Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда
Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда
Обобщение опытом
учителя-логопеда высшей категории
Петровой Н.Г.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия также использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук.
Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры)− это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:
- игровая форма обучения;
-эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом;
Активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:
1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.
Такие упражнения полезны и детям и взрослым.
Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму.
1. «Симметричные рисунки или двуручное рисование»
Рисование двумя руками – путь к успеху.
Все знают, что рисование – не только творческий, но и моторный процесс. Тренировка - пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления- всем этим управляет головной мозг. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария, а это значит слаженность в работе полушарий.
Дайте ребёнку фломастеры, карандаши или мел в обе руки и предложите обвести или нарисовать, написать симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтоб руки обводили картинку одновременно. Так же я использую симметричное выкладывание или магнитами на доске, или камешками, пуговицами на листе.
Ребенку предлагаются различные виды упражнений, которые он должен выполнить одновременно двумя руками. Показать и назвать букву, обвести или нарисовать узор, выложить его камушками, пуговицами, фасолью и т.д. Главное что все действия он должен делать двумя руками одновременно.
.
2. Нейроигры с пинцетом
Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, левой рукой, зеленый, правой желтый камушек или помпон.
На дифференциацию звуков в словах. Если услышишь Ж берешь правой рукой желтый помпон, если З левой рукой – зеленый
3 «Колечки» (автоматизация звука в слогах)
Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения.
4. «Кулак-ребро-ладонь».
Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.
5 . «Ухо – нос» (автоматизация звука в чистоговорках)
Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.
6. «Лягушка»
Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.
Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. (автоматизация, дифференциация звуков)
7 . Упражнение «Нейроклассики» или «Скакалка»
Отличная, удивительная, веселая и динамичная игра на развитие концентрации внимания, памяти, крупной моторики, координации движений, также снимает стресс, депрессию и поднимает настроение. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.
Ребенок имитируя движения прыжков как в классиках, прыгает и проговаривает слова или чистоговорки на автоматизируемый звук, так же эту игру можно использовать при играх: « Одни – много», «Назови детенышей», «Назови лаского»
8. «Колено – локоть»
Активизируют зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур, обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Можно соединять с автоматизацией звуков, дифференциацией, а так же применять при обогащении словаря детей по лексическим темам. Например, называя диких или домашних животных, можно усложнить задачу и предложить называть цветы и деревья, меняя при этом положение рук и ног.
9. Нейроигра: «Попробуй, повтори».
С уть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.
1 0. Нейроигра: «Ладушки»
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая».
Использую эту игру при автоматизации звуков в словах и чистоговорках.
1 1. Игры с мячами и эспандерами.
Игры с мячом активируют весь организм: развивают ориентировку в пространстве глазомер, координацию, регулируют силу и точность броска, осанку, смекалку, способствуют общей двигательной активности, развивая ловкость, быстроту реакции, моторику рук, которая имеет особое значение для развития функций мозга ребенка, развития речи. Перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот; передача соседу и наоборот; (Игры: «Скажи наоборот», «Один-много») перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).
1 2. Ауриколотерапия. Массаж ушных раковин.
Аурикуломассаж, система лечебного воздействия на точки ушной раковины, на которых спроецированы все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга. На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж быстро мобилизует силы организма.
Я применяю методику ауриколотерапии в начале занятия, после артикуляционной гимнастики, чтобы быстро поднять общий тонус нервной системы ребенка, снять утомление, "пробудить" к работе все внутренние резервы.
1 3. Оригами - способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения. Оно стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы, развивает мелкую моторику пальцев рук. Так же оригами положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении, способствует развитию межполушарных связей. Применяю это прием, как при автоматизации звуков, так и при обогащении словаря детей по теме животные, цветы, транспорт.
Вывод:
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических тем, развития моторики.
Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу.
Кияйкина Наталья Федоровна