Статья на тему «Методика сотрудничества педагога с родителями»

3
0
Материал опубликован 31 July 2022

Если вы молодой педагог, то приходится завоевывать уважение не только детей и коллег, но и особенно родителей. Все, что ты говоришь и делаешь подвергается критике, недоверию, оспариванию. В первый год своей работы в общеобразовательном учреждении для меня было удивлением (и разочарованием), насколько закрепилось в сознании родителя фраза «образование – это услуга». Ты всегда должен и обязан. Всегда.

Справляться с этим мне было тяжело. Я не понимала, как действовать правильно, да и что вообще такое правильно, если с одним родителем работает просто разговор, а с другим не работает ничего. Нарушались мои личные границы, были звонки и в 8, и в 9, и в 10 вечера с требованиями пояснить оценки и угрозами департаментом. Старшие коллеги часто просто говорили «не обращайте внимания, скоро привыкнете, просто не давайте свой телефон». Но все внутри меня протестовало против такого метода, это не решало конфликт, а только усугубляло его. Я приняла решение действовать.

Первым делом я обошла других молодых педагогов, которые работали уже более 3 лет, чтобы спросить, как они справлялись с такими ситуациями. Все единогласно сказали, что нужны личные границы. Никаких звонков, оскорблений, угроз. Учитель – эта такая же профессия, как все остальные, и никакому взрослому человеку не было бы приятно, если бы после работы ему звонил человек, не относящийся к его профессии, требовал каких-то объяснений, сомневался бы в профессионализме. Работу с «тяжелыми» родителями я начала именно с этого. Когда в глазах читалось малейшее понимание ситуации, я объясняла свою специальность, кто я, какое у меня образование, почему у меня есть те или иные компетенции, как и у любого другого педагога. Далее мы детально прорабатывали ситуацию, которой был недоволен родитель. Конечно, он всегда на стороне ребенка, но все мы знаем, что дети имеют свойство приукрасить. Если родитель не верит мне, я приглашала ребенка. Знали бы вы, как часто вскрывалось то, от чего родитель очень много извинялся перед педагогом. После таких разговоров и дети менялись. Здесь правил два – не выкидывать письменные работы и никакой агрессии. Ни с какой стороны. Никогда.

Важно понимать, во-первых, что вы специалист. Никто не должен заставить вас сомневаться в этом. То, что вы молодой специалист не повод к унижениям. Это повод к сотрудничеству и взаимопомощи. Если сказать прямо «Я только пришла в профессию, мне дали 8 классов разного возраста, мне очень тяжело, и ваши слова ранят меня. В моем понимании учитель и родитель должны работать в тандеме, и мне очень бы пригодилась ваша помощь в решении нашей общей проблемы». Это не слабость, это проговаривание того, что должен понимать каждый. На любой должности в любой компании любому новичку тяжело. Важно объяснить это и на примере самого родителя, предложить ему вспомнить свои первые рабочие дни. Часто это помогает наладить контакт.

Во-вторых, вы человек. Всем свойственно ошибаться. И нет ничего важнее, чем признавать свою ошибку и перед детьми, и перед родителями, и самое главное перед собой. «Да, здесь я ошиблась, это можно исправить, приношу извинения». Это волшебные слова, которые ставят в ступор. И заставляют уважать.

Когда я ушла с дополнительное образование с этими инсайтами, мне стало проще жить. Теперь у меня есть профессиональные границы. И хоть мы общаемся чаще в общих чатах, даже там бывает возникают недопонимания, которые легко (теперь легко) решаются звонком и разговором.

Возможно, что это не те технологии работы с родителями, которые здесь ожидали увидеть или о которых напишут другие педагоги. Но мне так хочется донести важность помощи молодому педагогу в этой части работы. Надеюсь, что когда-то это прочитает тот, кому важно услышать именно эти слова.

Никогда не позволяйте обращаться с собой по-хамски, а самое главное – благодарите тех родителей, которые вас поддерживают. Для них это тоже важно.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.