Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда

5
1
Материал опубликован 2 December в группе


НейроигрыPPTX / 43.4 Мб

Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда


Обобщение опытом

учителя-логопеда высшей категории

Петровой Н.Г.


Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия также использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук.

Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры)− это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:

- игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом;

Активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:

1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)

3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.

4. Развивается слуховое и зрительное внимание.

5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.

Такие упражнения полезны и детям и взрослым.

Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму.


t1733114402aa.gif


1. «Симметричные рисунки или двуручное рисование»


Рисование двумя руками – путь к успеху.

Все знают, что рисование – не только творческий, но и моторный процесс. Тренировка - пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления- всем этим управляет головной мозг. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария, а это значит слаженность в работе полушарий.

Дайте ребёнку фломастеры, карандаши или мел в обе руки и предложите обвести или нарисовать, написать симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтоб руки обводили картинку одновременно. Так же я использую симметричное выкладывание или магнитами на доске, или камешками, пуговицами на листе.

Ребенку предлагаются различные виды упражнений, которые он должен выполнить одновременно двумя руками. Показать и назвать букву, обвести или нарисовать узор, выложить его камушками, пуговицами, фасолью и т.д. Главное что все действия он должен делать двумя руками одновременно.




t1733114402ab.pngt1733114402ac.jpgt1733114402ad.png

.


t1733114402ae.gif




t1733114402af.gif



2. Нейроигры с пинцетом

t1733114402ag.png

Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, левой рукой, зеленый, правой желтый камушек или помпон.

На дифференциацию звуков в словах. Если услышишь Ж берешь правой рукой желтый помпон, если З левой рукой – зеленый

3 «Колечки» (автоматизация звука в слогах)

Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения.

4. «Кулак-ребро-ладонь».

Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.

5t1733114402ah.jpg . «Ухо – нос» (автоматизация звука в чистоговорках)

Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.






t1733114402ai.png6. «Лягушка» 


Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. (автоматизация, дифференциация звуков)










7t1733114402aj.png . Упражнение «Нейроклассики» или «Скакалка»

Отличная, удивительная, веселая и динамичная игра на развитие концентрации внимания, памяти, крупной моторики, координации движений, также снимает стресс, депрессию и поднимает настроение. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.


Ребенок имитируя движения прыжков как в классиках, прыгает и проговаривает слова или чистоговорки на автоматизируемый звук, так же эту игру можно использовать при играх: « Одни – много», «Назови детенышей», «Назови лаского»


8. «Колено – локоть» t1733114402ak.png

Активизируют зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур, обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Можно соединять с автоматизацией звуков, дифференциацией, а так же применять при обогащении словаря детей по лексическим темам. Например, называя диких или домашних животных, можно усложнить задачу и предложить называть цветы и деревья, меняя при этом положение рук и ног.


9. Нейроигра: «Попробуй, повтори».

Сt1733114402al.png уть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.


1t1733114402am.png 0. Нейроигра: «Ладушки»

Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая».
Использую эту игру при автоматизации звуков в словах и чистоговорках.


1t1733114402an.pngt1733114402ao.jpg 1. Игры с мячами и эспандерами.

Игры с мячом активируют весь организм: развивают ориентировку в пространстве глазомер, координацию, регулируют силу и точность броска, осанку, смекалку, способствуют общей двигательной активности, развивая ловкость, быстроту реакции, моторику рук, которая имеет особое значение для развития функций мозга ребенка, развития речи. Перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот; передача соседу и наоборот; (Игры: «Скажи наоборот», «Один-много») перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).


1t1733114402ap.png 2. Ауриколотерапия. Массаж ушных раковин.

Аурикуломассаж, система лечебного воздействия на точки ушной раковины, на которых спроецированы все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга. На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж быстро мобилизует силы организма.

Я применяю методику ауриколотерапии в начале занятия, после артикуляционной гимнастики, чтобы быстро поднять общий тонус нервной системы ребенка, снять утомление, "пробудить" к работе все внутренние резервы.

1t1733114402aq.png 3. Оригами - способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения. Оно стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы, развивает мелкую моторику пальцев рук. Так же оригами положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении, способствует развитию межполушарных связей. Применяю это прием, как при автоматизации звуков, так и при обогащении словаря детей по теме животные, цветы, транспорт.








Вывод:


Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических тем, развития моторики.


Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за распространение опыта! Действительно, результативно! Не хватает только списка источников.

2 December