Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Наречие», или «И страшно, и больно... »
Методическая разработка урока по русскому языку «Наречие», или «И страшно, и больно...» (История в текстах, посвящённых Дню воинской славы России — Дню снятия Блокады города Ленинграда)» в 7 классе учителя русского языка и литературы ГБОУ Лицей №101 Выборгского района Санкт-Петербурга Пинчук Елены Дмитриевны
Всероссийский педагогический конкурс
на лучшую методическую разработку
«Урок русского языка или литературы по ФГОС»
Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе
«Наречие», или «И страшно, и больно...»
(История в текстах, посвящённых Дню воинской славы России —
Дню снятия Блокады города Ленинграда)»
учителя русского языка и литературы
ГБОУ Лицей №101 Выборгского района Санкт-Петербурга
Пинчук Елены Дмитриевны
Санкт-Петербург
2019/2020 учебный год
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе
Тема урока: «Урок-обобщение «Наречие», или «И страшно, и больно...» (История в текстах, посвящённых Дню воинской славы России — Дню снятия Блокады города Ленинграда)»
Дата урока: 25 января 2019 года
Цель урока: обобщить изученный материал по теме «Наречие» на основе редактирования или создания текстов с наречиями и выпуска классной газеты по теме «Блокада Ленинграда».
Обучающие задачи урока (формирование предметных умений):
закрепить знание учащихся о наречии и умение находить их в тексте, отличая от других частей речи;
расширить знания детей о Блокаде Ленинграда с помощью анализа и редактирования текстов с наречиями;
познакомить учащихся с некоторыми особенностями работы редколлегии издательства.
Развивающие задачи урока (формирование метапредметных УУД):
регулятивные универсальные учебные действия: учить детей определять цели урока, находить пути их реализации, проводить самопроверку и самооценку собственной деятельности и других учеников;
познавательные универсальные учебные действия: учить анализировать, сравнивать, группировать, систематизировать учебный материал, сопоставлять, рассуждать, делать выводы;
коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умения слушать собеседника, вести диалог; работать в команде; публично выступать.
Воспитательные задачи урока: (формирование личностных УУД):
прививать чувство гордости за свой народ, родной город;
воспитывать патриотические чувства; развивать художественный вкус, образное и критическое мышление, творческие способности.
Тип урока: урок рефлексии*. «Творческая мастерская».
Место урока в теме: заключительный урок в разделе «Наречие».
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
*Примечание: по классификации http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos (курсив мой)
Используемые на уроке приемы, методы и технологии: личностно-ориентированный и деятельностный подход, развивающий диалог, самостоятельный поиск, технологии сотрудничества и критического мышления, образно-эмоциональные технологии, приёмы активного целеполагания: создание проблемной ситуации, «мозговой штурм», «яркое пятно», подводящий диалог; интеграция.
Межпредметные связи: литература, история, искусство, география, русский язык.
Образовательные ресурсы:
Источники информации | Техническое оснащение | Дидактическое оснащение |
«Война, блокада, я и другие… Мемуары ребенка войны» Людмила Пожедаева Ольга Берггольц «Ленинградский дневник (сборник)» Воспоминания очевидцев о ленинградской Блокаде https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2014/01/a_5864797.shtml Книги о Блокаде Ленинграда http://childpages.ru/knigi-o-blokade-leningrada-dlya-chteniya-detyam/ Стихи о войне https://forum.vgd.ru/104/18417/10.htm «Страшные были дни» | Мультимедийный проектор SVGA (800 x 600), презентация на тему «По Ленинграду смерть метет…» https://multiurok.ru/files/po-leningradu-smert-metiot-2.html, технические средства для прослушивания аудиозаписи (отрывок из Седьмой симфонии Шостаковича («Ленинградская») – концовка) . | Орфографические словари, выставка книг о блокаде Ленинграда на тему «Страшные были дни», рисунки учащихся («Дорога жизни», «Блокада», «Хлеб в блокадном городе», «Мы не встречаем Новый год»), раздаточный материал (листы с заданием, тексты о Блокаде Ленинграда, ножницы, клей), заготовки для оформления страниц газеты; на столах — цветные таблички с названием отделов редакции газеты; у детей и у учителя на груди — зелёные «Ленточки Ленинградской Победы». |
План проведения урока. Этапы творческой мастерской.
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Фаза индукции. Актуализация знаний, мотивация. Организация ситуации формулирования темы и учебной цели (4 мин.)
III. Деконструкция. Организация учебной ситуации для выяснения границ знания и незнания (14 мин.)
IV. Организация самостоятельной групповой практической работы «Творческая мастерская» (20 мин.) Реконструкция — I этап (7 мин.) Социализация и афиширование — II этап (13 мин.)
V. Разрыв. Рефлексия. Организация рефлексивно-оценочной деятельности (5 мин.)
VI. Комментарии к домашнему заданию (1 мин.)
Технологическая карта урока (описание основных этапов урока)
На доске: дата, первый слайд презентации. Слева от доски — выставка книг на тему «Страшные были дни». Справа от доски — рисунки учащихся «Дорога жизни», «Блокада», «Хлеб в блокадном городе», «Мы не встречаем Новый год».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД Формы и методы диагностики |
Организационный момент (1 мин.) Цель: создание благоприятного психологического настроя, необходимого для эффективной работы на уроке. | ||
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку: наличие необходимых раздаточных материалов, расположение столов для групповой работы. | Обучающиеся занимают место для работы, приветствуют учителя, слушают его и изучают учебное пространство, согласно рекомендациям учителя. | Личностные УУД: проявление уважения к личности учителя. Регулятивные УУД: самооценка готовности к уроку. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя. Самоконтроль, наблюдения учителя |
Актуализация знаний, мотивация. Организация ситуации формулирования темы и учебной цели (4 мин.) Цель: создание эмоционального настроя, необходимого для плодотворной творческой работы на уроке. | ||
1. Учитель мотивирует обучающихся к открытию новых знаний с помощью развивающего подводящего диалога: -Ребята, почему у вас и у меня сегодня на груди зеленые ленточки? Что они означают? | 1. Ученики внимательно слушают учителя, размышляют и отвечают на вопросы: -Это «Ленточки Ленинградской Победы». Это знак памяти о Блокаде Ленинграда. | Личностные УУД: проявление эмоционального настроя на урок. Познавательные УУД: развитие познавательной активности у детей. Коммуникативные УУД: предвосхищение того, что надо усвоить. Наблюдение. Индивидуальная и фронтальная формы опроса |
-Наш сегодняшний урок мы посвятим Дню памяти этого события, используя групповую форму работы, и я желаю вам работать организованно, дружно, быстро, активно и увлеченно. | Ученики слушают и размышляют, настраиваются на интересную работу. | |
2. Учитель продолжает диалог: -Скажите, слова какой части речи я перечислила? | 2. Дети отвечают: -Это наречия. | Познавательные УУД: анализ материала с выделением существенных признаков. Создание проблемной ситуации |
-По каким признакам вы определили, что это наречия? | -Эти слова отвечают на вопрос «как? каким образом?»; обозначают признак действия; являются обстоятельством… | |
3. Учитель обращает внимание на эпиграф, -просит одного из учащихся зачитать его; -просит детей прокомментировать эпиграф. 1 слайд (на слайде — эпиграф) Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. М.Горький | 3. Ученик читает эпиграф. Дети отвечают: -Наречия не только уточняют, но и делают нашу речь богаче, образнее, поэтичнее, интереснее. Они играют важную роль в нашей речи. | Коммуникативные УУД: сопоставление собственного мнения с мнением писателя. |
4. Учитель с помощью диалога подводит учащихся к формулировке темы и цели урока. -Как выдумаете, какова тема сегодняшнего урока и его цель? 2 слайд (на слайде — тема урока и цель) | 4. Ученики формулируют тему: -Наречие. Повторение темы. Обобщение (закрепление) темы. Ученики формулируют цель. -Цель — расширить (закрепить, углубить) свои знания по этой теме. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать тему урока и ставить цель с помощью учителя. |
Организация учебной ситуации для выяснения границ знания и незнания (14 мин.) Цель: активизация лексики по изучаемой теме, необходимой для решения последующих задач урока, проверка дом.задания | ||
1. Учитель продолжает погружение учащихся в тему урока, предлагая групповую форму деятельности в виде работы редакции издательства, просит ознакомиться с названиями отделов (на столах — таблички)1 и с материалами для работы. -Выясните, в каком отделе работает ваша группа. | 1. Дети слушают учителя и выясняют свое направление деятельности. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из дополнительного источника, умение соотносить известное и неизвестное. Коммуникативные УУД: умение слушать своих товарищей и общаться в команде. Наблюдение, взаимоконтроль. Осмысление полученной информации |
2. Учитель использует прием активного целеполагания: -К сегодняшнему уроку я не случайно просила вас поработать с толковым словарём, найти и записать в тетрадь значение слов, относящихся к издательской деятельности. Зачитайте, пожалуйста, их. 3 слайд (на слайде — фото из редакции газеты) | 2. Дети зачитывают подготовленный дома дополнительный материал —лексическое значение слов (журналист, репортаж, корректор, интервью, редактор, корреспондент) | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет. |
3. Учитель продолжает диалог: -Предлагаю выбрать руководителей отделов и распределить между собой обязанности. Чем будет заниматься каждый отдел? Что станет продуктом вашей деятельности? | 3. Дети отвечают, что каждый отдел будет оформлять свою страничку, а продуктом деятельности станет общая газета. | Познавательные УУД: умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные УУД: определение функций участников, выявление проблемы. |
4. Учитель предлагает учащимся придумать название газеты, но с условием, что в нем должно быть наречие. | 4. Продумывают название газеты и предлагают варианты. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать тему, планировать свою работу. |
5. Учитель продолжает диалог: -Вы уже догадались, какой теме будет посвящен наш сегодняшний выпуск. Какому событию? -Что такое блокада? -Сколько дней длилась блокада Ленинграда? | 5. Дети отвечают: -27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. -Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. -Блокада продолжалась 872 дня. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. |
6. Учитель, используя технологию «яркое пятно», с целью создания эмоционального настроя учащихся, предлагает послушать музыкальный отрывок из Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: 4 слайд (на слайде — фото Шостаковича, картинки из жизни блокадного Ленинграда) -Какие чувства и эмоции вызвала у вас эта музыка? | 6. Звучит отрывок из Седьмой симфонии Шостаковича («Ленинградская») – концовка Дети слушают музыкальный отрывок. Учащиеся выражают чувства, рассказывают о своих ощущениях: -Чувство гордости за свой народ. Уважение к людям, пережившим блокаду. Чувство сопереживания. Печаль, грусть... | Личностные УУД: эмоционально-патриотический настрой. Яркое пятно |
7. Учитель обращает внимание учащихся на представленную выставку книг и рисунков учащихся, посвященных блокаде. -Что объединяет эти рисунки? Какое настроение они передают? -Какие наречия можно использовать, чтобы передать эти же эмоции и ощущения? | 7. Учащиеся обращаются к выставке, изучают, размышляют и отвечают на вопрос: -Ужас, страх, печаль, тоска, боль…. -Ужасно, жутко, тяжело, безвозвратно, беспощадно, жестоко, чудовищно, страшно, больно… | Познавательные УУД: способность производить анализ увиденного и услышанного. |
Организация самостоятельной групповой практической работы «Творческая мастерская» (20мин.=7+13) Цель: знакомство с новыми приемами работы в практической деятельности. I этап (7 мин.) | ||
1. Учитель дает задание: -Каждый отдел получает свое задание, которое необходимо выполнить за 5-7 минут. Тексты, с которыми вы будете работать, необходимо дополнить наречиями. 5 слайд (на слайде — фотохроника блокадного города) Звуковой фон | Дети изучают материалы с заданием2. I. Отдел информации. Дети работают с отрывками из исторических текстов о Блокаде Ленинграда[2]. II. Отдел писем. Знакомятся с отрывками из писем и воспоминаниями очевидцев о ленинградской Блокаде, выделяют наречия[3]. III. Отдел новостей. Корреспонденты этого отдела рассказывают о классных и школьных мероприятиях, посвященных памяти этих событий[4]. IV. Отдел рекламы. Дети редактируют тексты о книгах, в которых повествуется о Блокаде[5]. V. Отдел поэзии. Ученики находят наречия в стихотворениях, посвященных блокадному Ленинграду[6]. | Познавательные УУД: обсуждение, анализ, обобщение, информационный поиск. Регулятивные УУД: умение продумывать и выполнять практические задания творческого характера согласно поставленным целям. Осмысление информации. Самостоятельная работа в группе |
2. Учитель организует разноуровневую практическую работу в группах: дополнить наречиями текст о блокаде или отредактировать предложенный вариант. При необходимости оказывает индивидуальную помощь. | Личностные УУД: осознание личных творческих способностей, художественного вкуса. Познавательные УУД: умение анализировать и преобразовывать учебный материал; формирование критического мышления. Регулятивные УУД: умение планировать и самостоятельно корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные УУД: умение осуществлять сотрудничество, участвовать в диалоге. Мозговой штурм, самостоятельная работа | |
II этап (13 мин.) | ||
Учитель ведет развивающий диалог, позволяющий осмыслить полученный результат; просит представить свой продукт, вспомнить тему и цель урока. -Скажите, какую роль играли наречия в текстах, с которыми вы работали? -Помогли ли они сделать тексты точными, образными, выразительными, как говорил М. Горький? 6-12 слайды (на слайдах — картинки к текстам) | Представители групп, выполнившие свою работу, зачитывают получившиеся тексты; называют наречия, которые были использованы. Ученики говорят: -Наречия сделали тексты яркими, запоминающимися, выразительными. -Слова М. Горького подтвердились. Ученики оформляют страницы газеты, выстраивая композицию на листе А3. | Познавательные УУД: обсуждение, анализ, обобщение, умение сравнивать, группировать. Регулятивные УУД: умение продумывать и выполнять практические задания творческого характера. Личностные УУД: осознание личных творческих способностей, художественного вкуса. Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение публично выступать. |
Организация рефлексивно-оценочной деятельности (5 мин.) Цель: формирование умений обобщать знания; осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, выполнения учебных задач. | ||
Учитель, подводя итог урока, помогает ученикам осмыслить выполнение целей и задач, которые перед ними ставили в начале урока, подводит учащихся к рефлексивно-оценочной деятельности. - Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти. | Каждый отдел представляет свой продукт. Страницы выстраивают на доске в нужном порядке для получения общей газеты. Дети подводят итог урока, рассказывают, что было интересно на уроке, увлекательно, что вызвало затруднения, подводят итог своей деятельности, делают выводы о проделанной работе: цели и задачи выполнены. | Личностные УУД: развитие чувства гордости за родной город, его жителей. Формирование эстетического сознания, эмоциональных чувств. Развитие чувства ответственности за реализацию плана урока. Коммуникативные УУД: осмысление выполнения целей и задач урока, полученных результатов. Регулятивные УУД: умение оценить значимость своей работы в коллективном продукте. |
-Я предлагаю вам составить пожелание тем, кто пережил блокаду, всем нам, нашим гостям, друг другу. Конечно, используя наречия. 13 слайд (на слайде — шаблон для составления пожелания) 2.Учитель вербально оценивает учащихся, а руководители отделов самым активным выставляют отметки. Учитель благодарит учащихся за работу. | Ученики составляют коллективно пожелание. | Регулятивные УУД: умение оценивать результаты коллективной и собственной учебной деятельности Познавательные УУД: способность к рефлексии Коммуникативные УУД: умение публично составлять пожелание уважаемым людям. Самоконтроль, самооценка. |
Комментарии к домашнему заданию (1 мин.) Цель: обеспечение понимания учащимися цели и содержания домашнего задания. | ||
Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание 14 слайд (на слайде — д/з.): 1) Написать текст о памятных местах Петербурга, связанных с Блокадой, используя наречия и акцентируя внимание на однородных членах «страшно» и «больно» (объем работы — 7-10 предложений). 2) Выучить наизусть стихотворение о Блокаде (по выбору). Выразить свое отношение к прочитанному, используя наречия (2-3 предложения). 3) Выяснить у своих родственников, есть ли в вашей семье люди, пережившие Блокаду. Написать 4-5 предложений о них и о том, какие уроки Победы мы можем для себя извлечь. | Ученики записывают домашнее задание в дневники, возникшие вопросы уточняют у учителя. Учащиеся благодарят учителя за интересный урок. . | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; умение концентрировать внимание на поставленную задачу. Познавательные УУД: самостоятельное решение проблем творческого характера Коммуникативные УУД: умение использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
Приложение 1
Примечания и ссылки
[1]-На столах - таблички:
Отдел рекламы
Отдел писем
Отдел информации
Отдел поэзии
Отдел новостей
[2]- Исторические тексты о блокаде Ленинграда. 1.Отредактировать текст, употребив как можно больше наречий. Озаглавить и записать получившийся текст. https://blogbadirina.blogspot.com/2014/03/blog-post_75.html (от слов «22 июня 1941 года…» до слов «война касалась всех!») 2.Прочитать текст. Озаглавить. Подчеркнуть наречия https://infourok.ru/urok-muzhestva-leningrad-srazhalsya-i-pobedil-1047142.html (от слов «Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости» до слов «получаемая из древесины» 3.Прочитать текст. Озаглавить. Подчеркнуть наречия. https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada#i (от слов «Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда» до слов «Нередко Дорогу Жизни называли и Дорогой Смерти»)
[3]- Отрывки из писем и воспоминаний очевидцев о ленинградской блокаде. Прочитайте текст. Подчеркните наречия. Напишите о своих впечатлениях от прочитанного, используя наречия. https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2014/01/a_5864797.shtm... https://fishki.net/1240360-uzhasy-blokadnogo-leningrada.html; https://pikabu.ru/story/strashnyie_byili_dni_6141846; (от слов «Я все чаще оставалась одна и днем, и ночью» до слов «Потом оказалось, что дрожжи очень хорошо способствуют восстановлению сил. (Григорьев Владислав Григорьевич)»; «В блокаду я ходила в детский сад на Каменном острове из 35 нас осталось только 11. (Александрова Маргарита Борисовна)»; «Я выглядел маленьким тощим старичком… Через кожу отчетливо проступали кости. (Букуев Владимир Иванович)»; «Было солнечно, тепло…… Почему я не могу сделать это сейчас?! (Иванов Юрий Ильич)»
[4]- Дополнить текст наречиями, вставив их на место пропуска. Рассказать о классных и школьных мероприятиях, посвященных памяти этих событий.http://www.1rre.ru/225932-meropriyatiya-v-chest-75-let-snyatiya-blokady-leningrada-projdut-v-rossii-27-yanvarya-2019-goda.html
[5]- Отредактировать тексты о книгах, в которых повествуется о блокадеhttp://childpages.ru/knigi-o-blokade-leningrada-dlya-chteniya-detyam/
[6]- Найти наречия в стихотворениях, посвященных блокадному Ленинградуhttps://forum.vgd.ru/104/18417/10.htm (Ольга Берггольц "Ленинградский дневник ")