12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна64
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Методика сотрудничества педагога с родителями

Значимость организации взаимодействия между сотрудниками школы и родителями заключается в объединении их усилий в образовательно-воспитательном процессе. Это важно и для того, чтобы применяемые методы обучения и воспитания педагогов школы и родителей были одной направленности и не противоречили друг другу.

Для организации эффективного взаимодействия с родителями, педагоги стремятся вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс, сделать их своими помощниками.

Основными формами взаимодействия являются родительские собрания, консультации, беседы, встречи и т.п.

Цель взаимодействия - объединение усилий и выработка единых методов и средств обучения, воспитания и развития ребёнка.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Считаю, что педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения.

При работе с родителями учащихся ставлю перед собой несколько задач.

Во-первых, — налаживание конструктивного общения с родителями для привлечения их внимания к заботам класса, школы, для создания в их глазах позитивного имиджа школы, для поддержания постоянной «обратной связи» с родителями в вопросах воспитания их детей.

Во-вторых, — участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем; поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.

В-третьих, — привлечение родителей к организации интересной и полезной деятельности школьников. Это поможет расширить и разнообразить сферу взаимодействия семьи и школы, а детям предоставит новые возможности для коммуникации со взрослыми и другими детьми, что немаловажно для их конструктивной социализации.

В-четвёртых, — повышение педагогической грамотности родителей. Это поможет в организации эффективного воспитательного процесса в школе, так как позволит избегать конфликтов и недопонимания со стороны родителей по поводу организации школьной жизни детей, поможет установлению деловых и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому, сотрудничая с родителями, стремлюсь к позиции поддержки, учитываем эмоционально-личностные особенности, как ребенка, так и его близких, придумываю способы вовлечения родителей в воспитательный процесс.

Планируя работу с родителями, прежде всего, нужно знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Для этого изучаю социальный статус семей, их пожеланий. Это: беседы, заполнение анкет (при наборе в 1-й класс родители заполняют анкеты с целью общего знакомства с семьёй, ребёнком), анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют, консультации каких специалистов они хотели бы получить. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

Использую наглядные формы работы:

информация о режиме работы, оздоровительных мероприятиях;

письменные приглашения родителей к участию в детских тематических проектах, праздниках, собраниях;

оформление фотогазет, персональных и групповых выставок детского творчества.

Провожу различные мероприятия– это:

индивидуальные беседы;

проведение групповых праздников, развлечений;

проведение родительских собраний.

Родительские собрания провожу 4 раза в год (индивидуальные встречи – каждую неделю, общение в дистанционном формате через группу класса ВК ежедневно). На родительские собрания приглашаю педагога-психолога, логопеда, учителей - предметников, работников ГИБДД и пожарной охраны. Посещаемость родительских собраний в среднем составляет 80-100%. Родители класса активно работают в составе Совета школы.

Провожу организационные и тематические собрания. При выборе тем для разговоров с родителями лучше ориентируюсь на проблемы, которые волнуют самих родителей и с которыми они без помощи педагога не смогут справиться. Это могут быть проблемы, связанные со сложностями взросления детей, с возникающими в классе конфликтами, с учебными трудностями и т.п. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы. Приведу примеры тем родительских собраний: «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Первые уроки школьной отметки», «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с миром», «Мой ребёнок становится трудным», «Готовимся в 5 класс», «Перелистывая страницы учебного года», «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младшего школьника». Предлагаю родителям буклеты, памятки, письма-рекомендации. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: включают разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п. Родительская дискуссия – одна из форм объединения родителей в коллектив. Дискуссии проводятся для того, чтобы родители смогли утвердиться в целесообразности применяемых методов воспитания либо провести ревизию своего педагогического арсенала и задуматься над тем, что они делают не совсем правильно. При обсуждении проблемных вопросов опираюсь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы. При необходимости провожу индивидуальные и групповые консультации по интересующим родителей вопросам.

Моими принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход. Такой подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность. Педагог должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы с семьей.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

После начала пандемии коронавируса в 2020 году образовательные организации, была вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии.

Как учитель и классный руководитель, в период дистанционного обучения, осуществляю работу по следующим направлениям:

организую ежедневный мониторинг здоровья обучающихся;

провожу мониторинг возможности обучения в дистанционном формате обучающихся: наличие компьютера/ноутбука/планшета/телефона с выходом в Интернет; электронная почта ребёнка и родителей; адрес Skype (либо другого ресурса для видео взаимодействия);

собираю актуальные данные родителей (телефон, электронная почта, адрес фактического проживания ребёнка и родителей);

организую обучение в дистанционном формате;

индивидуально консультирую учащихся и родителей по возникающим проблемам в усвоении учебного материала, оформлении работ, оценивании и т.д.

осуществляю контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителями- предметниками, чтобы владеть текущей ситуацией;

организую регулярное общение с учащимися класса; продумывает тематику этого общения для мотивации учеников, поддержки и формирования учебной самостоятельности;

информирую родителей (законных представителей) о возможности организации продуктивного досуга детей с использованием цифровых просветительских ресурсов виртуальных музеев, выставок и кинотеатров.

провожу родительские собрания в дистанционном формате.

Важное место отвожу индивидуальной работе с родителями, которая может быть осуществлена в форме консультации, беседы.

Проведение индивидуальной работы может быть основано на:

возникновении проблем в общении ребёнка с другими детьми и педагогом;

по результатам наблюдения (выявлены проблемы в поведении, общении и т.д.)

по инициативе самих родителей или ребёнка, связанной с ситуацией в семье, для разрешения рядя вопросов воспитания и т.д.

Консультации провожу по вопросам воспитания, обучения, развития ребёнка, с целью установления более близкого контакта с семьёй ребёнка, разрешения проблемных ситуаций.

Индивидуальная консультация может быть заранее запланирована, а может проходить спонтанно.

На запланированную индивидуальную консультацию, при необходимости, приглашаю специалистов, которые дадут родителям дополнительные консультации по интересующим их вопросам.

В моих классах создана четкая и система взаимодействия всех субъектов воспитания: учителей – учеников – родителей. Сложился дружный коллектив, микроклимат взаимного понимания и помощи. Это подтверждают социологические опросы о психологическом климате в классе учащихся и их родителей в начале учебного года. Родители в своих анкетах отмечают доброжелательную атмосферу класса, хорошие условия для воспитательной и образовательной деятельности, «ребенок с удовольствием идет в школу» (чувствует себя комфортно). В классе проводились игры на сплочение классного коллектива, на самопознание, тесты, опросы («Мое свободное время», «Почему трудно учиться» и др.). Ребята могли лучше понять друг друга, себя, построить планы самосовершенствования.

Школа стала общим домом для родителей и детей. Все общешкольные и внеклассные мероприятия мы проводим с активным участием родителей. В конце учебного года провожу опрос мнения родителей по основным вопросам деятельности воспитания и обучения, удовлетворенности родителей образовательными услугами.

В классе преобладает высокая степень удовлетворённости по большинству показателей. По итогам анкетирования следует, что большинство родителей обучающихся являются активными участниками образовательных отношений, проявляет заинтересованность в совместной образовательной деятельности. Таким образом, из мониторинговых исследований следует, что значительное большинство родителей удовлетворено образовательной деятельностью и качеством образовательных результатов на уровне начального общего образования на высоком уровне удовлетворённости.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.