Урок литературы в 6 классе: М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром

11
3
Материал опубликован 10 November 2019 в группе

6 класс. М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Поэтическая интонация.  

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о М. Ю. Лермонтове как великом русском поэте, развитию интереса к поэтическому творчеству Лермонтова; помочь проникнуть в художественный мир поэта.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве М. Ю. Лермонтова как великого русского поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

ценностно-ориентированная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям М. Ю. Лермонтова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской культуры; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять художественные функции произведений.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (устное рецензирование, анализ стихотворения, беседа, индивидуальная (выразительное чтение).

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова; видеоклип/фонохрестоматия (43).

Основные понятия и термины: сравнение, поэтическая интонация, антитеза, аллегория, баллада, символ.


I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

Поэзия М. Ю. Лермонтова пленяет нас своей красотой и человечностью. Природа, как мы отмечали, наградила Лермонтова мощным лирическим чувством. Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться – вот важные качества Лермонтова-лирика. Сегодня нам предстоит знакомство с новыми стихотворениями поэта. У каждого своя история, свой голос, свои мысли и интонации.

  • выразительное чтение стихотворения «Тучи» наизусть.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова. Баллада – это такое поэтическое произведение, которое написано на легендарную или историческую тему. В балладах мир предстаёт таинственным и загадочным. В них обычно действуют яркие герои с чётко очерченными характерами. В балладе «Три пальмы» есть подзаголовок: «Восточное сказание», который определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном происхождении сказания. Всё необычно в этом стихотворении: сюжет, сочетание реального и фантастического, глубокий философский смысл.

2. Работа с учебником

- Просмотр видеоклипа или прослушивание баллады «Три пальмы» (фонохрестоматия 43) (учебник стр. 152-154).

3. Словарная работа.

Роптать. Посмотрим в словаре значение. («Негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду»).

4. Анализ стихотворения.

  • Кто главные герои стихотворения?  «Три гордые пальмы» и «звучный ручей»
  • Как проходит их жизнь?

 Их жизнь течёт неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.

  • Почему пальмы недовольны своей жизнью?

Никто не восхищается их красотой, они «растут и цветут» без пользы.


  • Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? Покой нарушен появлением людей.

  • При помощи каких выражений Лермонтов создаёт впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте.

«Звонков раздавались нестройные звуки», «прыгал: бросал и ловил», «пестрели вьюки», «с криком и свистом неслись по песку», «подходит, шумя, караван».

  • А теперь посмотрим, как автор изображает караван.

1 ряд - найдите, какими красками рисует автор караван?

(Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

2 ряд - какими звуками наполняет?

(Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

3 ряд - найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван?

(Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

  • Что мы узнаём дальше из стихотворения? Прочитайте.

Мы узнаём, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева.

  • Что же случилось с наступлением вечера?

Людям стало холодно, и они вырубили деревья.

  • С кем сравнивает пальмы Лермонтов? С живыми людьми.

  • С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах.

  • Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах?

Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева.


  • Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: «Люди! Остановитесь! Что вы делаете?».

  • Как развивались дальнейшие события?

Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту.

  • Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий уголок природы? Зачитайте.

Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место.


  • Почему вместе с пальмами исчез и родник? Он высох от знойного солнца.

  • Что вы можете сказать о поступке этих людей?

Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.


  • А вы оправдываете этих людей? Почему?

  • Что было ценно для этих людей? Для них был ценен собственный уют и комфорт.

  • Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?

  • Чем являлся для путешественников этот оазис? Ценностью

  • Как обошлись с этой ценностью люди? Они уничтожили эту ценность.

  • Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) для остальных людей, которые путешествуют по важным делам, для животных, перевозящих грузы?

Ценой может быть даже жизнь людей и животных, которые путешествуют по пустыне, ведь может оказаться так, что им сейчас негде найти глоток воды, набрать её в дальнюю дорогу. Иногда жажда может привести к смерти или к различным заболеваниям.


  • Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны?

Пальмы гордились своей красотой и роптали на Бога, что тот не посылает им путников, которые радовались бы их красоте и восхищались ими.

  • Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость.

Нет, поэт жалеет о погибших пальмах и о погибшем роднике.


  • Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями?

Нет, эти люди не злодеи, они весёлые. Но Лермонтов удивляется их равнодушию и неблагодарности. Ведь пальмы дали им приют и могли бы дать тень, ночлег и воду ещё многим путникам в пустыне. Поэт возмущён и огорчён поведением людей.


  • О чём же хотел сказать Лермонтов в своём стихотворении? Какова его главная мысль?

Люди часто несут гибель природе даже вопреки собственным интересам. Преследуя сиюминутные корыстные интересы, человек не задумывается о последствиях своей деятельности.

Вывод:

Лирика Лермонтова многообразна, в ней звучат и тема одиночества, и мотив изгнанничества, и жажда борьбы и свободы. О чём бы ни писал поэт, в его стихотворениях всегда есть место мечте. Это мечты о счастье, о понимании, о справедливости и добре.

Но талант Лермонтова - талант поэта трагического, поэтому и слышится в его поэзии нота безнадёжности, мотив разочарования и усталости.

5. Слово учителя. Антитеза.

Лермонтовские стихотворения часто бывают построены на антитезе – противопоставлении. Благодаря антитезе предметы сравниваются друг с другом, в них открываются новые свойства. Антитеза – одно из средств выражения мысли в поэзии и прозе. Картина цветущего оазиса в начале стихотворения «Три пальмы» - и то же место, где стало «дико и пусто»; холодные и свободные тучи – и поэт, любящий свою родину изгнанник.

Итог урока.

- Ответим на главные вопросы урока:

  • Чем являлась описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне?

Она являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.

  • Какой поступок был совершён проходившими по пустыне людьми?

Был совершён необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.

  • Какова же цена совершённого людьми поступка?

Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным.

  • Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока?

Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Итак, мы отметили, что многие стихотворения М. Ю. Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии. Однако грустный тон стихов никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не покорялся судьбе. На вопрос «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?» поэт отвечает: «Нет! Не на то...». Мятежный дух поэзии, ее лиризм, глубина мысли и совершенство стихов ставят Лермонтова в  ряд величайших поэтов. Замечательные слова о М. Ю. Лермонтове принадлежат известному литературоведу, исследователю его творчества Ираклию Андроникову: «Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы смогли прочесть историю его души, понять его как поэта и человека».

Следует заметить, что мы с вами находимся в самом начале пути знакомства с поэзией М. Ю. Лермонтова. Но, скорее всего, «томики его сочинений» вы будете перелистывать не только в классе, но и самостоятельно. И навсегда полюбите этого непревзойденного художника слова.

  • Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)
  • Какой вид деятельности вам понравился? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание:

  1. стр. 151-152, прочитать статью В. Коровина о стихотворении «Три пальмы»;
  2. подготовить выразительное чтение стихотворения «Три пальмы»;
  3. сделать иллюстрацию к стихотворению (по желанию);
  4. повторить стихотворные размеры.

Использованная литература:

1. Литература. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Полухина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2017.

2. Беляева, Н. В. Уроки литературы в 6 классе : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева. – М. : Просвещение, 2013;

3. Василенко, Л. П. Литература. 5–7 классы : метод. пособие. – СПб. : Паритет, 2002. – (Серия «Поурочное планирование»).

4. Золотарёва, И. В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа / И. В. Золотарёва, С. М. Аникина. – 2-е изд. – М. : Вако, 2012. – (Серия «В помощь школьному учителю»).

5. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной / авт.-сост. Н. В. Егорова, Б. А. Макарова. – М. : ВАКО, 2017.





Комментарии

Очень качественный материал!!! Спасибо!!!

10 November 2019

Елена Владимировна, в Методах и формах обучения у Вас указана практическая работа по выявлению аллитерации и ее роли в стихотворении, к сожалению, в конспекте урока я её не нашла. И ещё: среди заявленных в конспекте для работы Основных понятий и терминов не упомянуты в ходе анализа баллады аллегория и символ. Может быть, я не очень внимательно изучила Вашу публикацию, но опять же не поняла, как в ходе урока (или после него) шестиклассники "овладеют умением создавать презентацию"?

11 November 2019

Спасибо, Наталья Юрьевна, за замечания, проверю ещё раз и отредактирую.

11 November 2019