Урок-викторина по физической культуре «Мяч в руках» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока-викторины по физической культуре в 5 классе учитель: Мызников Максим Андреевич
Тема: “мяч в игре” (раздел «Баскетбол»)
Тип урока: урок "открытия" новых знаний
Дата урока: 2016-2017 учебный год
Место учебного занятия в теме: первый урок
Представление о результатах:
- личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях.
- метапредметные: определять общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.
- предметные: организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность с помощью разминки и подвижных игр.
-развивать координационные и скоростно-силовые способности, быстроту, прыгучесть, внимание.
-воспитывать волевые качества: дисциплинированность, активность, умение взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Цель урока: Формировать знания и представления об игре «Баскетбол», развивать двигательные способности и укрепить здоровье обучающихся»
Триединая цель учебного занятия:
ознакомление с новым способом игры с мячом - сложение основ знаний по баскетболу, формирование умений использовать свои знания в действии; выполнение действий с опорой на жизненный опыт; развитие самостоятельности в учебной деятельности.
Метод проведения: фронтальный, поточный, индивидуальный, групповой, соревновательно-игровой.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: баскетбольные мячи и презентация
Время проведения: 45 минут.
Технологическая карта
Этап, время |
Задача этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся посредством УУД |
Планируемый результат |
Подготовительная часть (организационный этап) |
||||
Построение, сдача рапорта, приветствие. |
Построение класса: «Становись!». Проверка спортивной формы. Напомнить ТБ на занятиях. Учитель обращает внимание на форму и чёткость построения. |
Обучающийся стоит прямо, пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены; плечи развернуты, живот подтянут, руки опущены; кисти со сжатыми и согнутыми пальцами прижаты к средней линии бедра; голову держит прямо; смотрит вперед. |
Готовность к учебной деятельности на уроке |
|
1.Мотивация к учебной деятельности |
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности |
Включение в деловой ритм. Побуждающий вопрос учителя. В спортзале есть и слева щит и справа щит. На кольцах есть корзины и круг посередине. Две группы из ребят в корзины мяч забить хотят. Поймают мяч, и вновь о пол… Игра зовется ….(баскетбол) Показать руками движение передачу, ведение и бросок мяча |
Психологический настрой класса на работу Регулятивные УУД - Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем вместе мы играть, рассуждать И друг другу помогать. Дети дают ответы на загадку |
|
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Открытие новых знаний через пробное учебное действие. Проверка внимания учеников. |
Выявляет уровень знаний. - Баскетбол. Что это за игра? Чем в неё играют? -Вы все изучаете английский язык. Как вы думаете, что значит «баскет», «бол» -Кто изобрёл игру и придумал правила игры? Даю варианты ответов: Юрий Никулин \ принц Уэльский \ Джеймс Нейсмит. - Поэтому можно сделать вывод, что Родина игры «баскетбол»? Даю варианты ответов: США/Австралия/Россия - А как вы думаете, сколько лет назад был проведён первый баскетбольный матч? Даю варианты ответов: 200\555\10 лет Учитель докладывает о том, что в России становление баскетбола связано с именем Степана Васильева, лучшего баскетболиста и страстного пропагандиста этой увлекательной игры. Олимпийским видом баскетбол стал в 1936 г. – сначала для мужчин и лишь спустя 40 лет и для женщин. Задаёт вопрос: В каком году баскетбол стал Олимпийским видом для мужчин/для женщин? Что вначале урока нужно делать: играть, сдавать зачет или разминаться? Почему? |
Выполняют задание Дети отвечают на вопросы учителя. Дети делают вывод: Первый баскетбольный матч был проведен двести лет назад. Изобрел эту игру Джеймс Нейсмит в США. Правила, которые он придумал, сохранились до сих пор и лежат в основе современных правил баскетбола. Дети отвечают на вопросы учителя Познавательные УУД: самостоятельный поиск наиболее оптимальных способов выполнения заданий, Регулятивные УУД: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль 3 ученика предлагают свои варианты (1936\1976) Дети дают ответ. |
Анализ объектов и понятий. Классификация объектов по заданным признакам Воспроизведение Полученной информации |
Разогреть мышцы и весь организм привести к выполнению основной нагрузки, а также уменьшить риск получения травм |
Разминка. Учитель докладывает о том, что существует разминка специальная и общая. Вопрос учащимся: Для чего нужна разминка? Разминка на уроках по баскетболу состоит из двух частей: общей и специальной. Цель общей разминки: включить в работу по возможности все группы мышц, подготовить к нагрузке сердечнососудистую, дыхательную системы, разогреть связки, мышцы и суставы; приготовить психологически к более сильной нагрузке. Цель специальной разминки: обеспечить подготовку именно тех нервных процессов и звеньев двигательного аппарата, которые будут участвовать в предстоящей деятельности. Одна из важных задач разминки в целом - разогрев мышц и связок делает их эластичным и помогает избежать травм. (проверка того, как слушали) Какая бывает разминка по баскетболу?
Учитель и физорг проводят разминку Общеразвивающие упражнения 1 И.П. Руки на пояс. Повороты головы 1- вправо, 2- влево (4 раза) 2 И.п. Правая рука вверху левая рука внизу. Рывки руками на четыре счета. 3 И.п. Руки согнуты перед грудью. Повороты туловища вправо влево. 4 И.п. Руки на пояс. Наклон на раз - коснуться пальцев правой ноги, два - левой, три – коснуться ладошками пола. 5 И.п. Руки вперед. Приседание со сгибанием и разгибание пальцев рук. 6 И.п. руки вперед. Круговые вращения рук в кистевых суставах. 1.Ходьба с упражнениями на внимание. 2.Бег с сохранением заданной дистанции (0,5 м, 1 м, 1,5 м); с остановкой в заданном учителем положении по сигналу (упор присев, стойка баскетболиста, стойка ноги врозь). 3 Челночный бег. 4. Бег приставными шагами. Руки перед грудью. 5 Прыжки 6.Ходьба. Дыхательные упражнения. Перестроение через центр в колонну по 2. Построение в две шеренги. |
Сущность разминки заключается в том, чтобы разогреть мышцы и весь организм привести к выполнению основной нагрузки, а также уменьшить риск получения травм Ответ на вопрос. разминка |
||
3. Выявление места, причины затруднения и определение учебной цели |
Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение учебных затруднений |
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Традиционный баскетбол – это игра между двумя командами (учитель показывает варианты ответов 5\15\32 человека)…..в каждой. Но в мини-баскетболе в команде может быть (45\76\2\3 игрока) Как вы думаете, какая перед каждой командой стоит цель? В чем особенность игры в баскетбол и отличие ее от футбола? Делаем вывод: Итак, давайте определим тему нашего урока ПРОДОЛЖАЕМ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ В ПРЕЗЕНТАЦИИ (см. приложение) |
Дети продолжают предложение учителя, выбрав правильный ответ – это игра между двумя командами по пять человек в каждой. Дети дают свои варианты ответов и три, и два игрока. Забросить как можно больше мячей в корзину соперников и в то же время не пропустить мячи в свою корзину. Играть нужно в рамках установленных правил. все действия с мячом осуществляют только руками. Вывод: -Традиционный баскетбол – это игра между двумя командами по пять человек в каждой. - В мини-баскетболе в команде может быть и три, и два игрока. -Перед каждой командой стоит цель – забросить как можно больше мячей в корзину соперников и в то же время создать для них такие препятствия, чтобы не пропустить мячи в свою корзину. При этом действовать нужно в рамках установленных правил. -Действительно, особенность баскетбола состоит в том, что все действия с мячом, а это передачи, ведение, броски, отбивание, осуществляют только руками. Исходя из заданий, определяют тему занятия, формулируют цель учебной деятельности |
Выдвижение гипотез. Целеполагание. Решение проблемы, построение логической цепи. |
4. Первичное закрепление с формулированием проблемы “Азбука баскетболиста” |
Усвоение учащимися нового знания через способы действия |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Передача и ловля мяча “В ритме шага”. Учащиеся, стоя лицом, друг к другу на расстоянии вытянутой вперед руки, перекатывают мяч в кисти партнера. Принимающий при взятии мяча сгибает руки и приносит его к груди. Мяч нужно удерживать не ладонью, а подушечками пальцев. Имитация передачи мяча двумя руками от груди. Стоя в две шеренги, передача мяча двумя руками от груди. То же, только ловля с шагом навстречу мячу (приближаясь и удаляясь, приставными шагами в любом направлении, ловя мяч до и после остановки). Передача и ловля мяча после его ведения. Ведение мяча “Мяч под контролем”. Ведение мяча на разной высоте; правой и левой рукой; с остановками, рывками, поворотами, переводами с одной руки на другую и т.п. Броски мяча “Точно в цель”. Броски на точность после какого-либо дополнительного движения, например, после удара мяча о пол. Броски мяча на точность в группах – чья группа быстрее наберет определенное число попаданий мяча в корзину. |
Познавательные УУД: формулировка правила составление алгоритма с применением правила, анализ, синтез Регулятивные УУД: контроль действий самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем |
Фиксация места затруднения. Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого не достает. Планирование своих действий.
|
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организация умения применять новое знание в типовых заданиях |
Организует деятельность в группах по применению новых знаний. “Суммарный баскетбол”. Класс делится на 4 команды. Участники каждой команды рассчитываются по порядку. Игроки с одинаковыми порядковыми номерами из каждой команды собираются в разных частях спортивного зала и в течение 3 мин. проводят игру на одно кольцо. Можно поиграть в игру “Снайпер” (попадание в цель). По окончании игрового времени все набранные игроками с одинаковым порядковым номером очки суммируются, и определяется команда-победительница. Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. - Проверьте свою работу. -Оцените свою работу |
Самостоятельная работа в группах. Дети выполняют задание Осуществляют самопроверку. Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного Регулятивные УУД: самопроверка, самоконтроль результативности деятельности |
Умение работать в группе Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации Решение типовых заданий на новый способ действия. |
6. Включение в систему знаний |
Включение нового способа действий в |
Организует деятельность по применению новых знаний. Игра с элементами баскетбола по выбору детей - Что вы можете сказать о предлагаемой работе? - Выполните задание. - Оцените свою работу. |
Самостоятельная работа в группах. Осуществляют самопроверку. Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в парах, сотрудничество |
Умение работать в паре, группе. Управление поведением партнера - контроль. |
7. Рефлексия деятельности |
Самооценка учащимися результатов своей |
Организует рефлексию. Комплекс упражнений для снятия усталости рук и пальцев: -сжимать и разжимать кулаки с силой; -круговые движения кистью, сжатой в кулак, влево и вправо; -из положения руки вперед, большой палец отвести в сторону и выполнять им круговые движения; -развести пальцы в стороны и начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) согнуть все пальцы в кулак, затем разогнуть пальцы, начиная с большого. - Какое новое открытие мы сделали сегодня? -Какое задание было самым интересным? - Какое задание было трудным? Закончите предложения: - Сегодня я понял(а) … - Я запомнил(а)… - Теперь я могу… Оцените свою работу в течение всего урока. |
Познавательные УУД: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
Умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке. |
8. Домашнее задание |
Стимулирование организации учебной деятельности дома |
Подобрать или придумать игру с элементами баскетбола. Учитель благодарит детей за урок. Направо! В обход в колонну налево из зала шагом – марш! |
Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения, структурирование знаний Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Самостоятельность в выполнении домашнего задания |
Список использованной литературы.
Ссылки на Интернет - источники *
nsportal.ru/
настольная книга учителя физкультуры Москва «Планета»