Научная статья «Специфика деятельности педагога в условиях дополнительного художественного образования»
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из современных ориентиров дополнительного художественного образования выступает цель полноценного раскрытия творческого потенциала каждого учащегося. Как показывают исследования, современные дети (особенно подростки) остро нуждаются в создании некоего «надперсонального пространства», включающего социальную, природную и культурную среду.
В учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного художественного образования одним из основных «авторов» развития личности учащегося выступает педагог, персональное пространство которого задает и определяет специфику личностных новообразований учащихся, включенных в этот процесс. Именно педагог осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного духовного развития учащихся. Это обращает исследователей на обстоятельное изучение процесса личностного развития педагога (включая развитие его профессиональной культуры) – ведь именно его влияние особенно значимо для успешного развития взаимодействующих с ним учащихся.
Следовательно, этот процесс может быть обеспечен за счет роста профессионализма педагогов, их постоянного личностного и педагогического совершенствования, которое представляет собой качественную совокупность профессионально важных личностных качеств, направленности личности, особенностей мотивации педагогической деятельности.
Ученые настаивают на том, что позиция, которую взрослые занимают по отношению к детям в целом, является исключительно важной. Главным образом, это «…позиция ответственности, включающая широкий спектр компонентов – от заботы о потомстве до стремления обеспечить нормальное будущее человечества. Но во всех случаях это позиция посредника в освоении ребенком социального мира, без которого немыслим переход детей в мир взрослых».
Большой вклад в изучение специфики деятельности педагогов внесли работы В.А. Петровского, с точки зрения, которого «стратегии психолого-педагогических исследований ребенка и взрослого в образовательном процессе равнозначны.
Исследователем А.К. Марковой были выделены процессуальные и результативные показатели педагогической деятельности. По ее мнению, труд педагога содержит три стороны, соответствующие базовым категориям личности: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность педагога.
При этом личность является стержневым фактором труда педагога, определяющим его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении.
В понятие «личность» вкладывается представление: 1) об устойчивой системе черт, характеризующих человека как члена того или иного сообщества, 2) об индивидуальном носителе данных черт.
Личность обладает правом на свободный выбор, но она также должна нести за него ответственность.
Современные психологи склонны видеть в личности не нечто сотворенное, но творящее, активное начало, использующее в процессе самосозидания весь материал культуры.
Личность трактуется как результат наивысшей жизненной стойкости, абсолютного приятия индивидуально сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при свободе выбора. Так, К. Юнг считает, что «личность – высшая реализация врождённого своеобразия у отдельного живого существа. Личность – результат наивысшей жизненной стойкости, абсолютного приятия индивидуально сущего и машинально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора».
Учеными установлено, что педагог дополнительного художественного образования как субъект практической психолого-педагогической деятельности, является сложной и, зачастую, противоречивой личностью с комплексом разноуровневоразвитых качеств. Познание структуры личностных качеств педагога является определяющим требованием к успешному овладению им своей педагогической деятельностью. На протяжении всего периода трудовой деятельности субъекта структура его личностных характеристик подвергается качественным изменениям. Характер динамики изменений в существенной мере зависит от индивидуальных особенностей самого педагога.
Педагоги дополнительного художественного образования проходят несколько периодов развития профессионализма, отличающихся уровнем выраженности личностных профессионально значимых качеств.
1 период – постепенное становление профессионализма (19–25 лет) – характеризуется особым сочетанием личностных составляющих, объясняющих как чрезмерную деятельную активность, так и повышенное стремление к независимости и неподчинению;
2 период – кризисное развитие профессионализма (26–30 лет) – определяется наличием суммы личностных качеств, затрудняющих педагогическую деятельность;
3 период – пик профессионализма (31–40 лет) отличается суммой оптимальных личностных составляющих, обеспечивающих высокую результативность труда;
4 период – высокий профессионализм (41–50 лет)
– характерен амбивалентным сочетанием оптимальных и негативных личностных профессионально значимых качеств, что объясняет сложность достижения в этом периоде высоких результатов труда;
5 период – постепенный спад профессионализма (51–60 лет) – характеризуется спецификой проявления в нем личностных качеств, оказывающих проблематичное воздействие на результат педагогической деятельности.
Современные исследования показали, что педагоги дополнительного художественного образования, оценивая свой профессиональный уровень, отмечают у себя недостаток в развитии профессиональной культуры, в частности – готовности к исследовательской деятельности, коммуникативной компетентности. Они склонны испытывать неудовлетворенность своими достижениями и самим процессом труда.
Проблема усугубляется тем, что после определенного стажа работы (около 10 лет) возрастает выраженность таких негативных факторов, как невротизм, психическая неуравновешенность, происходит снижение общей активности.
Опрос педагогов различных учреждений дополнительного образования г. Москвы – всего 64 опрошенных – показал, что только 63% педагогов удовлетворены процессом труда; 11% имеют высокий показатель невротизма, 53% – тревожности, 17% – психической неуравновешенности. Треть педагогов отмечают, что готовы сменить профессию, но не делают этого по тем или иным причинам личного характера.
Таким образом, современные исследования в области дополнительного художественного образования выявляют ряд проблем психологического характера, которые оказывают непосредственное влияние как на субъект (педагога), так и на объект (учащегося). Ученые подчеркивают, что ситуация в сфере дополнительного художественного образования является крайне противоречивой: с одной стороны, можно зафиксировать тенденции, связанные с ростом творческой активности и стремлением к профессиональному росту, с другой, – отмечается некоторое снижение качества образования.
Справедливо отмечается, что не все трудовые функции педагога дополнительного художественного образования являются равнозначными. Отдельные из них, обеспечивая педагогический процесс, не являются в то же время собственно педагогическими. В качестве основных выделяют собственно педагогические функции, включающие планирование воспитательно-образовательной работы на основе программно-методических документов и непосредственное осуществление деятельности.
Одной из особенностей работы педагога дополнительного художественного образования является то, что он строит общение с учащимися в широком контексте. Это обусловлено особенностями организации и проведения им игровой, учебной, художественной и др. видов деятельности в условиях занятий, проходящих в неформальном режиме.
Специфика учебно-воспитательного процесса учреждения дополнительного художественного образования и особенности взаимодействия педагога с учащимися позволяют определить в качестве предмета совместной деятельности игру, беседу, выполнение коллективного творческого продукта в разновозрастной группе и т.д.
В целом, можно заключить, что профессионализм педагога дополнительного художественного образования в значительной степени определяется оптимальным сочетанием профессионально важных личностных качеств. Как считают исследователи, решению проблемы развития профессионализма педагога дополнительного художественного образования может способствовать специальный комплекс мероприятий, разработанный в направлениях – развития психолого- педагогической компетентности, коррекции и развития профессионально важных личностных качеств – реализующийся в условиях реальной педагогической деятельности за счет направления ее организации на личностно-ориентированное пространство.
Исследуя специфику педагогической деятельности в условиях дополнительного художественного образования, в частности, такой ее аспект, как развитие профессиональной культуры, необходимо четко определить, насколько в этой деятельности важны реально действующие мотивы.
Так, А.Н. Леонтьев называет деятельностью «такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности», а так же «которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный предмет в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т.е. мотивом».
Таким образом, определяющей характеристикой педагогической деятельности является ее целенаправленность, связанная с предметом деятельности: «Осознание смысла действия совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели».
Анализируя этот процесс в аспекте развития профессиональной культуры педагогов, важно подчеркнуть, что если цель деятельности человека направлена на внешнюю мотивацию (необходимость), а не на внутреннюю (свое желание), то, прекращая свою вынужденную деятельность, человек испытывает облегчение. Следовательно, когда цель действия совпадает с мотивом, потребностью личности участвовать в деятельности, то это действие перерождается в деятельность, развернутую, личностно-значимую, мотивационную.
Главными составляющими эффективной педагогической деятельности, по мнению ряда исследователей, являются следующие основные компоненты: профессиональная направленность, педагогические способности, педагогическая техника. Важным компонентом педагогической деятельности является опора на педагогические способности – совокупность свойств личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и обеспечивающих легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких результатов. В науке они определяются как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам и условиям деятельности и нахождению наиболее продуктивных способов получения искомых результатов.
Необходимо подчеркнуть, что отличительной особенностью деятельности педагога дополнительного художественного образования является ее направленность на повышение активности другого человека – учащегося. В контексте педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования эта направленность расширяется за счет привлечения области воздействия на развитие творческой активности коллег, т.е. других педагогов.
Таким образом, для эффективной деятельности педагога дополнительного художественного образования оказывается недостаточно психолого-педагогических и предметных знаний, в этом случае требуется широкий спектр психолого-педагогических умений, навыков, технологий, самостоятельности в решении педагогических ситуаций.
Согласно результатам проведенных опросов (72 опрошенных), не все педагоги достаточно отчетливо понимают это. Показательно возрастное распределение отношения к профессии. Если 59% опрошенных педагогов в возрасте до 35 лет считает профессию педагога дополнительного художественного образования своим призванием, то доля таких педагогов в возрасте 36–55 лет падает в 2,5 раза. При анкетировании педагогов также были получены следующие данные: 11,4% педагогов указали, что не сомневаются в правильности профессионального выбора, 46,3% ориентированы на возможность смены работы, предполагая найти работу в других сферах гуманитарной деятельности, 23,7% – на получение второго высшего образования (прежде всего психологического).
Эти данные говорят о недостаточной профессиональной культуре, подготовленности педагогов, осознании ими своей профессиональной миссии. Безусловно, работа педагога дополнительного художественного образования обладает своей спецификой, требующей от личности развития определенных качеств. Непосредственная цель работы в учреждении дополнительного художественного образования – постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Следовательно, разнообразие форм педагогической работы в условиях дополнительного художественного образования определяется, прежде всего, сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся учреждения дополнительного художественного образования.
Деятельность педагога дополнительного художественного образования должна носить характер опережающего развития, соответствующего современным тенденциям.
В целом, изучение специфики педагогической деятельности в условиях дополнительного художественного образования позволяет выделить следующие, наиболее значимые позиции.
1. Личностное и профессиональное развитие педагога дополнительного художественного образования зависит от уровня сформированности социально значимых ценностных ориентаций, мотивационно-потребностной сферы, педагогической рефлексии, эмпатии, педагогического творчества в процессе общения и взаимодействия.
2. Педагоги дополнительного художественного образования могут стать источником личностного роста учащегося, если учащийся, в свою очередь, станет стимулом саморазвития педагога.