Урок русского языка в 5 классе «Написание писем. Эпистолярный жанр»
Тема: Написание писем. Эпистолярный жанр.
Цели:
1. Знакомство с жанром письма.
2. Развитие речи учащихся, обогащение их знаний посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста;
3. Развитие коммуникативной компетентности, культуры письменной речи, предоставление каждому ребёнку возможности творчески проявить себя.
Личностные УУД: развивать самостоятельность, настойчивость, прививать патриотизм, чуткое отношение к близким, к ветеранам ВОВ.
Регулятивные УУД: формировать умение понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные УУД: развивать умение добывать информацию из разных источников.
Коммуникативные УУД: развивать монологическую речь, умение выстраивать речь логически, последовательно.
Предметные УУД: повысить интерес к эпистолярному жанру, обратить внимание учащихся на ценности родного языка. Развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные УУД: формировать у детей младшего школьного возраста целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.
- Орг. момент
- Проверка ДЗ
А)Беседа:
- Любите ли вы получать письма?
- Охотно ли на них отвечаете?
- Какие виды писем вы знаете?
- Ребята, с какой целью мы пишем письмо?
- Почему возникла необходимость писать письма? (Ответы детей.)
Наверное, нет в мире человека, которому не приходилось бы писать писем. В них мы выражаем свои чувства, сообщает о чем-то, просим чего-то, благодарим за что-то. Я сейчас вам прочту некоторые из сочинений- рассуждения, которые вы писали на прошлом уроке:
Рассуждение о письмах.
- Мотивация уч-ой деят-ти. (Определение темы и цели урока).
Выставка конвертов. СЛАЙД1
(Дети самостоятельно определяют тему и цели урока). СЛАЙД 2
Сейчас жанр письма (эпистолы) используется все реже. Мы очень редко пишем письма. Чаще звоним, иногда пользуемся электронной почтой. И многое теряем. Ты на даче, в походе, в другом городе. А где-то далеко твои друзья, родственники. Они ждут, скучают. Им не терпится получить от тебя весточку, узнать о тебе все. Не услышать короткое сообщение, а почитать и перечитать, подержать в руках листок бумаги, от которого веет вашим теплом. И ты садишься за письмо. И пишешь…
4. Актуализация знаний
- Прежде чем начать разговор о письмах, следует сказать несколько слов и о самой почте, без которой не было бы всего остального. СЛАЙД 3-6 (Сообщение учеников, историческая справка).
В древние времена люди не умели писать буквами и передавали друг другу известия на расстоянии при помощи рисунков, пиктографические письма. СЛАЙД 7 На куске дерева, на коре, на бересте или на кости наносились краской или вырезались простые фигурки людей, животных, луны, солнца и других предметов. С их помощью сообщались важные новости.
- Предлагаю вам поиграть в игру: Угадай, что написано? Работать будем в группах. Каждая группа при помощи рисунков должна отправить сообщение друзьям из другого ряда, а те – отгадать. (Дети, работая сообща, составляют послание и подтверждают или опровергают ответ соперников). (Обсуждение возникнувших трудностей)
-Почему получились разные расшифровки посланий-писем?
-Что необходимо для того, чтобы письмо было прочитано правильно? (ответы детей)
Подтвердить наши доказательства помогут исторические факты. (сообщение Михеевой Ксении о предметном письме). СЛАЙД 8
- Итак, смысл данного послания каждая команда расшифровала по-своему. Какой вывод можно сделать?(ответы детей)
- Правильно. Такое письмо нельзя прочитать точно. Что нам необходимо для точной передачи информации? (буквы).
- Вспомните, на уроках окружающего мира мы с вами изучали уже какие были древние письма. (Ответы детей: Древние новгородцы обменивались через гонцов берестяными грамотами, свернутыми текстом наружу. Во второй половине 10 века Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Они изобрели алфавит, которым мы пользуемся сегодня.
5. Словарная работа
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, прочитаем определение письма. Появляется на мониторе: Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. С. И.Ожегов. СЛАЙД 9
- Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.
- Давайте подберём однокоренные слова к слову письмо.
- А что такое однокоренные слова? (Ответы детей)
ПИСЬМО - роспись, пропись, приписка, расписка, выписка, писатель, запись…
- Подчеркните в словах орфограммы, выделите корень. СЛАЙД 10 (Сверка с доской, самооценка)
- Вы должны знать, что письмо относится к эпистолярному жанру. СЛАЙД 11-12. Слово эпистола означает послание. Эпистолярный жанр – обращение в форме письма. Уточним: кто такой АДРЕСАНТ, кто АДРЕСАТ.
- Какой может быть информация, что включает в себя коммуникативная задача? Таким образом, письмо может быть личным или официальным, может содержать информацию, поздравление, благодарность.
-Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране) СЛАЙД 13
-О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.
6. Первичное закрепление. (Работа по командам.)
Сколько традиционно выделяют частей в тексте(письме)?
Найдите в предложенном письме приветствие, основную и заключительную часть.
Здравствуй, Дашенька!
Пишет тебе твоя подруга Света. Хочу поздравить тебя с Восьмым марта и пожелать тебе, чтобы ты никогда не болела и была всегда весёлой девочкой. Приезжай к нам летом в гости.
Я по тебе очень скучаю! До свидания! Твоя подруга, Света. 1апреля 2015 года.
– Интересно ли вам было читать такое письмо? Почему? ( ответы детей)
Письмо не отвечает требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра?(Нет желания быть интересным собеседником.)
- Говорите загадками в письмах. Они помогают делать следующее письмо развёрнутым. Интригуйте, пытайтесь заинтересовать читателя. Начало формыПишите письма длинные и красивые, чтобы те, кому придет ваше письмо, могли улыбнуться и радоваться каждому написанному слову, и с такой же улыбкой и радостью в душе смогли бы написать вам ответ.
(Примеры писем Пушкина, Тургенева.) (обсуждение) СЛАЙД 14-16
(основные правила искусства написания писем).
7. Физминутка
8. Творческая работа (работа в группах)
- Ребята в мае месяце у нас большой праздник – 9 Мая, День Победы. Я предлагаю вам начать писать письмо ветерану ВОВ на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать…». Расскажите ему как вы живете, чем занимаетесь, за что ему благодарны.
1. Подготовка к записи текста, составление плана письма.
На доске слова: Здравствуйте, до свидания, спасибо, уважаемый, дорогой.
- Это вежливые слова. Они нам пригодятся, когда мы будем писать письмо. Нам необходимо составить план, по которому будем писать (составление плана, запись на доске). СЛАЙД 17
План письма:
1.Приветствие.
2.Основн.частьписьма.
3.Заключительн.слово.
4. Подпись. Дата.
- Не забывайте при письме о словах на изученные орфограммы, требующие проверки.
В вашем распоряжении словари, карточки со сложными словами и выражениями, основные правила искусства написания писем.
Написание письма на специально подготовленных листах и их украшение. По каждому пункту 1-2 предложения.
9. Чтение работ, обсуждение.
Я предлагаю лучшие сочинения разместить вместе с рисунками на стенде, который будет оформляться к 9 Мая.
10. Оформление конверта
-Письмо мы написали.
- Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать.
- Что при этом надо помнить?
- Почему так важно правильно подписывать?
- чтобы не получилось, как в рассказе Н. Носова «Дружок ».(краткий анализ рассказа)
-Значит, очень важно не ошибиться в написании адреса.
- Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе).
-Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила:
1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.
2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п.
Ф.И.О. отправителя в И.п. Ф.И.О. получателя в Д.п.
3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте)
- Правильно подпишем конверты
-Сначала адрес отправителя.
- Итак, конверт мы подписали, чего не хватает? – Письма и адреса получателя
- А письмо вы напишете дома.
11. Домашнее задание: написать письмо, вложить в конверт и подписать. У нас есть одно правило, которое вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это правило порядочного человека.
12. Итог урока. Рефлексия.
- Какие открытия сегодня каждый из вас сделал? Что расскажете дома родителям?
- Ребята, что для вас было ново? О чём раньше не знали? (ответы детей)
- В начале урока мы ставили перед собой цель: познакомиться с эпистолярным жанром. Достигли мы её?
- Конечно, это только первое знакомство, но, надеюсь, что каждый из вас теперь с удовольствием будет писать письма, отправлять открытки и радовать своих родных и близких вниманием. Совсем не обязательно, чтобы адресат был где-то далеко. Пишите письма, общайтесь с удовольствием.
Наш урок подошёл к концу. Все молодцы, спасибо за работу.