12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бакланова Анна Тимуровна52

Тема: Написание писем. Эпистолярный жанр.

Цели:
1. Знакомство с жанром письма.
2. Развитие речи учащихся, обогащение их знаний посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста;
3. Развитие коммуникативной компетентности, культуры письменной речи, предоставление каждому ребёнку возможности творчески проявить себя.

Личностные УУД: развивать самостоятельность, настойчивость, прививать патриотизм, чуткое отношение к близким, к ветеранам ВОВ.

Регулятивные УУД: формировать умение понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные УУД: развивать умение добывать информацию из разных источников.

Коммуникативные УУД: развивать монологическую речь, умение выстраивать речь логически, последовательно.

Предметные УУД: повысить интерес к эпистолярному жанру, обратить внимание учащихся на ценности родного языка. Развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные УУД: формировать у детей младшего школьного возраста целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

  1. Орг. момент
  2. Проверка ДЗ

А)Беседа:

  • Любите ли вы получать письма?
  • Охотно ли на них отвечаете?
  • Какие виды писем вы знаете?
  • Ребята, с какой целью мы пишем письмо?
  • Почему возникла необходимость писать письма? (Ответы детей.)

Наверное, нет в мире человека, которому не приходилось бы писать писем. В них мы выражаем свои чувства, сообщает о чем-то, просим чего-то, благодарим за что-то. Я сейчас вам прочту некоторые из сочинений- рассуждения, которые вы писали на прошлом уроке:
Рассуждение о письмах.

  1.  Мотивация уч-ой деят-ти. (Определение темы и цели урока).

     Выставка конвертов. СЛАЙД1

(Дети самостоятельно определяют тему и цели урока). СЛАЙД 2

Сейчас жанр письма (эпистолы) используется все реже. Мы очень редко пишем письма. Чаще звоним, иногда пользуемся электронной почтой. И многое теряем. Ты на даче, в походе, в другом городе. А где-то далеко твои друзья, родственники. Они ждут, скучают. Им не терпится получить от тебя весточку, узнать о тебе все. Не услышать короткое сообщение, а почитать и перечитать, подержать в руках листок бумаги, от которого веет вашим теплом. И ты садишься за письмо. И пишешь…

4. Актуализация знаний

- Прежде чем начать разговор о письмах, следует сказать несколько слов и о самой почте, без которой не было бы всего остального.  СЛАЙД 3-6 (Сообщение учеников, историческая справка).

В древние времена люди не умели писать буквами и передавали друг другу известия на расстоянии при помощи рисунков, пиктографические письма. СЛАЙД 7 На куске дерева, на коре, на бересте или на кости наносились краской или вырезались простые фигурки людей, животных, луны, солнца и других предметов. С их помощью сообщались важные новости.

- Предлагаю вам поиграть в игру: Угадай, что написано? Работать будем в группах. Каждая группа при помощи рисунков должна отправить сообщение друзьям из другого ряда, а те – отгадать. (Дети, работая сообща, составляют послание и подтверждают или опровергают ответ соперников). (Обсуждение возникнувших трудностей)

-Почему получились разные расшифровки посланий-писем?

-Что необходимо для того, чтобы письмо было прочитано правильно? (ответы детей)

Подтвердить наши доказательства помогут исторические факты. (сообщение Михеевой Ксении о предметном письме).  СЛАЙД 8 

- Итак, смысл данного послания каждая команда расшифровала по-своему. Какой вывод можно сделать?(ответы детей)

- Правильно. Такое письмо нельзя прочитать точно. Что нам необходимо для точной передачи информации? (буквы).

- Вспомните, на уроках окружающего мира мы с вами изучали уже какие были древние письма. (Ответы детей: Древние новгородцы обменивались через гонцов берестяными грамотами, свернутыми текстом наружу. Во второй половине 10 века Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Они изобрели алфавит, которым мы пользуемся сегодня.


5.  Словарная работа

 - Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, прочитаем определение письма. Появляется на мониторе:  Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. С. И.Ожегов. СЛАЙД 9

- Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.

 - Давайте подберём однокоренные слова к слову письмо.

- А что такое однокоренные слова? (Ответы детей)

ПИСЬМО - роспись, пропись, приписка, расписка, выписка, писатель, запись…

- Подчеркните в словах орфограммы, выделите корень. СЛАЙД 10 (Сверка с доской, самооценка)

- Вы должны знать, что письмо относится к эпистолярному жанру. СЛАЙД 11-12. Слово эпистола означает послание. Эпистолярный жанробращение в форме письма. Уточним: кто такой АДРЕСАНТ, кто АДРЕСАТ.

- Какой может быть информация, что включает в себя коммуникативная задача? Таким образом, письмо может быть личным или официальным, может содержать информацию, поздравление, благодарность.

-Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране) СЛАЙД 13

-О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.

6.  Первичное закрепление. (Работа по командам.)

Сколько традиционно выделяют частей в тексте(письме)?

Найдите в предложенном письме приветствие, основную и заключительную часть. 

Здравствуй, Дашенька!

Пишет тебе твоя подруга Света. Хочу поздравить тебя с Восьмым  марта и пожелать тебе, чтобы ты никогда не болела и была всегда весёлой девочкой. Приезжай к нам летом в гости.

Я по тебе очень скучаю! До свидания! Твоя подруга, Света. 1апреля 2015 года.

– Интересно ли вам было читать такое письмо? Почему? ( ответы детей)

Письмо не отвечает требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра?(Нет желания быть интересным собеседником.)
- Говорите загадками в письмах. Они помогают делать следующее письмо развёрнутым. Интригуйте, пытайтесь заинтересовать читателя. Начало формыПишите  письма длинные и красивые, чтобы те, кому придет ваше письмо, могли улыбнуться и радоваться каждому написанному слову, и с такой же улыбкой и радостью в душе смогли бы написать вам ответ.


(Примеры писем Пушкина, Тургенева.) (обсуждение) СЛАЙД 14-16

 (основные правила искусства написания писем).

7. Физминутка

8.  Творческая работа (работа в группах)

- Ребята в мае месяце у нас большой праздник – 9 Мая, День Победы. Я предлагаю вам начать писать письмо ветерану ВОВ на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать…». Расскажите ему как вы живете, чем занимаетесь, за что ему благодарны.

1. Подготовка к записи текста, составление плана письма.

На доске слова: Здравствуйте, до свидания, спасибо, уважаемый, дорогой.

- Это вежливые слова. Они нам пригодятся, когда мы будем писать письмо. Нам необходимо составить план, по которому будем писать (составление плана, запись на доске). СЛАЙД 17

План письма:

1.Приветствие.
2.Основн.частьписьма.
3.Заключительн.слово.
4. Подпись. Дата.

- Не забывайте при письме о словах на изученные орфограммы, требующие проверки.

В вашем распоряжении словари, карточки со сложными словами и выражениями, основные правила искусства написания писем.

Написание письма на специально подготовленных листах и их украшение. По каждому пункту 1-2 предложения.

9. Чтение работ, обсуждение.

Я предлагаю лучшие сочинения разместить вместе с рисунками на стенде, который будет оформляться к 9 Мая.

10. Оформление конверта

-Письмо мы написали.

- Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать.

- Что при этом надо помнить?

- Почему так важно правильно подписывать?

- чтобы не получилось, как в рассказе Н. Носова «Дружок  ».(краткий анализ рассказа)

-Значит, очень важно не ошибиться в написании адреса.

- Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе).

-Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила:

1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.

2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п.

Ф.И.О. отправителя в И.п.   Ф.И.О. получателя в Д.п.

3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте)

- Правильно подпишем конверты

-Сначала адрес отправителя.

- Итак, конверт мы подписали, чего не хватает? – Письма и адреса получателя

 - А письмо вы напишете дома.

11.  Домашнее задание: написать письмо, вложить в конверт и подписать. У нас есть одно правило, которое вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это правило порядочного человека.


12.  Итог урока. Рефлексия.

- Какие открытия сегодня каждый из вас сделал? Что расскажете дома родителям?

- Ребята, что для вас было ново? О чём раньше не знали? (ответы детей)

- В начале урока мы ставили перед собой цель: познакомиться с эпистолярным жанром. Достигли мы её?

- Конечно, это только первое знакомство, но, надеюсь, что каждый из вас теперь с удовольствием будет писать письма, отправлять открытки и радовать своих родных и близких вниманием. Совсем не обязательно, чтобы адресат был где-то далеко. Пишите письма, общайтесь с удовольствием.

Наш урок подошёл к концу. Все молодцы, спасибо за работу.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.