Научный метод познания и методы исследования в профильной физике
Пояснительная записка
Переход на ступень среднего общего образования для обучающихся связан, на мой взгляд, и с тем, что уровень базовой подготовки обучающихся различен, в лицей в 10-й класс приходят ученики из разных школ, бывают прибывшие из других регионов страны.
Поэтому на начальном этапе углубленного освоения физики учителю необходимо разрабатывать урок с учетом многих факторов, дифференцируя задания, повторяя базовые понятия, определения, термины.
Предлагаю комментарии к плану урока и презентацию по теме «Методы познания и методы исследования»
Комментарии к уроку физики в 10 А классе (профиль) 2025-2026 уч. год
Тема: «Научный метод познания и методы исследования в профильной физике»
Тип урока: комбинированный, урок-исследование
Используемые технологии: проблемно-поисковая
Цель урока: опираясь на полученные в основной школе знания, расширить у обучающихся терминологический и понятийный аппараты по теме урока, добиться понимания роли физического эксперимента в научном познании при продолжении работы по формированию умений объединения разрозненных фактов в единое целое, реализуя межпредметные связи физики с другими школьными науками
Задачи урока
Образовательные:
Закрепить сформулированное ранее понятие «метод познания» и «метод исследования»
Добиться понимания общности и различия основных понятий по теме урока
Вспомнить (узнать) этапы (стадии) научного познания материального мира, научиться выделять этапы.
Воспитательные
Формирование естественнонаучной системы взглядов на мир
Воспитание интереса к творческой и исследовательской работе
Развивающие
Развивать монологическую речь, критическое мышление старшеклассников
Совершенствовать умственную деятельность старшеклассников через анализ и синтез, классификацию как способность наблюдать и формулировать выводы, выделяя при этом существенные признаки физических тел, выдвигая гипотезы, оценивать полученные результаты.
ХОД УРОКА
Вы в профильном собрались классе,
Чтоб знаниями прирастать,
Пусть деятельность вам поможет
Материальный мир познать.
Учитель: Предлагаю начать урок с блиц-представления знаний, сформированных на уровне основной общей школы, о физике.
Слайд 3 «Реклама физики» (10 минут)
Ученикам на предыдущем уроке дается задание: им предлагается двумя-тремя предложениями представить в классе физический термин или закон, софизм или парадокс, открытие или изобретение, чтобы продемонстрировать особенность (уникальность) физики как науки.
Такое задание может быть дано на предыдущем уроке как творческая (индивидуальная) составляющая.
Время данного этапа – до 3 минут.
В качестве примера выполнения такого задания в презентации приведена задача, которую называют «Парадокс реактивных двигателей»
Слайд 4 Физика для интеллектуалов (до 5 минут)
Учитель: Учащимся предлагается дать пояснения, отвечая на вопрос
Кто и по какому поводу мог сказать? [2]
Это драма, драма идей –сказал Альберт Эйнштейн об истории теоретической физики
Прости меня, Ньютон! - сказал Альберт Эйнштейн, когда появилась теория относительности (релятивистская механика)
Существует лишь то, что можно измерить-Макс Планк о том, что человек познает этот мир, осваивает и присваивает его себе разными способами, в том числе путем измерений и соотнесения с собой. По мнению Планка «жизнь человеческая без точных наук - сплошной эксперимент».
Метод важнее открытия, …ибо правильный метод исследования приведёт к новым, ещё более ценным открытиям» - сказал Лев Ландау в 1962 году
Все науки делятся на физику и коллекционирование марок – цитата Эрнеста Резерфорда о науке физике
Учитель: Предлагаю подумать, в чем смысл этого (5) высказывания.(1 мин)
Работа парами, в ходе которой формулируются высказывания, подтверждающие данное высказывание Э. Резерфорда.
Примерные утверждения (доводы)
Физика - наука экспериментальная: все ее законы и теории основываются и опираются на опытные данные.
Законы физики лежат в основе всего естествознания. Кроме того, многие закономерности являются общими для всех материальных систем.
Физика - фундаментальная наука, поскольку такие естественные науки как химия, биология, геология и др. описывают некий класс материальных систем, которые подчиняются законам физики.
Физика - точная наука. Математика дает аппарат для того, чтобы законы были точно сформулированы. Многие области математики развивались благодаря потребностям физических теорий.
Потому физику можно считать наукой фундаментальной, точной, универсальной и эталонной.
Учитель: Знаете ли вы, что автор этой цитаты великий физик Э. Резерфорд получил Нобелевскую премию в 1908 году по химии, не по физике, за серию его исследований в области распада элементов радиоактивных веществ.
Слайд 5. Представлена характеристика физики как естественной, точной, фундаментальной прикладной науки.
Слайд 6. Работа по систематизации этапов научного познания, запись их последовательности в рабочие тетради.
Слайд 7. Учитель: Начальным этапом познания было и остается наблюдение. Этот процесс происходит как в материальном мире, так и в человеческом обществе. На слайде – классификация наблюдения, используемая в психологии. Предлагаю подтвердить фундаментальность наблюдения как метода научного познания, оценив возможности применения каждого элемента наблюдения для физики.
Слайды 8, 9. Отработка основных понятий «методы познания» и «методы исследования», понимание общности понятий и различия их. (5 минут)
Слайд 10. Задания для самостоятельной деятельности обучающихся в группах. Представление результатов работы, обсуждение их результатов. (15 минут)
Слайд 11. Приводится в качестве примера представление результатов работы группы. (2 минуты)
Слайд 12. Информация об источниках информации.
Домашнее задание: обязательное - конспект по теме, основные термины, определения;
творческое – написать 10-12 предложений по теме «Физика в наши дни…»
Источники информации
1. В.Н. Ланге. Физические парадоксы, софизмы и занимательные задачи. М., Просвещение, 1967, с. 167
2. Афоризмы о физике https://yandex.ru/q/science/10792711937
3. https://www.klass39.ru/77-effektivnyx-obrazovatelnyx-priyomov/
4. Виды наблюдений в психологии: что это такое? https://www.work5.ru/spravochnik/psihologija/vidy_nabljudenija_v_psihologii
Научный метод познанияPPSX / 5.77 Мб