Накопительная оценка как средство повышения учебной мотивации учащихся начальной школы на уроке
Накопительная оценка как средство повышения учебной мотивации учащихся начальной школы на уроке
Основным объектом системы оценки результатов образования, ее содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта
К основным результатам начального общего образования стандарт относит:
• формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний,
• воспитание основ умения учиться —
• индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности .
С точки зрения оценки качества образования в образовательном учреждении применяют внешнюю и внутреннюю оценку: первая -осуществляется внешними по отношению к школе службами; вторая – осуществляется администрацией, педагогами, учащимися.
Целями и основными направлениями оценочной деятельности являются оценка образовательных результатов; формирующее оценивание,; индивидуальный прогресс ребенка в обучении.
Общий замысел современной контрольно-оценочной системы состоит в создании совокупности методик, процедур, измерителей, программно-педагогических средств, взаимодействующих как единое целое в процессе проверки результатов обучения, оценивания состояния объектов контроля, анализа данных контроля, их интерпретации и выработки корректирующих воздействий в целях повышения качества обучения. В том или ином виде контрольно-оценочная система существует в любой школе. Современный вариант предполагает опору на базы данных школьного мониторинга, наличие специальных методик проведения контроля и оценивания результатов учащихся, а также подготовки коллектива учителей по педагогическим измерениям и использованию данных контроля в управлении качеством образования.
Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-либо.
Оценка – качественный показатель (например, «Ты - молодец!»).
Отметка – количественный показатель (пяти или десятибалльная шкала, проценты).
Оценка поощряет, стимулирует учебную деятельность; указывает на причины тех или иных образовательных результатов; формирует самосознание и адекватную самооценку; свидетельствует о степени успешности ученика – то есть повышает учебную мотивацию.
Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.74В научных публикациях выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные и социальные мотивы.
Все чаще для отслеживания процесса достижения образовательных целей используются средства, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок, к которой относятся известные в отечественной системе обучения мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. К накопительной оценке относятся, кроме того, интервью, деловые игры, дневники самооценивания, метод заключения соглашения и другие методы, используемые в западной дидактике.
Оценки выставляются в таблицах образовательных результатов, которые размещаются в рабочем журнале учителя и дневнике школьника, и в «Портфеле достижений». Необходимы три группы таблиц: предметных, метапредметных и личностных. Можно использовать следующие таблицы образовательных результатов
Самооценка оценка человеком самого себя.
Взаимооценка оценка человеком другого человека.
Я хочу поделиться с вами опытом игры «Накопительная карта».
Игры положительно воздействуют на личность учащегося – развивают мышление, расширяют кругозора и т.д.; учат находить правильное решение в конкретной ситуации и самостоятельно отбирать адекватные вербальные и невербальные средства коммуникации. Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние.
Начало этой игры я закладываю в 1 классе, когда дети на уроках обучения грамоте знакомятся с таблицей оценки. Дети учатся оценивать себя и соседа по критериям, выполняя то или иное задание. Позже во 2 классе использую карточки-стимуляторы: зеленый, желтый и красный квадраты. То есть, если ученик правильно ответил на вопрос, он получает зеленый квадрат, допустил ошибку – желтый, ответил, но потребовалось многое уточнять или исправлять, то - красный. Учащиеся понимают, что это «3», «4», «5». Но это еще не оценка, потому что 1 или 2 ответов не достаточно, чтобы за целый урок ставить оценку. Вот тогда и появляется необходимость накопительной оценки.
Как же это работает? Заранее говорим детям, что накопив 3-4 фигуры, они могут получить оценку за целый урок. В конце уроков, спрашиваем результат, определяем тех, кто набрал необходимое количество и ставим им соответствующую оценку в журнал. Те же кто, получил фигуры, но их количество недостаточное, фиксирует их накопительной карте, название которой предложили сами дети. Таким образом, на следующем уроке сам ученик старается отвечать чаще, чтобы накопить баллы на оценку за урок. Не случайно нет фигуры, обозначающей «2». Двойка вызывает стресс, у многих учащихся происходит блокировка сознания – страх ответить неправильно. Заметила, что как только ввожу накопительную оценку активность учащихся на уроке возрастает.
Учащийся выполняет задания (устные, письменные), проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее установленным критериям фактический результат;
• оценивает, то есть сравнивает полученный результат с эталоном (показателями) и определяет меру соответствия результата эталону;
• выставляет отметку.
Учитель выдает карточку-балл.
Знание эталона соответствует норме баллов, раннее установленной для «порции» материала. Отметка может соответствовать норме или быть ниже ее. По мере накопления баллов определяется оценка учащегося – поурочный балл.
Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм само оценивания), что она завышена или занижена.окажет, что ученик завысил или занизил их. Учитель обеспечивает собственно контроль различными методами (тестирование, устный опрос, письменная работа и т. д.).
Заключение
Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательный целей.
В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.