Урок физики в 10 классе «Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. Кипение и испарение жидкостей»

5
0
Материал опубликован 14 January 2023

10 класс                                                  Урок ____                                    Дата ________


НАСЫЩЕННЫЙ ПАР. ДАВЛЕНИЕ НАСЫЩЕННОГО ПАРА. КИПЕНИЕ И ИСПАРЕНИЕ ЖИДКОСТЕЙ

Цель: повторить и углубить знания учащихся об испарении, кипении и конденсации; формирование понятий насыщенного и ненасыщенного пара

Планируемые результаты

Предметные:

 определять понятия насыщенного и ненасыщенного пара, испарения, кипения и конденсации;

выяснить, что давление насыщенного пара зависит от температуры, не зависит от его объема;

получат возможность объяснять зависимость температуры кипения жидкости от давления; применять полученные знания для объяснения физических явлений в природе 

Метапредметные:

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

расширение представлений о связи физики с жизненным опытом, о наличии широких возможностей применения физических законов в природе и жизни человека;

воспитание культуры умственного труда, внимания, аккуратности, усидчивости, целеустремленности

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

расширение кругозора, развитие умения видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;

развитие умений анализировать учебный материал, сравнивать, сопоставлять изучаемые факты, применять знания в конкретных ситуациях

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: ПК, интерактивная доска; колба с водой, спиртовка

Учебник: Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б Буховцев, Н. Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2022. – 432 с.

ХОД УРОКА:

Организационный этап

Актуализация знаний Проверочная работа


В – 1

Изотермический процесс

В – 2

Изобарный процесс

В – 3

Изохорный процесс

Ответить на вопросы:

1. Какие величины сохраняются?

2. Как изменяются остальные величины?

3. Название закона, описывающего данный процесс.

4. Формулировка закона.

5. График, описывающий данный процесс.

ВЗАИМОПРОВЕРКА:

Изотермический процесс

Изобарный процесс

Изохорный процесс

1. T = const, m = const

1. p = const, m = const

1. V = const, m = const

2. при ↑V pи наоборот:

при V p

(обратно пропорционально)

2. при ↑Т → V и наоборот:

при ↓TV

(прямо пропорционально)

2. при ↑Т → p и наоборот:

при ↓Tp

(прямо пропорционально)

3. закон Бойля – Мариотта

3. закон Гей-Люссака

3. закон Шарля

4. Для данной массы газа при T = const произведение pV = const

4. Для данной массы газа при р = const отношение

V = const

4. Для данной массы газа при V=const отношение

p/Т= const

5.

t1673690781aa.png

5.

t1673690781ab.png

5.

t1673690781ac.png

Мотивация. Этап постановки целей и задач урока

Почему в городской местности труднее переносится жара даже 25° С, а в сельской местности и большая температура переносится легче?

Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает холод?

Почему зимой на окнах появляются узоры?

       Ответы учащихся

      Любое вещество при определенных условиях может находиться в различных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. Переход из одного состояния в другое называется фазовым переходом. Испарение и конденсация являются примерами фазовых переходов.

Какова тема сегодняшнего урока?

На какие вопросы вы хотели бы ответить на сегодняшнем уроке? Узнать … Научиться …

Открытие новых знаний

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog

   Испарение – процесс превращения жидкости в пар, происходящий с поверхности жидкости.

Вспомните, от каких факторов зависит скорость испарения?

  Скорость испарения тем больше, чем больше площадь свободной поверхности жидкости, выше ее температура и чем быстрее удаляются образовавшиеся над жидкостью пары (от наличия ветра).

   Совокупность молекул, покинувших жидкость при парообразовании, называется паром этой жидкости.

  Динамическое равновесие – состояние, при котором число молекул, покидающих поверхность жидкости за некоторый промежуток времени, будет равно в среднем числу молекул пара, возвратившихся за то же время в жидкость.

   Насыщенный пар – пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/634a12b3-6c05-4e78-af6e-aded24aa9f7c/?interface=catalog

  Ненасыщенный пар – если пар постепенно сжимают при постоянной температуре, а превращение его в жидкость не происходит.

   Так как свободную поверхность жидкости покидают наиболее быстрые молекулы, процесс испарения сопровождается снижением средней кинетической энергии теплового движения молекул жидкости, а значит, понижением ее температуры.

  Параллельно с рассмотренным процессом испарения происходит и обратный процесс возврата молекул пара в жидкость. Процесс превращения пара в жидкость называется конденсацией.

  Давление насыщенного пара – давление pн.п, при котором жидкость находится в равновесии со своим паром.

Работа с учебником, § 72

Основные свойства насыщенного пара:

При постоянной температуре давление насыщенного пара pн.п не зависит от его объёма V.

При постоянном объёме давление насыщенного пара с ростом температуры увеличивается быстрее, чем давление идеального газа, вследствие роста концентрации молекул.

Уравнение p=nkT описывает состояние насыщенного пара только приближённо.

   При изменении температуры пара в закрытом сосуде (или при изменении объема при постоянной температуре) изменяется масса пара.

   Критическая температура – максимальная температура, при которой пар еще может превратиться в жидкость.

Если температура газа выше критической (Tг > Tк), то газ не перейдет в жидкое состояние ни при каком давлении.

Если температура газа равна критической (Tг = Tк), то газ перейдет в жидкое состояние и без перехода в состояние насыщения.

Если температура газа меньше критической (Tг < Tк), то изотермическое сжатие приведет газ в начале в состояние насыщения, а затем в жидкое состояние.


   Кипение – это процесс парообразования, происходящий по всему объему жидкости при определенной температуре кипения и внешнем давлении.

   Температура жидкости, при которой давление её насыщенного пара равно или превышает внешнее давление, называется температурой кипения.

   Демонстрация процесса кипения

Выводы:

Кипение начинается при температуре, при которой давление насыщенного пара в пузырьках сравнивается с давлением в жидкости.

Чем больше внешнее давление, тем выше температура кипения.

Температуру кипения, можно понизить, если уменьшать внешнее давление.

ФИЗМИНУТКА

Включение нового знания в систему

Работа в группах

    Вернемся к началу нашего урока и еще раз ответим на задачи-вопросы. Сравним ответы и определим, что мы узнали сегодня, какие выводы можно сделать.

Почему зимой при дыхании образуется туман, а летом — нет? Т. к. крошечные капельки воды, образовавшиеся при дыхании зимой, успевают замерзнуть, и образуется туман. А летом разность температур между выдыхаемым воздухом и окружающей средой маленькая, поэтому туман не образуется.

Почему зимой в чистом воздухе (в горах, за городом) не образуется туман при выдыхании воздуха? Необходимо, чтобы в воздухе содержалось достаточно большое число центров конденсации пара: ионы, капельки воды, пылинки, частички сажи, всевозможные мелкие загрязнения.

Какое значение для организма человека имеет выделение пота?

Давление водяного пара при 14 0С равно 1 кПа. Был ли этот пар насыщенным?

     По таблице находим, что при t = 14 °С рнп = 1,6 кПа > p. Значит, пар не является насыщенным.

В закрытом сосуде вместимостью 2 л находится насыщенный водяной пар при 20 °С. Сколько воды образуется в сосуде при понижении температуры до 5 °С?

Дано:

V = 2·10–3м3

t1 = 20 °С

t2 = 5 °С

m – ?

Решение:

1) По таблице плотность н.п.: ρ1 = 17,3 г/см3, ρ2 = 6,8 г/см3

2) Масса образовавшейся воды = массе сконденсированных паров:

m = m1m2 = ρ1V1 ρ2V2 = V(ρ1 – ρ2);

m = 2·10 –3м3(17,3 г/см3– 6,8 г/см3)= 2·10–3 м3· 10,5 г/см3= 21·10–3 г 

Ответ: 21 мг


Домашнее задание

Изучить §§ 71, 72

Выполнить зад. ЕГЭ (с. 239)

Подведение итогов   Рефлексия

Как звучала тема урока?

Какие цели стояли перед вами в начале урока?

Что нового вы узнали? Чему научились?

В чем возникли трудности?

Что было полезным?

Где эти знания вы сможете применить?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.