Конспект НОД в старшей группе «Наше Отечество»

0
0
Материал опубликован 19 December 2020 в группе

МБДОУ Щатовский детский сад

Конспект НОД в старшей группе «Наше Отечество»

Подготовила ; воспитатель первой категории Булынкина О.В.

Цель. Ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”. Познакомить детей с государственной символикой: флаг и герб, гимн их значением в современной жизни.

Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповиче

Воспитывать в детях чувства патриотизма, уважения к своей Родине , к истории нашего великого народа.

Материалы:

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях, слайды,гимн России; иллюстрации с изображением герба и флага России.

Словарная работа:

Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица)

Предварительная работа: рассматривание географической карты России, альбома «Богатыри земли русской»».

Ход занятия

Воспитатель показывает карту России.

 Русь. Россия. Россияне. Русские.

В.Как называется страна ,в которой мы живем?

Д. Мы живем в России.

В. Как называют людей , чья родина Россия?

Д. Россияне.

В.Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину.

В. Как называется село, где ты живешь? Это наша малая Родина.

Д.Наше село называется Шатовка.

В. В нашей стране много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город – столица нашей Родины. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)

Кто знает, как называется столица России?

Д. Столица России – город Москва.

В. В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские .Каждый народ отличается друг от друга своими обычаями ,своим языком ,традициями ,национальным костюмом и даже кухней.

В.У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.

Кто хочет рассказать о российском флаге?

Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.

Белый цвет – березка, 
Синий – неба цвет, 
Красная полоска – 
Солнечный рассвет.

В. Для чего России и другим странам нужны флаги ?.

Д. Они помогают узнать, из какой страны прилетел самолет. На хвосте у него обязательно изображается флаг страны.

. Физкультминутка

Воспитатель показывает белую полоску бумаги – дети изображают березку, синюю полоску – «реки», бегут друг за другом змейкой, красную полоску – собираются в круг – «солнце».

Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля

У России величавой
На гербе орел двуглавый, 
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный. 
                                (
В.Степанов)

Расскажите о гербе.

Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (Дети прослушивают в записи российский гимн.) Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям. Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.

А сейчас мы с вами отправимся в прошлое. Нам нужно построить машину времени. Строим из стульев по схеме. Все заняли свои места .А сейчас скажем слова –«Один,два,три –машина времени в прошлое нас перенеси.»

Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина.
Кто такие предки?

Д. Это люди, которые жили много-много лет тому назад.

В.. Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

Д. «Славяне» похоже на слово «слава».

В. А это значит, что славяне – это славный народ.

 Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.

(на доске иллюстрация Древняя Русь)

В.  Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

В. Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

Д. Богатыри.

В. Кто такие богатыри?

Д. Силачи, воины, борцы.

В. А какие они были?

Д. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

В. Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (
Шлем)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (
Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (
Щит)

Игра «Назови доспехи»

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

В. , Это картина художника В. Васнецова «Богатыри».

 Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

Д. Русские богатыри.

В. Кто назовет их имена?

Д. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

В. Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь Родины против недруга,
За Отчизну в нужде сложить голову.

В. А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

Д.Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли – умри, не сходи!
За край свой насмерть стой!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!

«За народное дело бейся смело», 
«Родной край – сердцу рай», 
«Родину-мать учись защищать», 
«Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье»…

Молодцы, много пословиц знаете!

Какое дерево считается символом нашей Родины-береза.

.Давайте нарисуем русскую березку.(дети садятся за столы и рисуют)

Итог занятия .Что вам понравилось? Что нового узнали?



































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.