Внеклассное мероприятие по социально-экологическому направлению «Защитим природу!» (5–6 классы)

1
0
Материал опубликован 17 November 2020 в группе

Авторская разработка внеклассного мероприятия

«Защитим природу!»


учитель технологии Саитова И.А.,

МКОУ СОШ № 4

города Мирный Архангельской области



Внеклассное мероприятие

«И ВОТ ОНА НАРЯДНАЯ...»

5-6 классы

"И ВОТ ОНА НАРЯДНАЯ,

на праздник к нам пришла,

и много интересных

вопросов задала...»

Цель мероприятия:

Совместно с обучающимися рассмотреть и решить социально-экологическую задачу: «Какая ёлка экологичнее: искусственная или настоящая?»

Задачи мероприятия:

Способствовать развитию мышления и воображения при решении спорных задач, умения находить характерные особенности, признаки, отличающие объекты обсуждения.

Формировать умение видеть отличия, преимущества и недостатки (в данном случае искусственной ели и настоящей)

Развивать способность чувствовать и осознавать ответственность человечества за вред, причиняемый окружающей среде.

Формировать умение свободно чувствовать себя в заданной роли.

Развивать интерес к познавательному материалу экологических исследований.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Организационный момент.

Сообщение темы и задач занятия (вступительное слово учителя).

Вопрос к ученикам: Как вы думаете, какая ёлка экологичнее: искусственная или настоящая?»

В процессе обсуждения происходит деление три на группы:

Те, кто считает, что экологичнее искусственная ёлка.

Те, кто считает, что настоящая (натуральная)

Те, кто сомневается или же никогда не задумывался над этим серьёзно. Эта группа обязательно нужна, так как она будет наделена полномочиями, и поможет в обсуждении. Гостям мероприятия также предлагается принять участие в делении, и занять своё место в той или иной группе.

Учитель:

Итак, не за горами замечательный и всеми любимый праздник НОВЫЙ ГОД…….

Так какую же ёлку лучше купить?

Живое дерево рубить — жалко, а искусственное делают из пластика, который нельзя отправить на переработку.

Как выбрать новогоднюю красавицу ёлку, которая меньше всего вредит окружающей среде?

( Группа 1) Сторонники настоящих ёлок утверждают –

Живая ёлка — самая экологичная.

Учитель: -ДА, но при условии, что в декабре вы грамотно купили её в правильном месте, а в январе также грамотно утилизировали.

(Группа 2) - Сторонники искусственных ёлок утверждают - вырубка деревьев на Новый год наносит вред природе.

Учитель: - Верно, живая ёлка, пока растёт, поглощает углекислый газ и помогает сдерживать темпы глобального потепления.

(Группа 3) – (по задумке учителя, пока не высказывает своего мнения).

( Группа 1) - Это не совсем так. Ели и сосны могут специально выращивать к Новому году на плантациях или вырубать там, где обычный лес не растёт или (!) не должен расти, например, под линиями электропередачи.

- Плантации ели ничем не отличаются от плантаций тыквы или кукурузы: урожай собирают, на месте вырубленных высаживают новые, ухаживают за ними, а через несколько лет вырубают снова.

Примечание учителя: Как правило, в этот момент, обязательно возникает оживлённая дискуссия, а иногда и серьёзный спор между обучающимися, который, при правильной организации педагогом проходит очень интересно. Всё зависит от подготовленности аудитории к обсуждению.

Закончив обсуждение, целесообразно провести физкульт-минутку, чтобы ребята отдохнули после, достаточно бурного, обсуждения.

Физкультминутка « Ёлка – какая она?»

Ребятам раздаются снежинки и, передавая снежинки друг другу, учащиеся должны, имитируя красивый полёт снежинки, быстро вспомнить прилагательные, характеризующие новогоднюю красавицу ёлку (праздничная, блестящая, красивая, пушистая, зеленая, пахучая, нарядная, забавная, колючая, стройная, высокая, долгожданная, ароматная и т.д). В этой разминке ребята снова смеются, и уже забывают про свой спор и готовы снова послушать учителя.

Учитель: Ребята, я постараюсь внести ясность в ваше обсуждение. Перечислю некоторые факты и данные, и надеюсь, что вы станете ближе к истине. А помогут мне в этом наши гости – красивые и весёлые птицы, зимние огоньки – СНЕГИРИ. Послушаем, что они нам расскажут? (у группы 3 в руках яркие бумажные снегири с информацией на обороте)

1. Что надо знать при покупке настоящей ели, сосны, пихты? Чтобы купить правильное дерево, лучше отправиться на ёлочный базар, где продавцы выдают квитанцию и могут показать документы на заготовку и провоз.

2. Следует знать, что если таких документов не предоставляют, то, скорее всего, эти деревья срубили браконьеры. Не способствуйте таким продавцам!

3. Натуральную ёлку могут легко заменить еловые лапки или букет из еловых веток. Его можно собрать в лесу или купить готовый на ёлочном базаре. Ни одно растение не пострадает, вам не придётся нести на себе большое дерево домой, а запах живой ели и атмосфера праздника в доме будут обеспечены.

4. Ресурсы, которые нужно потратить, чтобы произвести, привезти и продать пластмассовое дерево выше, чем у живой ёлки.

5. Искусственная ёлка окупает свой экологический след только в том случае, если её используют на протяжении 20 лет.

6. А сколько лет вашей искусственной ёлке?

7. Большую часть искусственных ёлок изготавливают в Тайвани и Китае, а значит, везут издалека: тратят топливо и выбрасывают вредные газы.

8. Ёлки делают из металла и пластика и часто используют ПВХ, поэтому их невозможно переработать, а само производство может быть токсичным.

9. Природа не может справиться с тем, как вы накапливаете отходы, особенно те, которые со временем плохо распадаются. Вы создаёте мусор быстрее, чем природа в состоянии от него избавиться. Поэтому некоторые отходы, которые вы производите, накапливаются в опасных количествах.

10. ПВХ — это полихлорвинил, разновидность пластика, в состав которого входят фталаты, токсичные вещества, которые с лёгкостью попадают в организм, особенно детский, и нарушают его развитие.



После прослушивания помощников-снегирей, участникам мероприятия предлагается обсудить прослушанную информацию и, если они поменяли свои убеждения, разрешается перейти в другую группу. Затем учителем подсчитываются результаты изменений в группах.

Учитель: Мы узналим ного интересного и, теперь, в заботе об охране окружающей среды, у нас возникают более важные вопросы:

Какое воздействие оказывает продукт на окружающую среду в течение всего жизненного цикла – от добычи сырья, производства и продажи до использования и утилизации?

Какие при этом выделяются токсические вещества?

Как вырабатывается и используется энергия при изготовлении?

Сколько потребляется воды?

Как влияет упаковка продукта на окружающую среду?

Как видите, всё достаточно серьёзно. Думаю, вам будет, о чём задуматься к следующему занятию.

А пока давайте обсудим ещё несколько важных моментов.

- Итак, если у вас уже есть искусственная ёлка, используйте её как можно дольше, а не покупайте каждые несколько лет новую — более зелёную, высокую и пушистую, с красивыми шишками и серебристой отделкой. Ведь всё равно на ней висит много игрушек, мишуры, и гирлянд – так что она всегда красивая и нарядная, даже если не новая. (Учитель: вот, например, моей искусственной ёлке уже более сорока лет, и я уверена, что она прослужит нам ещё многие годы)

А как же правильно утилизировать натуральные хвойные деревья? (опять на помощь слетаются снегири)

1. Если, в январе живую ель просто отправить на свалку, дерево будет разлагаться и выделять метан, который действует на изменение климата в 25 раз сильнее, чем углекислый газ.

2. Двухметровое дерево, разлагаясь на свалке, выбросит в атмосферу 16 килограммов CO2 — столько же, сколько производство 160 бумажных стаканчиков.

3. Скажете, что в лесу деревья тоже умирают и падают? Да, но в естественной среде разложение происходит при других условиях, и мёртвая древесина становится не городским мусором, а питательной средой для роста новых растений и организмов.

4. Живую новогоднюю ель можно сдать на переработку: из неё сделают щепу и потом используют как подстилку для животных или добавят в грунт для удобрения почвы.

5. Если искусственной ёлки у вас нет, а живую покупать всё-таки жалко или не хочется, то самую экологичную ёлочку можно сделать из подручных средств: бумаги, фотографий, книг, игрушек, шишек и гирлянд.

6. Ещё один вариант создать себе праздничное настроение: просто нарядить дерево, которое растёт во дворе.

(Все снегири дружно «слетаются» в стайку и хором произносят: И МЫ К ВАМ ТОЖЕ ПРИЛЕТИМ ПОВЕСЕЛИТЬСЯ!!!)

Если вы прислушаетесь к нашим советам, и будете выбирать на Новый год живую ёлку, то НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что после праздников нужно постараться правильно её утилизировать. Вот ребята как, например, это делается в больших городах.

В Москве ели, пихты и сосны можно сдать на переработку. До 1 марта во всех районах города, а также в 13 парках открывают 473 пункта приёма. А в Петербурге до 20 января работают 10 точек приёма. Очень важно сдавать деревья без мишуры и украшений, потому что они сделаны из пластика.   

Подведение итогов. Рефлексия:

(на столах групп подготовлены необходимые материалы для рисования)

Между группами проводится конкурс быстрого рисунка:

«Моя ёлка – самая экологичная!» (в заключении снегири хвалят всех ребят и просят подарить их рисунки им на память)


Приложение (фотографии материальных реквизитов мероприятия)

t1605639738aa.jpg

t1605639738ab.jpg

Снежинки для физминутки.

Вестники из леса - снегири.

t1605639738ac.jpg


Материалы для помощников-снегирей. (Ребятам очень нравится делиться с участниками мероприятия фактами, отражающими суть мероприятия и тему обсуждения).

t1605639738ad.gif

t1605639738ae.gift1605639738af.jpgt1605639738ag.gif

t1605639738ah.jpg

t1605639738ai.jpg





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.