Музыкальное занятие в подготовительной группе Тема: Здравствуй, Весна!»
Музыкальное занятие в подготовительной группе
Тема: Здравствуй, Весна!»
Цель: обогащение знаний детей о характерных признаках весны на примере классических музыкальных произведений, знакомых песен, песенного фольклора и стихотворений.
Задачи:
Развивающие:
Развивать воображение и творческую активность детей в разных видах музыкальной деятельности.
Способствовать развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.
Образовательные:
Развивать умения слышать изобразительность музыки, различать выразительные средства;
Совершенствовать умения воспринимать 3-ех частную форму;
Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, умения петь в коллективе с музыкальным сопровождением и без него;
3. Воспитательные:
Формировать доброжелательное отношение между детьми в игре;
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к поэтическому слову и мелодии русской народной песни напевного лирического характера.
Оборудование: музыкальный центр; шкатулка, клубочки четырех цветов: белый, зеленый, красный, желтый; портрет П.И.Чайковского, картина весны.
(Дети заходят в зал под любую спокойную музыку по выбору музыкального руководителя и встают в круг)
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какое сегодня солнечное утро. Давайте найдем себе пару, встанем друг напротив друга и пожелаем доброго утра и поблагодарим за приветствие (сначала дети повторяют мелодию за музыкальным руководителем, затем по желанию).
Посмотрите, у меня есть шкатулочка. Что в шкатулочке моей, посмотрите поскорей! Это разноцветные клубочки, которые символизируют палитру времен года. Матушка - природа постоянно преображается, все время, меняя свои наряды. Каждое время года прекрасно по – своему! Вы со мной согласны друзья?
Упражнение «Времена года» -
Воспитатель. Ребята, и цвет каждого клубочка соответствует времени года (синий – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень). Будем двигаться по кругу, меняя движения, согласно цвету клубочка и тексту. Следим, чтобы корпус был прямым.
Шаг пружинящий – лето и осень, высокий и скользящий шаг - зима и легкий бег - весна.
(Следить за осанкой, мягкостью шага на полупальцах, двигаться ритмично в соответствии с текстом. Воспитатель отмечает правильность исполнения. Дети садятся на стульчики.)
Слушание. «Подснежник» П.И.Чайковский.
Музыкальный руководитель. Весной появляются первые цветы. Какие? (ответы детей). Они такие маленькие, нежные, беззащитные, даже не верится, что когда в лесу, кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.
Сейчас мы послушаем знакомую пьесу «Подснежник» П.И.Чайковского из цикла времена года. В этом цикле 12 пьес – столько, сколько месяцев в году. Перед каждой пьесой есть стихотворение.
Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок
Последние слезы о горе былом
И первые грезы о счастье ином. (Аполлон Николаевич Майков)
Послушайте пьесу. Как музыка рассказывает о природе, какая она по настроению?
Ответы детей. Нежная, иногда взволнованная, слышно дуновение ветерка.
Музыкальный руководитель. Хотя в этой музыке нет слов, но мы можем представить, о чем в ней говорится - из названия пьесы и стиха. Мелодия звучит то светло - в высоком регистре, то тревожно - в среднем и низком регистре.
Музыкальный руководитель. Есть и другая мелодия – очень красивая, взволнованная трепетная, легкая, как дуновение ветерка. Давайте послушаем.
Мелодия устремляется вверх. Она полетная, быстрая, будто цветок покачивается на ветру. Затем, мы слышим знакомую мелодию. Из этого следует, что пьеса состоит из трех частей – в первой и третьей части музыка нежная, легкая, а в средней части – тревожная, взволнованная, музыка звучит быстрее.
Воспитатель. Давайте представим картину, которые мы могли бы изобразить (ответы детей. Затем воспитатель предлагает рассмотреть весеннюю картину, обсуждая какой цвет преобладает в картине ).
Музыкальный руководитель На какой танец похожа эта музыка?
Дети. Вальс. Музыка плавная, хочется кружиться, можно посчитать: раз, два, три.
Давайте с вами превратимся в дирижеров. Движения рук будут плавные, не резкие (звучит фрагмент пьесы или все произведение, дети дирижируют)
Ребята, давайте повторим, как называется эта пьеса и кто композитор этого произведения («Подснежник» П.И.Чайковский, портрет композитора).
А есть такие песни, которые поются издавна, они переделываются, добавляются слова, меняется мелодия. Это народная музыка, автора нет, как в сказках. Песни быстро запоминаются, поются на одном или нескольких звуках. Давайте споем такую песню.
Распевание. «Как под наши ворота» русская народная песня
Музыкальный руководитель. Берем дыхание после каждой фразы, поем напевно, протяжно, естественным звуком, четко пропевая слова.
Пение. «Выйди, солнышко», музыка Р. Паулса
Музыкальный руководитель. Какие еще песни мы разучивали о весне? Какие они по характеру? (Упражнять детей в спокойном напевном исполнении песни. Учить детей в спокойном напевном исполнении песни. Учить мягко, не обрывая заканчивать каждую музыкальную фразу. Уточнить умение детей чисто пропевать кварту).
Песня «Зеркальце весны» музыка Е. Гомоновой. Песня шуточного характера, пропевать нужно четко, но спокойным голосом. Ребята, скажите, как меняется характер каждого куплета. (Первый куплет поем легко и звонко. Второй – поем мягко. Третий - медленно и важно).
Воспитатель. А вот еще народная песня, которую мы знаем. Под такую песню можно водить хоровод, перестраиваясь в круг, шеренги
Танец-игра «Зоренька – заря». Ребята, следим за осанкой, двигаемся спокойным хороводным шагом. Не забываем быстро перестроиться в шеренги, а затем в круг. Когда отходим назад спиной, то голову не поворачиваем, идем ритмичным кротким шагом. В конце игры нужно быстро встать в свои шеренги и «заплести косы».
Воспитатель. Молодцы, ребята, весело поиграли. Все были внимательными и все постарались правильно исполнить движения. А занятие предлагаю закончить веселым танцем про капельку «Капитошка»
Танец «Капитошка» музыка В. Осошника
Музыкальный руководитель. Ребята, молодцы. Характер ваших движений менялся: то нежные и плавные, то задорные и шутливые, как сам Капитошка.
Ребята, Скажите мне какое сейчас настроение у вас после встречи с музыкой? (ответы детей). Как вы думаете, каким настроением наполнены произведения о весне? (взволнованное, трепетное, нежное). Назовите эти произведения («Подснежник», «Выйди, солнышко»). Правильно. Весну называют утром года, ведь весной просыпается природа, всё тянется к солнцу и теплу. Листочки и трава – нежно зелёные. Но есть и другие произведения («Зеркальце весны», «Зоренька – заря», «Капитошка»), наполненные радостью, юмором, задором. Все радуются приходу весны и тепла!
Упражнение «Времена года»
Любим летом мы гулять, Дети идут по кругу бодрым шагом
По тропинке в лес шагать.
Солнце светит ярко, Поднимают руки вверх
На полянке жарко. Имитация движения «вытираем со лба пот»
Маки заалели, Выполняют «пружинку», вращая кистями «фонарики»
Ягоды поспели. Выставляют поочередно ноги на пятку
Любим осенью гулять, Дети идут по кругу в другую сторону
По дорожке в парк шагать.
Листья желтые летят Качают поднятыми руками
И под ножками шуршат. Трут ладошкой о ладошку
Дождик мелкий звонко льет, Вытягивают руки вперед, выполняют волнообразные движения
Поиграть с собой зовет. Кружатся на носочках вокруг себя
Любим мы зимой гулять, Дети вновь поворачивают в обратную сторону и
По сугробам в лес шагать. идут по кругу «высоким шагом»
Под ногами снег хрустит, Имитируют ходьбу на лыжах
Нам на лыжи встать велит.
Щиплет щечки на Мороз –
Детям он коньки принес.
Эй, друзья, не отставать! «Играют в снежки»
будем мы в снежки играть!
Любим мы весной гулять, Дети меняют направление и бегут по кругу
По проталинкам шагать. на носочках
Ручейки звенят вокруг, волнообразные движения руками
Птички песенки поют. пружинка
На зеленой кочке ! Приседают
Расцвели цветочки поднимаются вверх.