Публикация «Научно-теоретические основы изучения и преодоления заикания»
Доклад на тему: «Научно - теоретические основы изучения и преодоления заикания»
Составила учитель-логопед МБДОУ №92
Дмитриенко Галина Георгиевна
21 век – это век продвинутых технологий, век компьютеризации, что, конечно же, здорово, но это еще и век коммуникаций, общения. Успех современного человека все чаще начинает зависеть от умения общаться с окружающим миром. Человек, который испытывает трудности в общении, имеет массу комплексов, которые мешают ему себя реализовать, он более подвержен негативному влиянию окружающего мира.
Трудность в том, что, не смотря на все положительное, что внес в нашу жизнь 21 век, есть и неприятные моменты – компьютеризация привела к тому, что уменьшилось живое общение между людьми, между родителями и детьми – как итог - увеличилось количество детей с нарушением речи.
Хуже всего, что современные родители не всегда воспринимают речевые нарушения серьезно, многие ссылаются на то, что с возрастом у детей все пройдет. Родители не понимают, насколько дети отстают в развитии, если у них есть какие-либо речевые нарушения. Отсутствие своевременной помощи или неграмотная помощь провоцирует у ребенка ряд проблем в личностном развитии.
Одним из речевых нарушений, при котором очень важна своевременная, грамотная помощь ребенку, является заикание.
Это речевое нарушение наблюдали у детей и взрослых с давних времен. Первые упоминания о заикании относятся к периоду древней Руси, древнего славянина с заиканием называли Заякливый.
Упоминания о заикании встречаются и в поговорках. На Руси о заикающемся человеке говорили так:
- «От его словца не дождешься конца»;
- «Слово за слово вперебой идет»;
- «Что не слово, то гиря»;
- «Поторопишь заику, ничего не поймешь».
В последней пословице употребляется слово «заика». Это очень обидное для ребенка прозвище, которое, к сожалению, дают ребенку с заиканием сверстники. И это еще один веский повод помочь своевременно ребенку преодолеть это речевое нарушение.
Впервые столкнувшись с проблемой заикания у ребенка, родители ведут себя по разному: кто-то начинает искать причины, но очень жаль, что не во всех случаях этот поиск связан с тем, чтобы помочь ребенку. И самым простым способом, который помогает найти причины, многие родители считают народную медицину. Этот способ лечения заикания и определения его причин уходит корнями глубоко в историю. Еще древние славяне связывали такой недуг как заикание с проявлением каких-то высших или темных сил, лечили эти недуги обрядовыми ритуалами, заклинаниями, знахарством, с приемами народной медицины. Это имеет место и сейчас в современном мире. Есть такие случаи, когда народная медицина действительно помогала.
Конечно же, многие подходы того времени были абсурдны, так, например, если заикание возникло от испуга, советовалось испугать человека вторично, искусственно и при том так, чтобы испуг этот сопровождался радостью.
Первооткрывателем, кто вывел теорию заикания, был Иван Алексеевич Сикорский. Именно благодаря ему появилась информация о заикании, как заболевании, которое требует серьезного подхода в лечении. И. А. Сикорский впервые установил, что заикание возникает в возрасте от 2 до 5 лет, и в связи с этим назвал его «детской болезнью». Став первооткрывателем в этом вопросе И.А. Сикорский положил начало исследованиям многих ученых, которые по-разному трактовали понятие «заикание».
Одни считали, что это судорожный невроз, другие определяли как психическое страдание, третьи трактовали заикание, как нарушение темпа, ритма устной речи.
Белякова Л.И. и Дьякова Е.А. в своих работах о термине заикания пишут так: «заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата»
Р. М. Боскис считала, что заикание – это заболевание, в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы.
Р. Е. Левина изучая заикание, основную причину увидела в несформированности коммуникативной функции речи.
Такое разнообразное трактование понятия заикания, говорит о том, что это действительно сложное заболевание. Формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В.М. Шкловского, не может быть на современном этапе ни достаточным, ни окончательным.
В логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношение с окружающими, особенно в детском коллективе.
Конечно, для построения эффективной работы с детьми по коррекции заикания, очень важно знать его причины. Однако, этот вопрос пока остается не полностью изученным.
Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов.
По этиологическому признаку различают два вида заикания: функциональное и органическое.
Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Как правило, такое заикание возникает в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развёрнутой обобщённой фразовой речи, чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей. Причин у данного вида заикания может быть много.
Одной из причин данного вида заикания может быть испуг. Состояние страха резко сказывается на нервно – мышечной работе речевого аппарата. При испуге может возникнуть судорожное повторение, нагружается ритм дыхания, речь становится аритмична. Может так же появиться длительное молчание. У человека, который пережил страх, появляются первые симптомы заикания, которые в дальнейшем могут закрепиться.
Так же причиной данного вида заикания может быть общее недоразвитие речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, нарушением звукопроизношения, нарушением грамматического строя речи.
Причиной так же может явиться длительное стрессовое состояние, вызванное психическим расстройством центральной нервной системы.
Заикание может возникнуть и вследствие быстрой речи. Такой темп мешает легкой и свободной артикуляции звуков: появляются остановки, чтобы выбрать правильный звук.
Таким образом, мы видим, что причины функционального заикания различны. Риск, что у совершенно здорового ребенка появится заикание. всегда присутствует. Поэтому родители должны осознавать, что здоровье их детей в большинстве случаев в их руках. И порой, занимаясь выявлением причин заикания у ребенка, с самого первого с чего нужно начать родителям, педагогам – это анализ обстановки в семье.
Конечно же, иногда причины могут быть и наиболее серьезными. Фактором возникновения заикания может послужить функциональная ассиметрия мозга. Исследования В.А. Куршева, М.Е. Хватцева и др. доказали, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость. E.H. Садовникова среди факторов, приводящих к заиканию, называет несоответствующие возрасту требования и информативные перегрузки, билингвизм и раннее обучение детей иностранным языкам, нарушения коммуникации в семье.
Большое значение имеют особенности протекания раннего речевого развития. На этот фактор указывают исследования Л.И. Беляковой, М. Зееман, В.И. Селиверстова и др.
Все эти причины как мы видим, на первый взгляд просты, и родители должны понимать, что забота о речевом развитии детей с самого раннего возраста - это забота об их будущем. Педагоги же образовательных учреждений должны помогать родителям и разъяснять им это.
Существует еще и второй вид заикания – это органический. Оно может быть вызвано органическим поражением центральной нервной системы (мозговые заболевания; расстройства речевого центра вследствие травмы головы; нарушение деятельности органов внутренней секреции и т.п.) Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.
Механизмы возникновения заикания различны. Как правило, они состоят из нарушений как физиологического, так и психологического характера, составляющие единство.
Нарушение физиологического характера заключаются в том, что у заикающегося происходит недостаточная координация и дифференциация движений во время речевого акта в их правильной последовательности. Эта последовательность нарушается тем, что в поток звукопроизносительной речи вклиниваются судорожные движения, которые распространяются на весь организм вместе с повторением слогов, судорожными тоническими остановками, спазмами языка, губ, гортани, расстройством голоса и дыхания. Попытки к речи сопровождаются рядом сопутствующих движений мышц лица, конечностей, шеи, туловища, покраснением, усиленным потоотделением, похолоданием конечностей.
Психологическая составляющая данного речевого нарушения состоит в том, что заикание возникает то внезапно, то исподволь, постепенно усиливаясь. Периодически оно то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.
Работая с заикающимися детьми нужно понимать, что эффективность с данными детьми очень тяжело отследить. Иногда родители и педагоги в восторге от достижений ребенка, а в следующий раз могут быть в недоумении от того, что-с ребенком опять нужно начинать работу сначала. Это связано с тем, что состояние речи у заикающегося ребенка тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, например, заикание обычно усиливается в момент болезни, переутомления, после того, как ребёнка наказали. Наблюдается так же зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни, от питания. Поэтому в работе с данными детьми важно учитывать все эти факторы, что еще раз говорит нам о том, что при работе с данными детьми важно взаимодействие всех, с кем контактирует ребенок.
Иногда родителям очень сложно без помощи специалистов определить заикается ли их ребенок, так как форм заикания несколько.
Конечно, основным внешним признаком заикания являются в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание. Однако судороги могут быть различного типа и иногда взрослые не всегда могут своевременно понять, что их ребенок заикается.
По типу судорог различают три формы заикания: клоническую, тоническую, смешанную.
Наиболее ранняя и лёгкая форма заикания – клоническая, при которой повторяются звуки и слоги (к-к-к-кошка, со-ба-ба-бака). Родители не всегда считают такое произнесение слов заиканием и ждут, что с возрастом оно пройдет. Однако, отсутствие своевременной помощи данным детям приводит к тому, что данная форма заикания со временем переходит в более тяжёлую форму - тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к…нижка, каранд…аш). Встречается и смешанный вид заикания: клоно - тонический или тоно – клонический (по преобладающему характеру судорог).
Есть и другие классификации заикания. Так по одной из них различают невротическое заикание. При невротической форме заикания запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения. При этом выраженность заикания крайне зависит от их эмоционального состояния: эти дети часто почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения.
Выделяют и различные степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тяжёлую). Чётких критериев определения степени заикания нет. Степень заикания определяется по тому, насколько сильно заикание проявляется у ребенка в речи и насколько оно мешает его речевому общению. При сильной степени у ребенка могут проявляться также сопутствующие движения и эмболофразия - когда заикающиеся добавляют в речь стереотипные слова или звуки, например: а-а, э-э, ну, вот это, вот так, это, вот, как это и т.п.
Проанализировав причины заикания, его формы, степени, мы можем сделать вывод, что заикание действительно сложное речевое нарушение. Обследование заикающихся детей – это непростой процесс.
Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.
Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние речи заикающегося, особенности его личности, моторику. Прежде чем логопед приступает к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные состояния интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, психологом и другими специалистами.
Обследование обычно состоит из трёх этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося.
Анамнестические сведения об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу.
Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния — так называемого «речевого статуса». Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися.
Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом.
При логопедическом обследовании определяется:
- форма судорог, их локализация, степень выраженности (место возникновения судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно);
- характер общительности;
- степень подражательности;
- характер моторики;
- наличие соответствующих движений, уловок;
- наличие эмболофразий;
- отношение ребенка к имеющемуся заиканию (степень переживания);
- характер игровой деятельности (отнесение к определенной группе);
- особенности эмоциональной сферы заикания;
- наличие нарушений звукопроизношения, элементов общего недоразвития речи, недоразвития отдельных сторон речевой функциональной системы.
Этот перечень особенностей детей с заиканием, которые требуют пристального внимания логопеда во время обследования, говорит о том, что по каждому этому критерию нужно будет выстроить эффективную работу, что делает процесс преодоления заикания сложным и многогранным.
Изучив научно - теоретические основы заикания, можно сделать следующие выводы:
- заикание – сложное речевое нарушение;
- для эффективной работы по коррекции заикания очень важно знать причины заикания, которые могут быть как физиологическими, так и психологическими;
- очень важно при выявлении причин и коррекции заикания у ребенка, взаимодействие всех взрослых, кто с ним контактирует;
- не всегда симптомы заикания ярко выражены, так как заикание может быть различной степени, поэтому очень важно даже при небольших признаках тщательно диагностировать ребенка, чтобы исключить ухудшение заикания;
- диагностика заикания у ребенка трудоемкий и многогранный процесс, как и процесс коррекции данного речевого нарушения.
Заикающийся ребенок – это ребенок, которому очень нужна поддержка, забота, помощь взрослого. Речевые нарушения – это сложные нарушения, которые очень сильно влияют на развитие ребенка и заикание не исключение. Пусть наши дети растут здоровыми, а мы им в этом поможем.
Список литературы
1. Белякова, Л.И., Дьякова Е.А. Заикание [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия»/ Л.И. Беляова, Е.А. Дьякова. - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.
2. Бадалян, О.Л. Невропатология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Л.О. Бадалян. – 7-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
3. Брызгунова, Е.А. Звуки и интонация русской речи/ Е.А. Брызгунова. – М.: Просвещение, 1981.
4. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития/ Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987.
5. Волкова. Г. А. Заикание и дизонтогенез/ Г.А. Волкова// Методы изучения и преодоления речевых расстройств: межвуз. сб. науч. тр. ; под ред. Г. А. Волковой. - СПб.: Образование, 1994.
6. Диагностика речевого развития дошкольников/ Под редакцией О.С. Ушаковой. – М.: АО Совер, 1997.
7. Дьякова, Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся/ Е. А. Дьякова// Логопедия: Заикание: Хрестоматия : учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений ; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. — М. : Академия, 2003
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991.
9. Логопатопсихология: учеб.пособие для студентов/ под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
10. Рау, Ф. А. Перевоспитание речи/ Ф. А. Рау// Логопедия: Заикание: Хрестоматия: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; сост. Л. И.Белякова, Е. А. Дьякова. - М.: Академия, 2003.
11. Чевелева, Н. А. Заикание у детей/ Чевелева Н. А.// Логопедия: Заикание: Хрестоматия : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М.: Академия, 2003.
Электронные ресурсы:
https://uchebnikfree.com/logopediya-knigi/elementyi-narodnoy-meditsinyi-priemam-41521.html
https://uchebnikfree.com/knigi-logopediya/istoriya-logopedii-mediko-pedagogicheskie.html