12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина31
Пояснительная записка:

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) больше других детей страдают от скудности реализации себя в учебной и коммуникативной сфере. Ребята с ОВЗ, учась в начальной школе, прекрасно понимают действительность и видят свои возможности по сравнению со своими ровесниками. Желая проявить свои, пусть не большие знания, получить новые и быть принятыми в школьном обществе, обратить на себя внимание, они часто прячутся за маской неких сорванцов, прогульщиков, драчунов и хулиганов. Но получая возможность остаться один на один с принятым ими человеком, они становятся заинтересованными, дисциплинированными учениками.

Таким человеком для ребенка с ОВЗ может быть педагог-психолог, который имеет больше возможности реализовать потребности ребенка, чем учитель. Психолог имеет возможность работать индивидуально с ребенком и вовлекать его в малые группы, он способен работать в режиме деятельности каждого нуждающегося ученика, не забывая о том, что маленький ученик нуждается в маленьких детских радостях (игре) не менее, чем в учебе.

Исходя из потребности младшего школьника в игре и развитии, целью коррекционно-развивающей игры является систематизация полученных знаний и умений в процессе коррекционных занятий, через групповую игровую деятельность.

Задачи: 1. Комплексное развитие высших психических функций, через выполнение разно уровневых заданий;

2. Повторение ранее изученного на коррекционных занятиях материала учебной направленности;

3. Развитие патриотического воспитания, через основную тематику игры;

4. Развитие навыков коммуникативного сотрудничества и конкурирования в малой группе

Специфика коррекционно-развивающей игры: Данный метод работы с детьми с ОВЗ позволяет не только систематизировать полученные знания и умения в результате коррекционной работы, но и приурочить игру развитию патриотического воспитания, через тематическую линию на протяжении всей игры. Все задания и оформление несут в себе тему воинской доблести, знания Российской военной техники, оружия и военного дела от древности до современности, что позволяет развивать чувство патриотизма в сердцах школьников, получать новые знания заданной тематики.

Особенностью игры является также сама организация игры – она рассчитана на трех игроков, т.к. задания построены таким образом, что если на двух или всех трех игроков выпадает одно задание, то оно имеет на каждого игрока свою модификацию. Это сделано для того, что бы школьник имел возможность сам решить поставленную задачу, не повторяя ответы других игроков, тем самым не теряя интереса к процессу игры.

Прогнозируемые результаты: По завершению работы предполагается, что каждый из участников игры получит определенный багаж знаний, как военного дела, так и результата индивидуальной работы на протяжении всех предыдущих коррекционных занятий. После игры ребенок должен выйти с пониманием, что у него, получается, делать в плане учебной деятельности (например, строить логические цепочки), что еще он не до конца понял и что еще вообще не получается делать.

Методика использования коррекционно-развивающей игры «Я – патриот! Ни шагу назад!»

Игра представляет собой традиционную настольную игру, которую любят все дети и взрослые.

Для проведения игры необходимо:

1. Игровое поле, оформленное в военной тематике, на котором 45 игровых хода оформленных цветами российского триколора. 10 ходов белого цвета, 10 синего цвета и 10 красного, каждый цвет определяет блок вопросов разного содержания: белый цвет - блок вопросов в тематике военной техники, синий цвет - блок вопросов в тематике военного оружия и красный цвет - блок вопросов в тематике военных профессий. Остальные 15 ходов пустые «удачные», если игрок встал на этот ход, то он отдыхает. Важно: в начале игры после объяснения правил необходимо спросить о знании игроков значений российского триколора. Если игроки не знают, то коротко рассказать им об этом.

2. Фишки и кубик, хорошо, если фишками будут солдатики, как дополнение к общему оформлению игры и поднятие «воинского» духа у игроков. Если солдатиков не найдется, то можно взять обычные фишки из любой настольной игры.

3. Компьютер и проектор, все поле с вопросами оформлено в виде презентации PowerPoint, работающей в автоматическом режиме, т.е. презентация должна быть настроена так, чтобы нужные вопросы открывались по одному щелчку и возвращались наместо после использования.

Ход игры:

Игроки путем выбрасывания кубика определяют очередность ходов, кто больше выкинул, то ходит первый, кто всех меньше, тот последний.

Первый игрок кидает кубик и ходит выпавшее количество ходов, заняв место после хода, он смотрит, на какой блок вопросов он попал. К примеру, игрок встал на белый ход, значит перед ним в презентации выходят задания белого блока (в тематике военной техники).

Примечание: Задания на слайде оформлены, как звездочки и перевернуты, поэтому игрок не видит сам вопрос.

Игрок выбирает звездочку из белого блока, тем самым выбирая себе вопрос, звездочка переворачивается и игрок выполняет задание.

Примечание: В игре большая часть заданий имеет в себе три модификации, это сделано для того чтобы, если все три игрока встанут на одно задание, каждый из них мог решить свою модификацию задания. Например, одно из заданий белого блока: «Четвертый лишний» и к нему три модификации для игроков:

1. Танк, вертолет, самолет, граната

2. Лопасть, штурвал, мотор, лопата

3. Винтовка, пистолет, корабль, кинжал

Поэтому, выбирая звездочку с этим заданием, игрок видит внутри звезды еще три маленьких звездочки, которые тоже перевернуты и игрок выбирает одну из этих звездочек. После выполнения задания на маленькой звездочке ставится галочка, что означает, что задание из этой модификации уже выполнялось. Во всех заданиях модификации подобные по сложности, поэтому у игрока не должно возникнуть эмоциональное напряжение из-за уровня сложности задания.

Примечание: Если игрок завершил ход и выбрал задание, а в нем нет модификаций, значит, он просто выполняет появившееся задание и все следующие игроки, которые выберут это задание, тоже будут его выполнять. Такие задания ориентированы на развитие воображения, пространственной ориентации, координации и не требуют учебных умений, поэтому игроки не смогут бессмысленно их повторить, чтобы их выполнить им все равно придется подумать, над поставленной задачей.

Все последующие игроки кидают кубик и ходят подобно первому игроку.

Игра заканчивается, когда последний игрок придет к финишу.

Правила игры:

Все игроки проявляют друг к другу терпение и уважение, не подсказывают и не выкрикивают, если это не их задание. За нарушение правила игрок отходит на один ход назад и если он попадает на ход с заданием, перед тем, как кинуть кубик выполняет задание.

Если игрок не справился с заданием, он отходит на 2 хода назад и перед следующим ходом, если он встал на ход с заданием, так же выполняет его, а затем только кидает кубик. То задание, которое не выполнил игрок, обсуждается всеми игроками.

Ведущий может только управлять презентацией в ходе игры, остальное делают сами игроки.

Заключение:

Данная методическая разработка использовалась в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми ОВЗ единожды. Но предполагается, что будет использоваться и в дальнейшем с учетом рекомендаций по организации процесса работы.

Методическая разработка получила положительные отклики со стороны учащихся и других педагогов. Она может быть использована не только для детей с ОВЗ, но и для всех детей начальных классов, имеющих проблемы в обучении.

Возможности применения данной разработки и ее перспективы совершенствования могут варьироваться в зависимости от темы работы с детьми, т.к. вопросы могут меняться, может меняться общая тема и оформление разработки, но принцип игры должен быть прежним. Разработка может быть расширена более, чем на трех игроков, но в этом случае будут расширены временные рамки игры.

Методическую разработку могут применять не только педагоги-психологи, но учителя начальных классов, работающих с проблемными детьми.


 

Руководитель МБОУ «СОШ с. Б. Букор» ____________ Л. М. Юркова


 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Большой Букор»

 

 

Коррекционно-развивающая игра

«Я – ПАТРИОТ! НИ ШАГУ НАЗАД!!!»

 


 


 

Педагог-психолог Стехова И. А.

 

2016

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.