«Человека создает его сопротивление неблагоприятным обстоятельствам жизни» - эта универсальная формула, выведенная выдающимся писателем Максимом Горьким, обретает особый смысл, когда речь идет о слепых и слабовидящих детях. Знания, умения и навыки, полученные ими в школе – это своего рода, броня, защита и гарантия самостоятельности.
Обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей – предмет деликатный, требующий душевной теплоты и полной самоотдачи. Но усилия эти, как показывает опыт, обязательно окупятся сторицей.
Мои ученики знают, что стать полноценными и нужными обществу людьми невозможно без упорного стремления к новым знаниям и умениям. Поэтому, как педагог школы – интерната для детей с ОВЗ по зрению, могу уверить - главная цель обучения слепых и слабовидящих детей состоит в том, чтобы сделать их способными развиваться дальше без помощи учителя. В этом я вижу глубокий смысл.
Также мной сформулирован основный принцип работы – обучение детей с нарушениями зрения состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Ученикам важно развивать не только слух, но и осязание - важнейший анализатор, компенсирующий утраченное зрение. Только при помощи рук ребенок может познать предметность мира, обучиться чтению и письму по Брайлю.
Не дать недугу взять власть над ребенком, создать из него полноценную, важную для общества личность – в этом состоит главная роль тифлопедагога.