12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коновалова Татьяна Викторовна959
Работаю учителем начальных классов в МАОУ "Городская гимназия №1" г.Усть-Илимска
Россия, Иркутская обл., Усть-Илимск

НАШИ ПЕРВЫЕ ШАГИ ОТ ПРОЕКТА

К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Коновалова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов

МАОУ «Городская гимназия № 1»,

высшая квалификационная категория


Введение

Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать,

и кто умеет добывать эти знания.

В.П. Вахрушев

Гармоничному развитию личности обучающихся уделяется большое внимание в учебно-образовательном процессе. Одна из его составляющих – приобщение детей к познанию, исследованию изучаемых явлений.

Для этого в нашей гимназии созданы благоприятные условия, способствующие реализации творческих идей обучающихся и педагогов. А одна из задач системы образования – это формирование у подрастающего поколения знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешными вне школы.

Из опыта работы можно утверждать, что проектно-исследовательская деятельность учит детей размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества. Возрастает познавательная активность, а практика расширяет кругозор ребёнка, повышается качество обучения.

Развитию познавательных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся во многом способствуют проекты и исследовательская деятельность. Заинтересованность школьника в собственной проектно-исследовательской работе усиливается наглядностью результатов своего труда. И задача педагога – довести юного исследователя до такого успеха, дать в руки мощный стимул его дальнейшему творческому развитию.

Цель: организация проектно-исследовательской деятельности с целью формирования ключевых компетенций учащихся.

Задачи: реализация творческого и интеллектуального потенциала учащихся через участие в проектной и исследовательской деятельности; формирование личности творческой активной, социально-ответственной; создание условий для исследований окружающего мира за страницами школьных учебников.




Теоретическая часть

1. Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации к овладению знаниями

В ходе выполнения творческих самостоятельных работ, которые предполагают непосредственное участие ребенка в производстве новых для него знаний, обеспечивается максимальный уровень познавательной активности и самостоятельности обучающегося.

При выполнении творческих заданий предполагается решение проблемных ситуаций. Творческая деятельность проходит на различных уровнях, а самый высокий из них – умение ученика выделить и сформулировать проблему в рамках заданной ситуации, сформулировать новую проблему, затем разработать план ее решения, включая построение гипотезы этого решения.


2. Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Проектная деятельность помогает овладевать универсальными учебными действиями и ключевыми компетенциями, необходимыми для ориентировки в информационном пространстве, для успешной интеграции в социуме.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов эффективно применяется в начальных классах.


3. Роль исследовательской деятельности в личностном развитии учащегося

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов. Именно развитие личности учащегося, который в ходе решения исследовательской, творческой задачи под руководством учителя не столько открывает «новое», сколько приучается мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы, анализировать и представлять собственные исследования, т. е. интеллектуально и творчески растёт.

Исследования в образовательном процессе являются инструментом в руках учителя, они способствуют развитию творческих способностей, приобретение школьником новых знаний, умений, активизации познавательной активности. Это один из способов организации образовательного процесса, который даёт высокий педагогический результат.

Моя задача – научить детей самостоятельно исследовать окружающую действительность, уметь её адаптировать для себя, творчески использовать с пользой для себя полученные знания.

4. Отличия проектов от исследований

Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследования является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности могут быть подсистемами друг у друга. Но и необходимо понимать их чёткое разделение, предъявление разных требований к их организации и определение разных критериев оценки результативности. Именно умение осознанно различать эти виды деятельности и применять знание этих различий на практике является ведущей профессиональной компетенцией учителя и метапредметной компетенцией учащегося.

Практическая часть

1. Проекты нашего класса

Актуальный проект «Мобильная суббота» показал высокие результаты за период с 2010 по 2021 год. Идея проекта: от исследовательской деятельности к новому образовательному результату. Дети и родители, под руководством педагога, совершают увлекательное путешествие. Весь путь (маршрутный лист) они проходят по субботам, фиксируя самое интересное. А результатом может быть любой продукт творчества (фотоальбом, игра, пазлы, викторина, видеофильм, презентация, игрушки, литературное творчество: стихи, сказки и т.д.). Проект состоит из модулей.

I модуль «Маленькая дверь в большой мир»

II модуль «Прекрасное и удивительное в природе»

III модуль «Прекрасное и удивительное в человеке»

IV модуль «Семейный отдых. Путешествие в дальние страны»

Дети приобретают рефлексивные умения: осмысливать учебную задачу, для решения которой недостаточно знаний; объективно оценивать свои действия; признавать свои ошибки в процессе любой работы. Поисковые умения: добывать нужную информацию из разных источников; запросить нужную информацию в Интернете. Коммуникативные умения: вступать в разговор, диалог; отстаивать свою точку зрения; задавать вопросы. Презентационные умения: уверенно выступать перед знакомой и незнакомой аудиторией; использовать интонацию для выразительности выступления; отвечать на незапланированные вопросы.

Все собранные материалы (маршрутные листы) педагоги обобщили и издали сборник, дополняя каждый год новыми интересными проектами. Коновалова Т.В. «Там, на неведомых, космических дорожках», Бахман О.Н. «Символы России», Янина Л.Г. «Ангара – сибирская таёжная река», Фроленок Л.М. «Хорошая книга – лучший друг», Кононова Н.П. «Байкал – жемчужина Сибири», Дорогова В.С. «Подвигу народа жить в веках» и т.д.

Все обучающиеся нашей гимназии представляли презентационную защиту проектов. Первые дети – выпускники прошлого года, а нынешние первоклассники уже выполнили первые три модуля проекта.

Темы проектов выбираем вместе с детьми и родителями. На выполнение работы предусмотрено время – учебная четверть. По завершению, проходит публичная защита с родителями, педагогами, администрацией. Ребята сами дают оценку качеству работы, анализируют, выбирают лучшие. На протяжении всех лет не было ни одной «формально» выполненной работы! К 5 классу дети понимают, что такое проект, как и через что его реализовать. Самостоятельно готовят продукт и защиту. Я смонтировала фильм «Мобильная суббота», который стал призёром муниципального конкурса видеороликов «Модели внеурочной деятельности».

Исследовательский компонент присутствует на каждом этапе. Ведь нужно что-то найти на карте, в музее; соотнести, сравнить, предложить другой вариант развития; сделать анализ, подвести итоги, придумать защиту. А это уже – мини-исследование.


2. Учебно-исследовательские работы

На протяжении ряда лет мы с ребятами готовим и реализуем учебно-исследовательские работы. Представляем их на научно-практических конференциях разного уровня. Тему выбираем по интересу ребёнка, продумываем этапы, методы. Рассматриваем варианты плодотворного использования результатов, практическую значимость и применение в жизни. Родители могут быть, как помощниками, так и безразличными наблюдателями. Поэтому я рекомендую памятку для родителей (приложение II).

Из опыта работы над проектами «Мобильная суббота» можно сделать вывод, что не все ребята продолжают исследовательскую деятельность. Но 1/3 часть класса увлечены работой и достигли высоких результатов и показателей. Некоторые проекты «переросли» в учебно-исследовательские работы и творческие проекты.

Сарапулова Анна, проект «По следам волшебной капли» вдохновил на решение экологической проблемы со сбором пластика «Использование и переработка пластмассовых крышечек как способ решения экологической проблемы», победитель НПК «Этот большой мир», (г.Усть-Илимск 2020г.), Региональный этап Соревнований молодых учёных Европейского союза НПК «Потенциал XXI века – Шаг в будущее», (г. Братск 2020г.), Отборочное соревнование молодых учёных III Региональной НПК «Потенциал XXI века – Шаг в будущее. Шаг ЮНИОРа», (г. Братск 2020г.), призёр (один из продуктов исследовательской работы) муниципальной олимпиады по ТРИЗ в номинации «Выставка изобретателей», (г.Усть-Илимск 2020г.), призёр XIX Региональных интеллектуальных соревнований «Шаг в будущее, Юниор!», (г. Иркутск 2019г.), призёр Российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее», XIX Российское соревнование юных исследователей», (г. Реутов 2021г.)

Спиридонов Димитрий, выполняя маршрутный лист «Байкал – жемчужина Сибири» был вдохновлён природой озера и подготовил творческий проект «Удивительный и загадочный мир Байкала в авторском журнале для детей «Мой занимательный Байкал», победитель НПК «Этот большой мир» и «Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут!», (г.Усть-Илимск 2021г.), II Открытой учебно-исследовательской конференции «Мир открытия, творчества и достижений» (г. Братск 2021г.), Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся «Неоткрытые тайны», (г. Ангарск 2021г.).

Болдакова Елизавета, выполняя проект «Подвигу народа жить в веках» решила написать работу о своей прабабушке «Великая Отечественная война через истории детских судеб», победитель НПК «Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут!», призёр НПК «Этот большой мир» (г.Усть-Илимск 2020г.), победитель II Открытой учебно-исследовательской конференции «Мир открытия, творчества и достижений» (г.Братск 2021 г.), Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся «Неоткрытые тайны», (г. Ангарск 2021г.).

Результаты всех обучающихся представлены в приложении I.


Заключение

Участие и результативность в НПК повышает познавательную активность обучающихся. Происходит их личностное развитие. Независимо от возраста, все дети стремятся быть успешными, и я помогаю им в этом. Зажигать звёздочки, и следить, как они сияют! А вместе с детьми растём и развиваемся, приобретаем опыт и мы сами.

Ребенок имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других учеников. Компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей – все это формирует уникальный опыт обучающегося.

Проектно-исследовательская деятельность формирует компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно в процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции.



Список используемой литературы и источников



Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 1984. 64 с.

Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. – Л.ЛГПИ,1986. – 79 с.

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. – №9.

Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. – №2.

Козлова М. М. Проектная деятельность младших школьников / М. М. Козлова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 18 (98). – С. 451-453. – URL: https://moluch.ru/archive/98/21923 / (дата обращения: 15.04.2021).

Коротяев Б.И., Пидкасистый П.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.6 Знание, 1985. – 80 с.

https://конспекты-уроков.рф/class-chas/2-klass/file/62544-proektnaya-deyatelnost-obuchayushchikhsya-v-nachalnoj-shkole

https://urok.1sept.ru/articles/646158


Приложение I

Название конкурса, конференции
Сарапулова Анна
Спиридонов Димитрий
Болдакова Елизавета
Иванов Александр
Черепко Ева
Большакова Анастасия
Козенко Виктория
Ветрова Камила

1

VI Муниципальный фестиваль творческих проектов и учебно-исследовательских работ «Этот большой мир», (г.Усть-Илимск)

Победитель, 1 место (2020г.)


Призёр, 3 место (2020г.)


Призёр, 3 место (2020г.)


Победитель, 1 место (2020г.)


Призёр, 2 место (2020г.)


Победитель, 1 место (2020г.)




2

V Муниципальный фестиваль творческих проектов и учебно-исследовательских работ «Этот большой мир», (г.Усть-Илимск)

Победитель, 1 место (2019г.)


Победитель, 1 место (2019г.)


Победитель, 1 место (2019г.)








3

VII Муниципальный фестиваль творческих проектов и учебно-исследовательских работ «Этот большой мир», (г.Усть-Илимск)

Призёр, 2 место (2021г.)


Победитель, 1 место (2021г.)









4

VI Научно-практическая конференция школьников «Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут!», (г.Усть-Илимск)





Призёр, 2 место (2019г.)
Призёр, 3 место (2019г.)
 Призёр, 3 место (2019г.)


5

VII Научно-практическая конференция школьников «Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут!», (г.Усть-Илимск)
Победитель, 1 место (2020г.)
Победитель, 1 место (2020г.)
Победитель, 1 место (2020г.)
Победитель, 1 место (2020г.)





6

VIII Научно-практическая конференция «Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут!», (г.Усть-Илимск)
Победитель, 1 место (2021г.)
Победитель, 1 место (2021г.)






Призёр, 2 место (2021г.)

7

Соревнования молодых учёных Европейского союза II Региональная научно-практическая конференция «Потенциал XXI века - Шаг в будущее», (г. Братск)

Победитель, 1 место (2019г.)








8

XIX Региональные соревнования «Шаг в будущее, Юниор!», (г. Иркутск)

Призёр,

2 место (2019г.)

Участник

Участник






9

Отборочное соревнование молодых учёных III Региональной НПК «Потенциал XXI века – Шаг в будущее. Шаг ЮНИОРа», (г. Братск )

Победитель,

1 место (2020г.)




Участник




10

Российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее», XIX Российское соревнование юных исследователей», (г.Реутов)

Призёр,

2 место (2021г.)








11

Региональный конкурс научно-исследовательских, методических и творческих работ «Мой край», АНЭ Международный инновационный проект «Моя Отчизна», (г.Москва)


Призёр,

2 место (2019г.)







12

Международный конкурс научно-исследовательских работ «Scienceinthenameofdevelopment», (г.Чебоксары)

Победитель, 1 место (2020г.)


Призёр,

2 место (2019г.)

Призёр,

2 место (2019г.)

Победитель, 1 место (2020г.)


Победитель, 1 место (2020г.)


Победитель, 1 место (2020г.)




13

Региональный конкурс главного управления МВД России по Иркутской области «Героические страницы истории органов внутренних дел Иркутской области», (г.Иркутск)





Победитель, 1 место (2020г.)





14

Региональный интерактивный проект «Рандеву с книгой», (г.Иркутск)

Призёр,

2 место (2020г.)

Призёр,

2 место (2020г.)

Призёр,

2 место (2020г.)






15

Территориальный конкурс творческих работ «Наследие», (г.Братск)



Победитель, 1 место (2020г.)





16

Областной конкурс-панорама «Мы в ответе за тех, кого приручили» (исследовательская работа) Министерство образования Иркутской области «ЦРДОД», (г.Иркутск)
Победитель, 1 место (2020г.)







17

II Открытая учебно-исследовательская конференция «Мир открытия, творчества и достижений», (г.Братск)

Результаты 26.04.2021
Результаты 26.04.2021
Результаты 26.04.2021





18

Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся «Неоткрытые тайны», (г.Ангарск)
Результаты 30.04.2021
Результаты 30.04.2021
Результаты 30.04.2021
Результаты 30.04.2021

Результаты 30.04.2021






Приложение II

Памятка «Как родитель может помочь?»

Быть в курсе. Родитель должен быть в курсе исследовательской работы ребенка – особенно, если ребенок учится в начальной школе. Если родитель знает тему, этапы исследования, понимает требования учителя, то сможет помочь ребенку. Лучше не игнорировать проблемы ребенка – в следующий раз он не обратится с трудностями к родителю.

Контролировать, но не вмешиваться. Быть в курсе не значит вмешиваться в процесс. Ребенок имеет право на самостоятельность – именно для этого и нужна исследовательская работа. Можно проверять, как ребенок справляется со сроками, следует ли он инструкциям учителя, особенно это нужно в начальной школе. В среднем звене и дальше родитель становится еще одним источником информации – наравне с книгами и интернет-сайтами.

Защищать права ребенка. Требования учителя могут быть разными. Если учитель настойчиво предлагает ребенку неинтересную тему и не аргументирует это, можно вмешаться. Также можно вмешаться, если учитель ставит нереальные сроки: вряд ли можно сделать исследование за неделю, ведь есть и другие уроки с домашними заданиями.

Поддерживать на всех этапах морально и материально. Если ребенку понадобилось оборудование, поход в музей или встреча с интересным экспертом, родителю стоит помочь. Не обязательно покупать телескоп, но можно поискать людей, у которых он есть.

Быть внимательным читателем и слушателем. Ребенок почти всегда хочет показать работу родителю. Если, конечно, родитель каждый раз не игнорирует его просьбу. Даже если сначала кажется, что это скучно, уделите время. Думайте о том, что исследователем становится именно ваш ребенок. Помощь может понадобиться и при оформлении работы: помогайте готовить макеты, внесите стилистические и грамматические правки, если сможете.

Подготовить к защите проектов и болеть. Помогите ребенку снять стресс перед выступлением. Если ему нужно тысячу раз репетировать – помогите. Если ребенку проще не думать о работе за день до защиты – не заставляйте. Если просит прийти и поболеть за него на защите – постарайтесь прийти сами, а не отправлять кого-то из неважных для ребенка родственников. Если просит не приходить – примите его выбор и не надоедайте звонками и смс.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.