Статья на тему: «Методика сотрудничества педагога с родителями»
МЕТОДИКА СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Семья – поистине высокое творенье.
Она дает призванье и творенье.
Она для нас начало всех начал.
Е. А. Мухачева
Семья и школа – это два самых важных и главных институтов воспитания ребёнка, общей целью которых является его благополучие.
Многочисленные исследования доказывают, что для полноценного содействия всестороннему развитию детей необходимо привлекать их родителей к сотрудничеству со школой и учителями [1].
Установление сотрудничества между родителями, учителями и школой способствует совместному достижению общих целей – предоставление детям качественного образования, постоянный взаимообмен информацией о ребенке и его достижениях, сотрудничество в команде, основанное на принципах взаимопомощи и доверия.
Сотрудничество между учителями и родителями дает возможность учителю взглянуть на проблему учащегося глазами родителей, в свою очередь, родители, сотрудничая с учителями, лучше понимают свою роль, помогая учащемуся преодолеть трудности, неудачи, различные проблемы, с которыми он сталкивается каждый день [2].
К примеру, если учащийся испытывает трудности в английском языке и не всегда говорит об этом своей семье, родители могут получить эту информацию от учителя, и тогда они совместно смогут создать более благоприятные условия для обучения. Под этим может подразумеваться увеличение времени индивидуальных занятий с учителем-предметником, помощь родителей в выполнении домашних заданий или даже привлечение репетитора.
С другой стороны, если ученик испытывает трудности в школе из-за домашних трудностей, родители могут предупредить об этом учителя. Если же эта информация не сообщается, учитель может поинтересоваться у родителей, могут ли какие-либо домашние проблемы вызывать трудности у ребенка. Доверительные отношения помогут учителю и семье обсудить проблему и разработать план, который поможет ученику пережить трудный период.
Я являюсь классным руководителем 6 класса и конечно же мы испытывали на себе трудности периода адаптации к средней школе. В этот период в особенности приходилось искать наиболее эффективные методы и формы сотрудничества с родителями для их привлечения к образовательному процессу. В работе с родителями я пришла к выводу, что нужно стараться общаться с родителями регулярно и в позитивном ключе. С доступными в наши дни технологиями учителя должны иметь возможность информировать родителей о том, что происходит в классе, по крайней мере, раз в неделю. Можно использовать несколько видов коммуникации – социальные сети, электронную почту и проверенный временем школьный дневник.
На основе полученного опыта, могу посоветовать следующие способы работы с родителями:
Открытые уроки для родителей. Посещение открытых уроков позволяет родителям получить определенные знания, побуждает к проведению консультаций с учителями, другими словами, укрепляет отношения со школой. Кроме того, посещение родителями уроков помогает им лучше узнать личность учителя, которая наиболее ярко проявляется в классе. На открытом уроке у родителей есть возможность взглянуть на своего ребенка с новой стороны и сравнить его успеваемость с результатами одноклассников.
Вечер для родителей. Подобные вечера несомненно сплачивают родительский коллектив, их можно проводить как с детьми, так и без. Во время данного мероприятия происходит общение родителей как между собой, так и с учителем.
Родительские чтения. Отличительной чертой родительских чтений состоит в том, что, проводя анализ произведения, родителям необходимо изложить свое собственное восприятие проблемы и изменения в подходах к ней после прочтения произведения.
День чаепития. Во время подобного мероприятия родители и учителя могут обсудить друг с другом и проконсультироваться по различным вопросам, касающихся учеников. Цель встречи - взаимное признание и устранение предрассудков родителей и учителей, для того чтобы в случае выражения недовольства они смогли избежать недопонимания и конфликтов и совместно найти эффективные пути решения существующих проблем.
Телефонные звонки и электронные письма. Телефонные звонки и электронные письма – это быстрый и удобный способ связи между родителями и учителями. Звонки и электронные письма могут быть запланированы для длительного общения или могут быть удобны для быстрой связи.
В прошедшем учебном году наш класс неоднократно переводили на дистанционное обучение, в связи с чем возникла необходимость внести изменения в методы проведения встреч учителей с родителями, держать родителей в курсе успеваемости их детей. Очные встречи оказались недоступными, поэтому пришлось искать альтернативные способы. Ниже представлены формы предоставления информации родителям в условиях дистанционного обучения:
Запись подкаста. Данная платформа будет информировать родителей об оценках, домашних заданиях и проектах класса и принесет пользу семьям, которые хотят учиться друг у друга. Родителям не придется ждать, пока их дети поделятся своими уроками, они смогут услышать об этом в подкасте. Кроме того, сюда могут быть включены школьные объявления и обновления о работе учеников.
Создание страницы (беседы) класса в социальных сетях. Наличие страницы в социальных сетях позволит учителям размещать объявления и материалы, с которыми родители смогут ознакомиться самостоятельно. Учителя могут представлять важные документы или материалы и общаться с семьями. Для подобных целей можно использовать такие социальные сети как «ВКонтакте», «Telegram», «Viber», «WhatsApp». В своей практике я поддерживаю отношения с родителями посредством «Telegram».
Повестки дня для учащихся. Повестки дня для учащихся могут быть цифровым инструментом, который еженедельно отправляется родителям по электронной почте. Эта информация очень важна для родителей, ее можно постоянно просматривать по электронной почте или на любом устройстве. Такие план-графики также обеспечивают структуру обучения учащихся. Учителя используют подобные планы, чтобы родители четко знали, чего ожидать в течение учебного дня их детей.
Новый учебный год – идеальное время для того, чтобы установить контакт с родителями наших учеников и начать налаживать конструктивные, сотруднические отношения, которые окажут значительное влияние на обучение и развитие учащихся.
Вышеуказанные методы и формы помогут коллегам в совместной работе с родителями, чтобы обеспечить детям поддержку, необходимую для успешного обучения в школе, дома и в будущем.
Список использованных источников и литературы
1. Гуткина, Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л.Д. Гуткина. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006. –267 с.
2. Кузнецова, Л.В. Воспитательная работа в школе / Л.В. Кузнецова. – М.: “Школьная пресса”, 2007. – 323 с.
Безуглая Юлия Витальевна, учитель иностранного языка
МБОУ Горностаевская СОШ