Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Наречие», или «И страшно, и больно... »

6
0
Материал опубликован 2 November 2019

Методическая разработка урока по русскому языку «Наречие», или «И страшно, и больно...» (История в текстах, посвящённых Дню воинской славы России — Дню снятия Блокады города Ленинграда)» в 7 классе учителя русского языка и литературы ГБОУ Лицей №101 Выборгского района Санкт-Петербурга Пинчук Елены Дмитриевны




Всероссийский педагогический конкурс

на лучшую методическую разработку

«Урок русского языка или литературы по ФГОС»





Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе

«Наречие», или «И страшно, и больно...»

(История в текстах, посвящённых Дню воинской славы России —

Дню снятия Блокады города Ленинграда)»

учителя русского языка и литературы

ГБОУ Лицей №101 Выборгского района Санкт-Петербурга

Пинчук Елены Дмитриевны






Санкт-Петербург

2019/2020 учебный год


Методическая разработка урока русского языка в 7 классе

Тема урока: «Урок-обобщение «Наречие», или «И страшно, и больно...» (История в текстах, посвящённых Дню воинской славы России — Дню снятия Блокады города Ленинграда)»

Дата урока: 25 января 2019 года

Цель урока: обобщить изученный материал по теме «Наречие» на основе редактирования или создания текстов с наречиями и выпуска классной газеты по теме «Блокада Ленинграда».

Обучающие задачи урока (формирование предметных умений):

закрепить знание учащихся о наречии и умение находить их в тексте, отличая от других частей речи;

расширить знания детей о Блокаде Ленинграда с помощью анализа и редактирования текстов с наречиями;

познакомить учащихся с некоторыми особенностями работы редколлегии издательства.

Развивающие задачи урока (формирование метапредметных УУД):

регулятивные универсальные учебные действия: учить детей определять цели урока, находить пути их реализации, проводить самопроверку и самооценку собственной деятельности и других учеников;

познавательные универсальные учебные действия: учить анализировать, сравнивать, группировать, систематизировать учебный материал, сопоставлять, рассуждать, делать выводы;

коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умения слушать собеседника, вести диалог; работать в команде; публично выступать.

Воспитательные задачи урока: (формирование личностных УУД):

прививать чувство гордости за свой народ, родной город;

воспитывать патриотические чувства; развивать художественный вкус, образное и критическое мышление, творческие способности.

Тип урока: урок рефлексии*. «Творческая мастерская».

Место урока в теме: заключительный урок в разделе «Наречие».

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.


*Примечание: по классификации http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos (курсив мой)


Используемые на уроке приемы, методы и технологии: личностно-ориентированный и деятельностный подход, развивающий диалог, самостоятельный поиск, технологии сотрудничества и критического мышления, образно-эмоциональные технологии, приёмы активного целеполагания: создание проблемной ситуации, «мозговой штурм», «яркое пятно», подводящий диалог; интеграция.

Межпредметные связи: литература, история, искусство, география, русский язык.

Образовательные ресурсы:

Источники информации

Техническое оснащение

Дидактическое оснащение

«Война, блокада, я и другие… Мемуары ребенка войны» Людмила Пожедаева

Ольга Берггольц «Ленинградский дневник (сборник)»

Воспоминания очевидцев о ленинградской Блокаде https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2014/01/a_5864797.shtml

Книги о Блокаде Ленинграда http://childpages.ru/knigi-o-blokade-leningrada-dlya-chteniya-detyam/

Мероприятия http://www.1rre.ru/225932-meropriyatiya-v-chest-75-let-snyatiya-blokady-leningrada-projdut-v-rossii-27-yanvarya-2019-goda.html

Стихи о войне https://forum.vgd.ru/104/18417/10.htm «Страшные были дни»

https://iknigi.net/avtor-lyudmila-pozhedaeva/164654-voyna-blokada-ya-i-drugie-memuary-rebenka-voyny-lyudmila-pozhedaeva/read/page-4.html

Мультимедийный проектор SVGA (800 x 600), презентация на тему «По Ленинграду смерть метет…»

https://multiurok.ru/files/po-leningradu-smert-metiot-2.html, технические средства для прослушивания аудиозаписи (отрывок из Седьмой симфонии Шостаковича («Ленинградская») – концовка)

.

Орфографические словари, выставка книг о блокаде Ленинграда на тему «Страшные были дни», рисунки учащихся («Дорога жизни», «Блокада», «Хлеб в блокадном городе», «Мы не встречаем Новый год»), раздаточный материал (листы с заданием, тексты о Блокаде Ленинграда, ножницы, клей), заготовки для оформления страниц газеты; на столах цветные таблички с названием отделов редакции газеты; у детей и у учителя на груди зелёные «Ленточки Ленинградской Победы».


План проведения урока. Этапы творческой мастерской.

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Фаза индукции. Актуализация знаний, мотивация. Организация ситуации формулирования темы и учебной цели (4 мин.)

III. Деконструкция. Организация учебной ситуации для выяснения границ знания и незнания (14 мин.)

IV. Организация самостоятельной групповой практической работы «Творческая мастерская» (20 мин.) РеконструкцияI этап (7 мин.) Социализация и афиширование II этап (13 мин.)

V. Разрыв. Рефлексия. Организация рефлексивно-оценочной деятельности (5 мин.)

VI. Комментарии к домашнему заданию (1 мин.)


Технологическая карта урока (описание основных этапов урока)

На доске: дата, первый слайд презентации. Слева от доски выставка книг на тему «Страшные были дни». Справа от доски рисунки учащихся «Дорога жизни», «Блокада», «Хлеб в блокадном городе», «Мы не встречаем Новый год».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Формы и методы диагностики

Организационный момент (1 мин.)

Цель: создание благоприятного психологического настроя, необходимого для эффективной работы на уроке.

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку: наличие необходимых раздаточных материалов, расположение столов для групповой работы.

Обучающиеся занимают место для работы, приветствуют учителя, слушают его и изучают учебное    пространство, согласно рекомендациям учителя.

Личностные УУД: проявление уважения к личности учителя.

Регулятивные УУД: самооценка готовности к уроку.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя.

Самоконтроль, наблюдения учителя

Актуализация знаний, мотивация. Организация ситуации формулирования темы и учебной цели (4 мин.)

Цель: создание эмоционального настроя, необходимого для плодотворной творческой работы на уроке.

1. Учитель мотивирует обучающихся к открытию новых знаний с помощью развивающего подводящего диалога:

-Ребята, почему у вас и у меня сегодня на груди зеленые ленточки? Что они означают?

1. Ученики внимательно слушают учителя, размышляют и отвечают на вопросы:

-Это «Ленточки Ленинградской Победы». Это знак памяти о Блокаде Ленинграда.

Личностные УУД: проявление эмоционального настроя на урок.

Познавательные УУД: развитие познавательной активности у детей.

Коммуникативные УУД: предвосхищение того, что надо усвоить.

Наблюдение. Индивидуальная и фронтальная формы опроса


-Наш сегодняшний урок мы посвятим Дню памяти этого события, используя групповую форму работы, и я желаю вам работать организованно, дружно, быстро, активно и увлеченно.


Ученики слушают и размышляют, настраиваются на интересную работу.

2. Учитель продолжает диалог:

-Скажите, слова какой части речи я перечислила?

2. Дети отвечают:

-Это наречия.

Познавательные УУД: анализ материала с выделением существенных признаков.

Создание проблемной ситуации

-По каким признакам вы определили, что это наречия?


-Эти слова отвечают на вопрос «как? каким образом?»; обозначают признак действия; являются обстоятельством…

3. Учитель обращает внимание на эпиграф,

-просит одного из учащихся зачитать его;

-просит детей прокомментировать эпиграф.

1 слайд (на слайде эпиграф)

Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.

                       М.Горький      

3. Ученик читает эпиграф.




Дети отвечают:

-Наречия не только уточняют, но и делают нашу речь богаче, образнее, поэтичнее, интереснее. Они играют важную роль в нашей речи.

Коммуникативные УУД: сопоставление собственного мнения с мнением писателя.


4. Учитель с помощью диалога подводит учащихся к формулировке темы и цели урока.

-Как выдумаете, какова тема сегодняшнего урока и его цель?

2 слайд (на слайде тема урока и цель)

4. Ученики формулируют тему:

-Наречие. Повторение темы. Обобщение (закрепление) темы.

Ученики формулируют цель.

-Цель расширить (закрепить, углубить) свои знания по этой теме.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать тему урока и ставить цель с помощью учителя.

Организация учебной ситуации для выяснения границ знания и незнания (14 мин.)

Цель: активизация лексики по изучаемой теме, необходимой для решения последующих задач урока, проверка дом.задания

1. Учитель продолжает погружение учащихся в тему урока, предлагая групповую форму деятельности в виде работы редакции издательства, просит ознакомиться с названиями отделов (на столах таблички)1 и с материалами для работы.

-Выясните, в каком отделе работает ваша группа.

1. Дети слушают учителя и выясняют свое направление деятельности.







Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из дополнительного источника, умение соотносить известное и неизвестное.

Коммуникативные УУД: умение слушать своих товарищей и общаться в команде. Наблюдение, взаимоконтроль. Осмысление полученной информации

2. Учитель использует прием активного целеполагания:

-К сегодняшнему уроку я не случайно просила вас поработать с толковым словарём, найти и записать в тетрадь значение слов, относящихся к издательской деятельности. Зачитайте, пожалуйста, их. 3 слайд (на слайде фото из редакции газеты)

2. Дети зачитывают подготовленный дома дополнительный материал лексическое значение слов (журналист, репортаж, корректор, интервью, редактор, корреспондент)


Познавательные УУД: умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

3. Учитель продолжает диалог:

-Предлагаю выбрать руководителей отделов и распределить между собой обязанности. Чем будет заниматься каждый отдел? Что станет продуктом вашей деятельности?

3. Дети отвечают, что каждый отдел будет оформлять свою страничку, а продуктом деятельности станет общая газета.

Познавательные УУД: умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД: определение функций участников, выявление проблемы.

4. Учитель предлагает учащимся придумать название газеты, но с условием, что в нем должно быть наречие.

4. Продумывают название газеты и предлагают варианты.


Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать тему, планировать свою работу.

5. Учитель продолжает диалог:

-Вы уже догадались, какой теме будет посвящен наш сегодняшний выпуск. Какому событию?

-Что такое блокада?

-Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

5. Дети отвечают:

-27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда.

-Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну.

-Блокада продолжалась 872 дня.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.

6. Учитель, используя технологию «яркое пятно», с целью создания эмоционального настроя учащихся, предлагает послушать музыкальный отрывок из Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича:

4 слайд (на слайде фото Шостаковича, картинки из жизни блокадного Ленинграда)

-Какие чувства и эмоции вызвала у вас эта музыка?

6. Звучит отрывок из Седьмой симфонии Шостаковича («Ленинградская») – концовка


Дети слушают музыкальный отрывок.



Учащиеся выражают чувства, рассказывают о своих ощущениях:

-Чувство гордости за свой народ. Уважение к людям, пережившим блокаду. Чувство сопереживания. Печаль, грусть...

Личностные УУД: эмоционально-патриотический настрой.

Яркое пятно

7. Учитель обращает внимание учащихся на представленную выставку книг и рисунков учащихся, посвященных блокаде.

-Что объединяет эти рисунки? Какое настроение они передают?

-Какие наречия можно использовать, чтобы передать эти же эмоции и ощущения?

       7. Учащиеся обращаются к выставке, изучают, размышляют и отвечают на вопрос:


-Ужас, страх, печаль, тоска, боль….


-Ужасно, жутко, тяжело, безвозвратно, беспощадно, жестоко, чудовищно, страшно, больно

Познавательные УУД: способность производить анализ увиденного и услышанного.


Организация самостоятельной групповой практической работы «Творческая мастерская» (20мин.=7+13)

Цель: знакомство с новыми приемами работы в практической деятельности. I этап (7 мин.)

1. Учитель дает задание:

-Каждый отдел получает свое задание, которое необходимо выполнить за 5-7 минут. Тексты, с которыми вы будете работать, необходимо дополнить наречиями. 5 слайд (на слайде фотохроника блокадного города)

Звуковой фон

Дети изучают материалы с заданием2.

I. Отдел информации. Дети работают с отрывками из исторических текстов о Блокаде Ленинграда[2].

II. Отдел писем. Знакомятся с отрывками из писем и воспоминаниями очевидцев о ленинградской Блокаде, выделяют наречия[3].

III. Отдел новостей. Корреспонденты этого отдела рассказывают о классных и школьных мероприятиях, посвященных памяти этих событий[4].

IV. Отдел рекламы.  Дети редактируют тексты о книгах, в которых повествуется о Блокаде[5].

V. Отдел поэзии. Ученики находят наречия в стихотворениях, посвященных блокадному Ленинграду[6].

Познавательные УУД: обсуждение, анализ, обобщение, информационный поиск.

Регулятивные УУД: умение продумывать и выполнять практические задания творческого характера согласно поставленным целям. Осмысление информации. Самостоятельная работа в группе

2. Учитель организует разноуровневую практическую работу в группах: дополнить наречиями текст о блокаде или отредактировать предложенный вариант.

При необходимости оказывает индивидуальную помощь.


Личностные УУД: осознание личных творческих способностей, художественного вкуса.

Познавательные УУД: умение анализировать и преобразовывать учебный материал; формирование критического мышления.

Регулятивные УУД: умение планировать и самостоятельно корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные УУД: умение осуществлять сотрудничество, участвовать в диалоге. Мозговой штурм, самостоятельная работа

II этап (13 мин.)

Учитель ведет развивающий диалог, позволяющий осмыслить полученный результат; просит представить свой продукт, вспомнить тему и цель урока.

-Скажите, какую роль играли наречия в текстах, с которыми вы работали?

-Помогли ли они сделать тексты точными, образными, выразительными, как говорил М. Горький?

6-12 слайды

(на слайдах картинки к текстам)

Представители групп, выполнившие свою работу, зачитывают получившиеся тексты; называют наречия, которые были использованы.

Ученики говорят:

-Наречия сделали тексты яркими, запоминающимися, выразительными.

-Слова М. Горького подтвердились.


Ученики оформляют страницы газеты, выстраивая композицию на листе А3.



Познавательные УУД: обсуждение, анализ, обобщение, умение сравнивать, группировать.

Регулятивные УУД: умение продумывать и выполнять практические задания творческого характера.

Личностные УУД: осознание личных творческих способностей, художественного вкуса.

Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение публично выступать.

Организация рефлексивно-оценочной деятельности (5 мин.)

Цель: формирование умений обобщать знания; осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, выполнения учебных задач.

Учитель, подводя итог урока, помогает ученикам осмыслить выполнение целей и задач, которые перед ними ставили в начале урока, подводит учащихся к рефлексивно-оценочной деятельности.

- Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти.


Каждый отдел представляет свой продукт. Страницы выстраивают на доске в нужном порядке для получения общей газеты.

Дети подводят итог урока, рассказывают, что было интересно на уроке, увлекательно, что вызвало затруднения, подводят итог своей деятельности, делают выводы о проделанной работе: цели и задачи выполнены.



Личностные УУД: развитие чувства гордости за родной город, его жителей. Формирование эстетического сознания, эмоциональных чувств. Развитие чувства ответственности за реализацию плана урока.

Коммуникативные УУД: осмысление выполнения целей и задач урока, полученных результатов.

Регулятивные УУД: умение оценить значимость своей работы в коллективном продукте.

-Я предлагаю вам составить пожелание тем, кто пережил блокаду, всем нам, нашим гостям, друг другу. Конечно, используя наречия. 13 слайд (на слайде шаблон для составления пожелания)

2.Учитель вербально оценивает учащихся, а руководители отделов самым активным выставляют отметки. Учитель благодарит учащихся за работу.

Ученики составляют коллективно пожелание.


Регулятивные УУД: умение оценивать результаты коллективной и собственной учебной деятельности

Познавательные УУД: способность к рефлексии

Коммуникативные УУД: умение публично составлять пожелание уважаемым людям.

Самоконтроль, самооценка.

Комментарии к домашнему заданию (1 мин.)

Цель: обеспечение понимания учащимися цели и содержания домашнего задания.

Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание 14 слайд (на слайде д/з.):

1) Написать текст о памятных местах Петербурга, связанных с Блокадой, используя наречия и акцентируя внимание на однородных членах «страшно» и «больно» (объем работы 7-10 предложений).

2) Выучить наизусть стихотворение о Блокаде (по выбору). Выразить свое отношение к прочитанному, используя наречия (2-3 предложения).

3) Выяснить у своих родственников, есть ли в вашей семье люди, пережившие Блокаду. Написать 4-5 предложений о них и о том, какие уроки Победы мы можем для себя извлечь.

Ученики записывают домашнее задание в дневники, возникшие вопросы уточняют у учителя.

Учащиеся благодарят учителя за интересный урок.

.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; умение концентрировать внимание на поставленную задачу.

Познавательные УУД: самостоятельное решение проблем творческого характера

Коммуникативные УУД: умение использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

Приложение 1

Примечания и ссылки

1

[1]-На столах - таблички:

Отдел рекламы

Отдел писем

Отдел информации

Отдел поэзии

Отдел новостей

2

[2]- Исторические тексты о блокаде Ленинграда. 1.Отредактировать текст, употребив как можно больше наречий. Озаглавить и записать получившийся текст. https://blogbadirina.blogspot.com/2014/03/blog-post_75.html (от слов «22 июня 1941 года…» до слов «война касалась всех) 2.Прочитать текст. Озаглавить. Подчеркнуть наречия https://infourok.ru/urok-muzhestva-leningrad-srazhalsya-i-pobedil-1047142.html (от слов «Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости» до слов «получаемая из древесины» 3.Прочитать текст. Озаглавить. Подчеркнуть наречия. https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada#i (от слов «Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда» до слов «Нередко Дорогу Жизни называли и Дорогой Смерти»)

[3]- Отрывки из писем и воспоминаний очевидцев о ленинградской блокаде. Прочитайте текст. Подчеркните наречия. Напишите о своих впечатлениях от прочитанного, используя наречия. https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2014/01/a_5864797.shtm... https://fishki.net/1240360-uzhasy-blokadnogo-leningrada.html; https://pikabu.ru/story/strashnyie_byili_dni_6141846; (от слов «Я все чаще оставалась одна и днем, и ночью» до слов «Потом оказалось, что дрожжи очень хорошо способствуют восстановлению сил. (Григорьев Владислав Григорьевич)»; «В блокаду я ходила в детский сад на Каменном острове из 35 нас осталось только 11. (Александрова Маргарита Борисовна)»; «Я выглядел маленьким тощим старичком… Через кожу отчетливо проступали кости. (Букуев Владимир Иванович)»; «Было солнечно, тепло…… Почему я не могу сделать это сейчас?! (Иванов Юрий Ильич)»

[4]- Дополнить текст наречиями, вставив их на место пропуска. Рассказать о классных и школьных мероприятиях, посвященных памяти этих событий.http://www.1rre.ru/225932-meropriyatiya-v-chest-75-let-snyatiya-blokady-leningrada-projdut-v-rossii-27-yanvarya-2019-goda.html

[5]- Отредактировать тексты о книгах, в которых повествуется о блокадеhttp://childpages.ru/knigi-o-blokade-leningrada-dlya-chteniya-detyam/

[6]- Найти наречия в стихотворениях, посвященных блокадному Ленинградуhttps://forum.vgd.ru/104/18417/10.htm (Ольга Берггольц "Ленинградский дневник ")


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.