12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шепелева Светлана Викторовна31
Россия, Свердловская обл., Краснотурьинск

Шепелева Светлана Викторовна, педагог-психолог

МАОУ «СОШ №2» г. Краснотурьинск

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью

«Учебная мотивация в начальной школе: приёмы и методы»

Тема: «Нейропсихологический подход, как метод, повышающий учебную мотивацию

на уроках в начальной школе»

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

Современная школа пришла к пониманию важности учета индивидуальных особенностей обучающихся и результатов их обучения. Он особенно необходим для детей, имеющих трудности адаптации к школе, трудности обучения, снижении интереса к учению. Такие дети составляют от 15 до 30% обучающихся начальной школы, они учатся по основной общеобразовательной программе начального общего образования и по адаптированной программе начального общего образования. На обучающихся, уже в начальной школе, ложится большая нагрузка. Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных. Нервные клетки коры большого мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является сегодня очень и очень актуальной. Возникает противоречие: чем больше требований предъявляет образование, тем больше разрыв между результатами обучения.

Работа с учениками, имеющими трудности в освоении школьной программы и снижением познавательной активности, - одна из основных проблем, остро стоящая перед учителями в настоящее время. Круг возможных причин неуспешности школьников широк.

С трудностями в усвоении учебного материала обучающимся, снижением учебной мотивации сталкивается каждый учитель. И в большинстве случаев для работы с учащимися учитель пользуется традиционным способом: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени, здоровья и сил как учителя, так и детей, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников. Традиционные психолого-педагогические методы перестали давать результаты. Наши поиски привели к нейропсихологическому подходу.

«Что же собой представляет нейрокоррекция? По сути - это комплекс специальных психологических приемов, которые направлены на изменение структуры нарушенных функций мозга и их компенсацию. Используя нейропсихологический подход, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали, что развивающая работа, направленная от движения к мышлению, а не наоборот, влияет на функции высшей нервной деятельности и преодолению трудностей слабоуспевающих учеников.

С помощью нейрокоррекции можно преодолеть трудности, что поможет ребенку добиться успеха. Нейропсихологический метод – это метод коррекции через развитие двигательных навыков, формирования устойчивой памяти, внимания, мышления.

В настоящее время различными исследователями: Н.П.Локаловой, С.В.Вахрушевым, Л.А.Венгером уже разработаны диагностические таблицы [2] типичных трудностей в обучении и конкретные коррекционные упражнения на развитие ребенка и ликвидацию имеющихся трудностей.

Была собрана группа единомышленников, состоящая из педагога-психолога, учителя начальных классов, учителя физической культуры, которые используя нейропсихологический метод и диагностические таблицы, занимались с группой учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Работа строилась по следующему плану: диагностика, наблюдение; выделение трудностей [2]; подбор упражнений; коррекционные занятия по индивидуальному плану преодоления трудностей. Занятия проводились после уроков в течение часа по 20 минут у каждого специалиста один раз в неделю и повторялись дома с родителями 4 раза.

Работа учителя физической культуры строится по книге “Нейропсихологические занятия с детьми” В.С Колганова, Е.В. Пивоварова, где разработаны и представлены комплексы упражнений по четырем основным блокам [3]: дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, растяжки, упражнения двигательного репертуара.

Эти упражнения являются хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета, успокаивают и способствуют концентрации внимания у младших школьников, повышают познавательную активность.

Занятия учителя проходят с использованием упражнений и заданий из книг Колгановой В.С., Ахутиной Т.В. [4], Сунцова А.В.[5]: разминка рук с использованием грецких орехов и шариков СУ - ДЖОК, кинезиологические упражнения, рисование двумя руками, работа с таблицами Рея - Тейлора, «Перевертыши», зеркальное рисование, индивидуальные упражнения по плану преодоления трудностей[6].

Коррекционные занятия психолога включают в себя: психогимнастику, упражнения на развитие устойчивого внимания, памяти, мышления; рисование графических диктантов; работа с «Матрицами цифр, знаков» [7] и индивидуальные упражнения по плану преодоления трудностей.

Коррекционная работа с данной группой обучающихся дала положительный результат. Уровень развития повысился с низкого и крайне низкого до среднего, повысилась успеваемость как по русскому языку, так и по математике.

На основании анализа диагностических работ можно сделать вывод, что вышеуказанная система коррекционных и развивающих занятий с использованием нейропсихологических методов помогает в преодолении трудностей в обучении.

Проанализировав свою работу мы составили сборник «Методические рекомендации учителю начальных классов по теме «Система коррекционных и развивающих занятий по преодолению трудностей в обучении с использованием нейропсихологических методов»»

Нейропсихологический метод можно использовать не только на коррекционных занятиях и во внеурочной деятельности, но и на уроках:

глазодвигательные упражнения помогают снизить нагрузку, «расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на речь, внимание, память»;

упражнения из системы занятий (пальчиковые игры) можно использовать на уроках во время физминуток; «Веселая зарядка»;

индивидуальные упражнения по плану преодоления трудностей можно давать на отдельных уроках на этапе закрепления;

для уроков физической культуры подходят упражнения двигательного репертуара;

на уроках математики в 1 классе выкладывание геометрических фигур из счетных палочек, имеющих разный цвет;

на уроках обучения грамоте и русского языка игра «Зашифрованное послание»;

на уроках математики в 4 классе упражнение «Перевертыши» помогает при выполнении заданий по математике ВПР;

на уроках математики в 1-4 классах копирование геометрической фигуры Рея-Тейлора по образцу.

Так как традиционные методы не приносят успешного результата, то нейропсихологический метод поможет эффективно действовать при устранении трудностей и оказывает щадящее воздействие на здоровье, а также повышает любознательность у обучающихся и интерес к учёбе. Наши занятия позволяют снизить нагрузку, повысить потенциал возможностей школьника, использование игровых методов снимает эмоциональное напряжение, страхи, неуверенность.


Литература

Глозман Ж.М. (ред.) Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. - М.: Генезис, 2015

Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2001

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: Практическое пособие 1,2 части. - М.: Айрис-пресс, 2015

Ахутина Т.В., Камардина И.О. и Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования - М.: В.Секачев, 2016

Сунцов А.В. Курдюкова С.В. Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Генезис, 2015

Ануфриев А.Ф. и Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей - М.: Ось-89, 2010

Глазунов Д.А. Психология 1,2,3 класс. Развивающие занятия Методическое пособие с электронным приложением – М.: Планета, 2011 М.: Глобус, 2009 М.: Глобус, 2010


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.