дробным шагом)

« Купил лошадь без хвоста» (дробным шагом возвращаются на место)

« Сел задом наперед» (дети прыжком разворачиваются на 180 градусов)

« И поехал в огород» (хлопают в ладоши)

( звучит веселая русская народная мелодия « Полянка», дети врассыпную скачут по залу прямым галопом, водящий Ваня пытается поймать детей. Пойманный ребенок становится водящим «Ваней». Игра повторяется).

( по окончании игры дети садятся на стулья).

Вед: Вот закончилась игра, отдыхать теперь пора.

Аннушка с Демьяном с Ярмарки идут, разговор такой ведут.

( выходят девочка с ведрами и мальчик).

Мальчик: Аннушка, красавица, ты куда ходила?

Девочка: Я на ярмарку ходила, ведра новые купила! ( показывает ведра) .

Мальчик: Что дала?

Девочка: Рубль дала!

Мальчик: Девица, девица, сходи за водицей!

Девочка: Я волка боюсь, я медведя боюсь!

Все дети: Девица, девица, сходи за водицей!

Инсценировка русской народной песни « Аннушка»

( мальчик берет балалайку, все дети поют песню)

1 куплет: (дети поют, Аннушка идет хороводным шагом по залу и останавливается в центре)

2 куплет: (дети поют, появляется Демьян с балалайкой в руках и подходит к Аннушке)

3 куплет: (дети поют, Демьян, играя на балалайке, ходит вокруг Аннушки. Аннушка пританцовывает с ведрами).

4 куплет: (поет Демьян, обращаясь к Аннушке).

« Утомилась ты в пути, дай мне ведра донести»

( Аннушка передает ведра Демьяну, сама берет в руки балалайку)

5 куплет: (поют дети, Аннушка несет балалайку на вытянутых руках хороводным шагом, за ней идет Демьян и несет ведра)

6 куплет: (поет Аннушка)

« Ну спасибо что помог, ты хороший паренек,

Ай, люли, ай люли, ты хороший паренек».

( кланяются друг другу, дети аплодируют, затем уходят на стулья)

Вед: А сейчас для вас, ребятки, трудные загадки о русских народных музыкальных инструментах!

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит? (гармошка)

Деревяшка небольшая,

Три струны всего на ней.

А как только зазвучит,

Сразу всех развеселит?! (балалайка).

Вед: Правильно! Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь!

Ребята, выходите, да потешку расскажите!

( выходят 2 детей).

1 реб: Как у нашего соседа,

Весла была беседа.

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки.

Чайки в балалайки!

2 реб: Свиристели в свирели,

Кукушки в колотушки.

Скворцы в бубенцы,

Две синички крошки,

Заиграли в ложки.

Все вместе: Играют, играют,

Всех потешают!!!

( выбегает ребенок)

Реб: На нашей ярмарке продаются

Бубны, трещотки, ложки!

Кто хочет поиграть немножко?

Покупайте поскорей, да играйте веселей!

( под музыку берут инструменты: ложки, трещотки, бубны, бубенцы, свистульки, рубель и встают в полукруг).

Оркестр русских народных инструментов р.н.м. « Смоленский гусачок».

( фонограмма оркестра русских народных инструментов, дети играют на детских музыкальных инструментах).

Вед: Ни одна Ярмарка на Руси не обходилась без веселых скоморохов. Есть такие весельчаки и у нас.

(выходят два мальчика в смешных колпаках)

1 РЕБ: Здравствуйте, честной народ!

Мы - развеселые потешники,

Известные скоморохи

И насмешники!

2 реб: За медный пятак,

Покажем все эдак и так!

Довольны будете здорово,

Удовольствие три короба!

1 реб: Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей.

Батька лыка надерет

Лапти новые сплетет.

2 реб: Я прялку продам,

Веретенка продам.

Гармонь куплю,

Плясать пойду!

1 реб: Как без дудки, без дуды,

Ходят ноги не туды.

А как дудочку почуют,

Сами ноженьки танцуют.

( под р.н.м « Ах, вы сени» начинают веселый перепляс, играя один на свистульке, другой на трещотке. Все дети аплодируют)

1 реб: Эх, Матвей….

2 реб: Эх, Ерема….

Вместе: Сидели бы мы дома!

( под музыку кланяются и уходят).

Вед: Красны девицы и добры молодцы, засиделись что-то вы! Выходите поплясать, свои ноженьки размять!

Русская круговая пляска Р.н. м « Ах, ты береза»

( Движения в пляске:

- движения хороводным шагом по кругу;

-сужение и расширение круга на дробном шаге;

-кружение « вертушкой» в парах;

- построение «карусели»: мальчики входят в круг, разворачиваются друг за другом, левые руки соединяют в карусель. К ним дробным шагом подходят девочки , берут мальчика за руку и карусель начинается вращаться)

( оркестр русских народных инструментов – фонограмма)

( по окончании дети не садятся)

Вед: Солнце разгорается,

НА ярмарке игры начинаются!

( дети встают в круг)

(выходит девочка в центр круга с красным платочком).

Девочка: Солнышко – ведрышко

Взойди поскорей!

Освети, обогрей.

Ты лучей своих не жалей

С нами поиграй скорей!

Игра « Гори, гори ясно»

( под р.н.м « Пойду ли выйду ль я» - фортепиано .)

( Первые 4 фразы дети идут хороводным шагом, взявшись за руки, а девочка стоит в центре и машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают ритмично в ладоши, а девочка дробным шагом внутри круга , подняв руку с платочком. С окончанием музыки останавливается между двумя детьми, которые разворачиваются в разные стороны от платочка. Все дети поют « Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Раз – два-три».

Двое детей под музыку бегут в разные стороны по кругу, кто первый платок возьмет, тот и водящий. Игра повторяется 2 раза).

( по окончании садятся на стулья).

Вед: Ой, а вот Семен на ярмарку идет!

( выходит мальчик).

Вед: Семен, ты зачем на Ярмарку пришел?

Мальчик: За подарками!

Вед: Для кого подарки?

Мальчик: Для подружек!

Ах, тари – тари- ри,

Куплю Ксюше янтари.

Останутся деньги

Куплю Насте серьги!

Останутся пятаки,

Куплю Маше башмаки.

А для себя куплю игрушку

Забавного Петрушку!

Вед: Веселый озорной Петрушка – долгожданный гость на каждой Ярмарке! Встречаем!

( под р.н. м « Полянка» появляется Петрушка, пританцовывает, веселит всех детей).

Петрушка: Здравствуйте все!

Я – Петрушка веселый!

Пришел на вас посмотреть,

Да себя показать!

Купить бубликов связку,

ДА рассказать сказку!

Я хоть человек маленький,

НО, как говорится, бываленький!

Такое в жизни видел!!!

Сейчас расскажу!

( очень медленно и выразительно, с паузой после каждой строчки).

Ехала деревня мимо мужика

Вдруг из под собачки лают……..ворота!!

Крыши испугались, сели на ворон

Лошадь подгоняла мужика кнутом!

Лошадь ела кашу,

А мужик овес!

Лошадь села в сани,

А мужик повез!

( Дети смеются).

Петрушка: Ну что?! Рассмешил я вас честной народ?

Рассказал потешку, да наоборот!

Вед: Петрушка, поиграй с нами в игру!

Петрушка:

С удовольствием поиграю!

Как скажу я хлоп, хлоп,

Вы ногами - топ, топ!

А скажу я топ, топ,

Вы руками - хлоп, хлоп!

(дети встают около своих стульчиков и повторяют движения по указаниям Петрушки).

Вед: Ох, молодец, Петрушка,

За такое веселье

Получай угощенье!

(дарит леденец).

Петрушка: А теперь мое почтенье –

Расстаемся до следующего представления!!!

( танцует, и уходит).

Вед: Смотрите, девочки с покупками с ярмарки идут!

( под музыку выходят две девочки, проходят по кругу, в руках у одной книжка

« Русские потешки»)

1 дев: Мы на ярмарку ходили,

Книжку новую купили!

Вед: Красивая книжка! А у меня к вам вопрос: Что в этой книжке?

1 дев: Русских потешек целый воз!

2 дев: Тень-тень-тень по те тень

Выше города плетень.

Сели птички на плетень

Похвалялись целый день!

1 дев: Хвалилась синичка –

Схожу на водичку!

Сорока хвалилась,

Что каша сварилась!

2 дев: Воробушек хвалился,

Да спать завалился!

Когда он проснется,

Сказка снова начнется!

Вместе: Тень-тень-по те тень,

Выше города плетень!

Вед: А теперь пришла пора,

Снова русская игра!

Ну-ка кто быстрей из вас,

Заплетет плетень сейчас!

Русская народная игра « Плетень»

( музыка 1 часть: р.н.п. « Сеяли девушки яровой хмель»

2 часть: р.н.м. « Полянка»)

( дети стоят в 4 шеренгах напротив друг друга и держатся за руки крест накрест.

Первая фраза музыки: Две шеренги напротив друг друга сходят и выполняют поклон.

Вторая фраза – отходят на свои места

Третья и четвертая фразы – те же движения для других шеренг.

В музыке звучит яркий аккорд, дети разбегаются врассыпную и начинается вторая часть игры: р.н.м « Полянка» - танцевальное творчество детей « русская пляска» из движений, освоенных на музыкальных занятиях («распашока», «козлик», «солнышко», « дробушка», « вертушка», « самоварчик»).

Вед: Кто быстрее из вас,

Заплетет плетень сейчас?!

( дети разбегаются в свои шеренги, руки крест накрест)

(Игра повторяется 2 раза)

( по окончании садятся на стулья)

Вед: Хорошо повеселились! Но вот пришла пора – и Ярмарка закрывается! А раз ярмарке конец – получайте леденец!

( показывает корзинку с леденцами).

Красным девицам и добрым молодцам с веселой ярмарки леденцы!

( под музыку « Светит месяц» Ведущий, скоморохи и Петрушка раздают леденцы)

( дети встают парами, красиво проходят по залу и выходят).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации