Профориентационная работа, направленная на выбор военно-морских профессий «Нас мало, но мы в тельняшках…»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Ярославский детский морской центр имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»
«Нас мало, но мы в тельняшках…»
(Профориентационная работа МОУ ДО «Детский морской центр», направленная на выбор военно-морских профессий).
Авторы:
педагог дополнительного образования морской направленности
Майорова Мария Александровна
методист, педагог дополнительного образования
Акимова Лариса Александровна
В этом году муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Ярославский детский морской центр имени адмирала Ф.Ф.Ушакова» отпраздновало 50 летний юбилей. Мы - единственное в области учреждение дополнительного образования, которое имеет узкую профессиональную специфику. За полувековое существование Центра его выпускники становились капитанами речных и морских судов, старшими механиками, судовыми электриками и т.д.
За последние 2 года, резко увеличился контингент учащихся объединений морской направленности. Юные моряки нашего центра стали чаще выезжать на Всероссийские и международные слеты, на соревнования по морскому многоборью, различные патриотические мероприятия, такие как: Парад кораблей в честь Дня Военно-морского флота Российской Федерации, экскурсия в г. Кронштадт и посещение собора на Якорной площади, экскурсии на боевые корабли и подводную лодку проекта 941 «Акула – Северсталь, Акула - Архангельск», встреча с Героями Советского Союза и Героями России, боевыми офицерами и офицерами в запасе, прохождение матроской практике на УПСах и др., что значительно повысило интерес к службе на военно-морском флоте, сформировав социальный заказ на поступление выпускников Центра в профильные учебные заведения. Однако, педагоги, которые в настоящее время преподают в Детском морском центре, в подавляющем большинстве, не являются морскими офицерами, поэтому вся профориентационная работа в Центре сводится к проявлению личной инициативы педагогов. В совместной деятельности вместе со своими курсантами педагоги методом проб, анализа и внесение корректировок пытаются создать систему профориентационной работы. С этой целью:
- Разрабатываются проекты по военно-патриотическому воспитанию:
- «Флаг над колыбелью»
Это комплексный проект, который включает себя и исследовательскую часть по изучению жизни и деятельности Ф.Ушакова, и корабельно-шлюпочный поход в с.Хопылево, где курсанты посещают храм Богоявления-на-острову, приводят в порядок памятник, в 2004 г. поставленный Ярославским детским морским центром, благоустраивают территории и проводят военно-полевые сборы, где основной акцент делается на морские дисциплины. Во вненавигационный период актив музея ведет исследовательскую работу по жизни и деятельности великого адмирала, пополняя экспозицию «Малая Родина адмирала», а в октябре-ноябре месяце актив Детского морского центра выезжает в ЛОК «Сахареж», на морскую смену «Фордевинд», где
- «Курс на успех».
В марте 2018 года состоялась первая научно-практическая конференция «В морях твои дороги» на базе ЧВВМУ им.П.С.Нахимова в г. Севастополе, где курсант и педагог дополнительного образования представили вниманию всех участников профориентационный проект курс молодого бойца. Данный проект подразумевает в себе мальчишкам и девчонкам старших классов выезжать на полевые сборы в Высшие военно-морские учреждения и проходить допрофессиональную подготовку, ощутить себя настоящим курсантом и сделать осознанный выбор своей будущей профессии. Проект был высоко оценен начальником училища А.П.Гринкевичем и принят в резолюцию. В настоящее время ведется совместная работа по реализации данного проекта. Отметим, что на данной конференции выступил и курсант Яцук Ярослав, с темой «Нас мало но мы в тельняшках, Профориентационная работа МОУ ДО «Детский морской центр», направленная на выбор военно-морских профессий », где был удостоен Почетной грамотой из рук самого начальника училища. Данный опыт стал очень полезным для курсанта, в 2019 году Ярослав поступает в ЧВВМУ им.П.С.Нахимова;
- Внедрение профессиональных проб по профессии: судовой электрик, лоцман.. Планируется в последующие года внедрить профессиональные пробы военно-морских профессий. Нужно отметить, что в 2017-2018 и в настоящем учебном году мы привлекали к профессиональным пробам учащихся 44 и 57 школы. С данными школами был заключен договор о сотрудничестве и учащиеся данных учебных заведений являются потенциальным контингентом Детского морского центра.
- Дополнительная общеобразовательная программа «Судоводитель», целью которой является подготовка курсантов Детского морского центра к экзамену на право управления маломерным судном в ГИМС МЧС ЯО. Данная программа позволяет подготовить судоводителей маломерных судов не только на внутренних водных путях, но и по водам территориального моря РФ. В ходе создания проекта по внедрению коммерческой деятельности на базе МОУ ДО «Детский морской центр», реализация данной программы подразумевает привлечение контингента старше 18 лет, а так же ее прохождение и получение прав дает непосредственно профессию — водитель маломерного судна. В рамках реализации программ морской направленности курсанты ДМЦ в обязательном порядке сдают экзамены на старшину шлюпки. Стоит отметить, что программы «Юный судоводитель», «Судовождение», а так же экзамен на старшину шлюпки разработан на основе примерной рабочей программы ГИМС МЧС ЯО. Детский морской центр активно сотрудничает с Государственной инспекцией и привлекает старших инспекторов на различные мероприятия.
- Налаживаем связи с военно-морскими учебными заведениями для выстраивания сетевого взаимодействия (заключены договоры о совместной деятельности с ЧВВМУ им.П.С.Нахимова в г.Севастополе, с Филиалом Верхневолжского речного училища в г.Рыбинске, с Московской академией Водного транспорта в г.Москва, проводятся встречи с представителями военных учреждений и т.д.) . Например 1 декабря 2017 года в стенах Ярославского детского морского центра имени адмирала Ф.Ф.Ушакова прошла встреча с заместителем начальника по работе с личным составом Филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде Гориным Юрием Петровичем. Капитан 1 ранга рассказал о требованиях поступления в Балтийский военно-морской институт. Курсанты и родители задавали интересующие вопросы о правилах поступления. Так же проводится обмен опытом в рамках встреч и мастер-классов с курсантами (учащимися 6-11 классов) кадетских корпусов, так в 2017-2018 гг нас посетили кадеты из Президентских полков г.Оренбурга, Ставрополи, Краснодара и др.
- Организуем тематические практики:
- Корабельно-шлюпочные походы, где курсанты оттачивают свои навыки в морском деле, несут вахты, управляют учебными кораблями и т. д.;
- Старшие курсанты получают замечательную возможность пройти практику на Учебно-парусных судах. К примеру летом 2018 года курсант Ярослав Яцук отправился в рейс «Владивосток — Циндао (Китай) — Владивосток» на УПС «Палада», где в полной мере ощутил не только романтику, но и всю сложность морской жизни.
- Смена в международных лагерях «Артек» тематическая смена «дорога в море», во всероссийском лагере «Смена» курс по военно-патриотическуму воспитанию, а так же планируется отправлять во Всероссийский детский морской лагерь «Океан» в г.Владивосток.
6. Проводятся тематические праздники: День Севрного флота, где курсанты торжественно принимают присягу, а выпускники прощаются со знаменем; День Военно-морского флота России, День моряка-подводника, День Адмирала -межрегиональный слет юных моряков в г.Ярославле, приуроченный к очередной дате со дня рождения Ф.Ф.Ушакова.
Но, по нашему мнению, наиболее эффективной профориентационной работой, являются именно слеты юных моряков на базах или при поддержке военно-морских учебных заведений. Всем курсантам Детского морского центра, которые грезят морем и уже определился с выбором дальнейшей военной или гражданской профессии, хотелось бы не только быть информированным об учебном процессе, но и о различных нюансах службы: бытовые условия, заступлены в наряды, полевые сборы и т.д. В 2017-2018 году в г. Севастополе, на Всероссийском слете, который проходила на базе ЧВВМУ им. П.С.Нахимова, курсанты в полной мере смогли ощутить все особенности военной службы. Этому способствовало пребывание наших команд в расположении факультета ракетного вооружения надводных кораблей. Наиболее ценным для всех и, наверное, для педагогов, оказалось общение с капитаном 3 ранга назначенным нашим куратором. За очень короткое время он сумел создать для нас все необходимые условия, чтобы мы в полной мере почувствовали все особенности воинской службы: начинали и заканчивали день построением на плацу и докладом командиров отделений, как настоящие курсанты заправляли кровать, строго соблюдали распорядок дня, несли вахту, прибирались в расположении, а главное четко и беспрекословно выполняли приказы капитана 3 ранга. Некоторые ребята сразу же приняли решение не связывать свою жизнь с военной службой, но большинство, только укрепились в своем желании стать военными моряками, а именно поступать в ЧВВМУ им. П.С.Нахимова.
Безусловно большую роль в профориентации наших курсантов играет плавательная практика на Учебно-парусных судах. Так в 2017-2018 года учащийся 6 курса вице-главный корабельный старшина Яцук Ярослав в составе экипажа парусного корабля «Палада» выходили в Желтое, Японское, Восточно-Китайское моря. Рейс проходил по маршруту Владивосток-Китай (Циндао) - Владивосток. Все курсанты во время практики писали судовые журналы, вот несколько выдержек из журнала Ярослава:
4 августа. Вышли в шторм. Дикая качка, крен свыше 30 градусов. У многих началась морская болезнь.
21 августа. Вахта. Стою за штурвалом большого парусного судна. В море видели планктон, перемещается большими стаями, цвет ультра-зелёный, светятся в темноте.
23 августа. Первый ночной аврал, спустили стакселя. Идет ливень. Ветер до 20 м/с. Волны полностью заливают борта. Помог товарищу с помощью бесседочного узла. Сработали быстро за 20 минут. Была брасопка и убирали стаксель. Находимся около тайфуна. Усилился дождь. Нос набирал воды.
31 августа. Поднимался на укатку нижнего крюйз-марселя. Было 3 аврала за весь день. Сдал МППСС-72 на отлично (Междунаро́дные) Пра́вила предупрежде́ния столкнове́ний судо́в в мо́ре).
26 августа. Наградили за соревнования призами. Был тренинг по пожарной безопасности и отрабатывали технику накладывания пластыря на пробоину. Вечером участвовал в концерте бардовской песни.
13 сентября. Весь день был рабочим. Убирали корабль, чистили блоки. Меня, единственного юнгу, допустили в машинное отделение, работал с механиками.
Невозможно всецело передать шквал чувств на бумаге, поэтому после возвращения с практики, мы устроили встречу курсантов детского морского центра с Ярославом. В ходе диалога учащиеся могли задать все интересующие вопросы. В 2018-2019 уч.году, мы планируем отправить 4 учащихся на учебно-парусные суда «Крузенштерн», «Паллада» и «Седов».
Еще раз отмечу, что не все курсанты ДМЦ решают связать свою жизнь с военной специальностью, по разным причинам — здоровью, семейным обстоятельствам, идеологии или просто за отсутствием желания. В нашем учреждении активно ведется и профориентация на гражданские речные и морские специальности. Каждый год мы ездим в г.Рыбинск, на слет, который проводит Рыбинское речное училище, где курсанты могут познакомится с особенности данного учебного заведения. В октябре 2018 года курсанты Детского морского центра приняли участие в слете на базе Московской государственной академии водного транспорта в г. Москва. В рамках слета прошла встреча с начальником академии, начальником колледжа, все участники слета имели возможность пройти практику на тренажерах по управлению большими кораблями, прошли занятия по теме «спасательные средства», а так же все участники слета жили на территории общежитий академии. Такого рода поездки позволяют школьникам с головой окунуться в студенческую жизни и ответить на вопрос «а хочу ли я быть моряком?»
Стало доброй традицией во время поездок встречаться с выпускниками Детского морского центра, в настоящее время являющимися курсантами как военных так и гражданских морских учебных заведений. Эти встречи полезны не только педагогам, но и учащимся, т. к. в неформальной обстановке проходят рассказы об увлекательнейшей студенческой — курсантской жизни. Так уже два года подряд в сентябре месяце мы с учащимися ездим на слет в Санкт-Петергбург, где в Военно-морской академии им. Петра Великого, на штурманском отделении учится наш выпускник, когда-то авторитет, пример и старшина всех моряков — Никита Кудрявцев. Во время слета в Москве мы не только встречались, но и активно нам помогала, наша выпускница, а теперь студентка МГАВТ по специальности «судоэлектрик» - Копосова Марина.
К 9 – 11 классам у учащихся уже должно быть сформировано представление о будущей профессии, поставлена цель и намечен курс дальнейшего движения к ней. Чтобы намеченная траектория стала «Курсом на успех» - этот выбор должен быть осознанным! Для такого выбора профессии военного или гражданского моряка ресурсов Детских морских центров с их финансирование и уже изрядно устаревшей МТБ становится недостаточно. Формируется социальный заказ со стороны курсантов Детских морских центров и их родителей на профориентационную работу, направленную на военно-морские профессии, а так же на получение более полной и достоверной информации о том, что их ждет в процессе обучения в высших военно-морских учреждениях. Старшеклассников интересует – учебный процесс, материально-техническая база, прохождение плавательной практики, перспективы дальнейшей службы и т.д., в то время как родители больше интересуются условиями проживания, питания, личной гигиены, психологической атмосферы и т.д. С другой стороны существует постоянный государственный заказ на увеличение количества выпускников военно-морских учебных заведений и улучшение качества их подготовки.
И тот и другой заказ адресованы в равной степени дополнительному образованию и высшему профессиональному образованию. Отсутствие взаимодействие между данными структурами приводит к реальной проблеме: детские морские учреждение не в полной мере владеют информацией и материатно-техническими возможностями для качественной подготовки абитуриентов (прежде всего психологической составляющей военной службы), а высшие военно-морские образовательные учреждения незаслуженно уделяют недостаточное внимание дополнительному образованию, как подготовительной ступени профессионального образования, отдавая приоритет кадетским корпусам и классам. Мы считаем продуктивным объединение наших усилий, с последующим построением модели сквозного образования.
Таким образом, в настоящее время, наш Детский морской центр пытается систематизировать и упорядочить такой большой объем профориентационной работы и создать не только большое сетевое взаимоотношение с различными учреждениями как дополнительного, так и профессионального образования. А использовать данные отношения и возможности ресурсов других баз для реализации взаимовыгодного сотрудничества. Они помогают нам с материально-технической базой, мы поставляем им заинтересованные квалифицированные будущие кадры. Педагогический коллектив постоянно проходит различные курсы профессиональной переподготовки, повышения квалификации или других специализированных курсов, активно занимаются поиском новых полезных связей для дальнейших взаимоотношений, расширением географии слетов и поездок, обновляет и разрабатывает методические материалы, поскольку имеет огромное желание помочь нашим учащимся, ищем различные пути профориентационного сопровождения.