12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена26
Учитель музыки
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
2

«Музицирование на свирели в рамках общеобразовательной школы. Из опыта работы»

1).Статья: «Музицирование на свирели в рамках общеобразовательной школы. Из опыта работы»

2).Автор: Кочемасова Елена Геннадьевна МАОУ СОШ №30. Город Северодвинск

3).Приведенный опыт поможет учителям-музыкантам и педагогам, не имеющим муз. образования начать работу с детьми по обучению их игре на муз. инструменте свирель, разнообразить вокальную работу, развивать слух, певческий голос, интонацию и др.

4).Свирель; донотный период; методика; народная песня

Многие дети кроме желания петь хотят учиться играть на каком – нибудь муз. инструменте. В рамках общеобразовательной школы и сегодняшних реалий воплотить эту мечту в жизнь очень сложно. Тем более что стоимость муз. инструментов велика, а количество часов по внеклассной работе ограничено, тем более что коллективная, а не индивидуальная форм работы невозможна для результативного обучения на муз. инструменте. Поэтому педагоги ищут и находят новые формы работы.

Я представляю опыт, с которым впервые встретилась на просторах интернета. Мне попались видео выступления с гор. конкурса общеобразовательных школ г. Вологды. Это было впечатляюще. Я познакомилась с материалами, почитала методику, посмотрела видео уроки, попробовала купить инструменты через интернет, навела контакты и … все получилось. Сегодня я веду кружок «Свирелька». Набираю группы детей, занимаюсь с ними и достигаю некоторых результатов. Дети выступают на многих конкурсах разного уровня и возвращаются с победами.

Методика игры на свирели выстроена первоначально для донотного периода обучения, поэтому осваивается детьми легко и быстро. Обучение можно начинать даже с дошкольного возраста, но живой интерес к музицированию испытывают и старшеклассники. Они быстро осваивают приемы игры и добиваются результатов, поэтому по ходу работы я включаю в уже сформированные группу и новых учащихся более старшего возраста, которые легко вливаются и сразу же начинают играть.

Игра на свирели способствует оздоровлению организма (гипервентиляция мозга и легких), интенсивному развитию музыкальных задатков (координация слуха и голоса в любом возрасте, постановка голоса и отработка певческого дыхания).

Свирель – народный инструмент, представленный игрушкой из сертифицированного пищевого пластика. Почти без теории, некоторые вводные замечания – и все, мы уже играем на дудочке. Свирель способна оторвать детей от компьютерных игр, и предложить свою – новую и неповторимую, оздоравливающую их игру.

Проблема самоидентификации человека со своей страной, со своей культурой – одна из самых существенных на сегодняшний день, поэтому для работы со свирелью предлагается максимальное привлечение русского национального материала: песен, скороговорок, потешек и т.п. 

Методика, выстроенная первоначально для донотного периода обучения, по исконно народному способу – в ее основе лежит отсчет звуков от самого высокого. В середине 1980-х годов на возможности такого способа обратила внимание московский педагог-новатор Эдельвена Яковлевна Смелова. В 1992 году она обратилась в ректорат Курского государственного университета с предложением разработать систему обучения. Буквально за несколько лет родились первые научные и учебно-методические публикации-брошюры, с 1994 года начались семинары в Санкт-Петербургском Институте развития образования, слушатели которых продолжили начатое в Курске дело.

Главные установки.

После приобретения свирели дети должны хорошо усвоить правила санитарии и хранения инструмента. Свирель – индивидуальный музыкальный инструмент, ни под каким видом нельзя его передавать из уст в уста. После занятий инструмент разбирается, моется отдельно мундштук и ствол, сушится и прячется в собственный пакет. Каждую свирель необходимо пометить, это могут быть переводные картинки, наклейки и др.

Во время игры положение тела должно быть естественным, ненапряженным; заниматься можно как стоя, так и сидя. Нельзя закидывать назад или опускать вниз голову, так как в этом случае направление струи воздуха будет неправильным, что скажется на качестве звучания.

Отверстия следует закрывать полностью подушечками пальцев: верхние три – указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, а нижние три – пальцами правой руки. Такое положение рук учит детей правильной постановке и не потребует переучивания при переходе в обучении на поперечную флейту.

Для полного и плотного закрывания отверстий можно предложить использовать прием ощупывания отверстий, то, что Монтессори называет упражнением «видеть без глаз». Давать задание детям: не глядя на свирель закрыть 1, 2, 3 отверстия и т. д. Во время игры на свирели используется певческое дыхание: пропели – сыграли – еще точнее и чище пропели.

На занятиях не используются ноты, дети играют по цифрам, которым соответствуют отверстия: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6. А остальные пальцы в это время подняты. Каждому пальцу соответствует своя цифра. Их всего 7 как и 7 основных нот. 0 – это открытый звук, когда все пальцы подняты. Ноты могут повышаться или понижаться. Такие изменения играть уже сложнее. Нужно зажимать все отверстия и поднимать какой-то один палец в зависимости от ноты.

На 1 уроке дети играют в голоса птиц и животных, потом - маленькие ритмические попевки со стишками на 1 звуке, далее - количество звуков увеличивается, и можно приступать к мелодически простым русским народным песням: «Василек» (поступенное движение пальцев в диапазоне от 0 – 3), «Я на горку шла», «Со вьюном я хожу», «Как у наших у ворот», «Ах, вы сени, мои сени». Аккомпанемент должен быть выстроен так, чтобы мелодия оставалась постоянной, а вариации были различными. Такой подход помогает подтолкнуть ребенка к желанию импровизировать. Для разнообразия возможно включать инструменты детского шумового оркестра: трещотки, бубны, треугольники и др.

Свирель дает возможность развития у детей не только мелодического слуха, но и гармонического. И начальный этап в этой работе – двухголосие. Когда освоено двухголосие, можно переходить к трехголосным, четырехголосным переложениям. 1 этап работы – канон. Простейшие каноны создаются уже на материале первых уроков. 

Диатонические звуки на свирели (соль мажор): 0 = до; 1 = си; 2 = ля; 3 = соль; 4 = фа #; 5 = ми; 6 = ре.

Ссылка на приобретение инструмента свирель в интернете и на участие в конкурсе «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости» https://купитьсвирель.рф/


Список литературы:

https://kursksu.ru/people/view/141

https://svirel.biz/stati/V-festival_start

https://svirel.biz/media/Main/Methods/2018-05-03/nauchno-metodicheskoe-rukovodstvo-igry-na-svireli.pdf

 







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.