12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шерстюк Мария Васильевна117
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

Воспитательная среда образовательных учреждений дошкольного образования в аспекте современных ФГОС

В настоящее время существенно изменяются представления об образовании как социальном институте, о его назначении в современном обществе. Модернизация дошкольной ступени образования предусматривает в качестве основных ориентиров при реализации образовательной программы создание условий для позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста, развитие их личности.

Увеличивается роль педагогики в поиске путей совершенствования развивающей образовательной среды как условия формирования активной, инициативной, самостоятельной, творческой личности ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (издания - ФГОС ДО, Стандарт, Стандарт ДО) определяет следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

характер взаимодействия со взрослыми;

характер взаимодействия с другими детьми;

система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому (ФГОС, п. 2.8).

Важной задачей для педагогов становится практическое осмысление особенностей создания образовательной среды, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, требованиям Стандарта ДО.

«Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.» (Е.И. Тихеева)

Актуальной становится проблема новой траектории образовательного процесса, вариантов качественного изменения содержания воспитательно-образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ДО, который должна начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей его личности. К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, мы относим:

изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

реструктуризацию содержания воспитательно-образовательной деятельности;

рациональную организацию предметно-пространственной среды;

эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

Вопросы развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому детский сад, а в частности педагог, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Поэтому основой нашей работы является обоснование и возможности создания воспитательной среды для формирования личности дошкольника в процессе воспитательной деятельности.

Что же такое воспитательная среда? Среда воспитания - природные и социально-бытовые условия, в которых находится ребёнок или взрослый, в которых происходит формирование или развитие его как личности, и из которых он черпает знания об отношениях. В толковом словаре русского языка среда определяется как окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. В истории и теории педагогики понятие среда включает все то, что оказывает влияние на развитие человека.

Следовательно, в нашем случае воспитательная среда - это, прежде всего, гуманные традиционные взаимоотношения между членами коллектива:

дисциплина,

соблюдение этикета,

великодушие,

товарищество,

забота и внимание к младшим,

деликатность по отношению к девочкам,

подчёркнутое отношение к старшим,

бережное отношение к вещам,

к обстановке и т.п.

Рассмотрев сущность воспитательной среды, необходимо назвать её составляющие. По мнению учёных воспитательная работа в детском саду включает в себя 3 взаимозависимых и взаимосвязанных блока:

1. воспитание в процессе НОД (Непосредственной Образовательной Деятельности)

2. воспитание в процессе игры

3. кружковая деятельность.

Воспитательная среда формируется различными средствами. Главным средством становления среды в нашем учреждение является программа Вераксы «От рождения до школы», в ней реализуются методы и приёмы:

Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, пример.

Формировать сознание ребенка, ориентированного на умение при любых условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию;

Создать в детском саду единое воспитательное пространство, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям;

Использовать в воспитательной работе новые педагогические технологии.

Основные положения воспитательной системы, реализуемые в программе:           

• Индивидуальный подход в воспитании и обучении

Творческий союз с родителями и педагогами

Системность в работе .

Основополагающим для меня, в воспитательной системе является принцип семи «У»:

уверенности,

успешности,

удивительности,

убедительности,

уважительности,

уравновешенности,

улыбчивости.

(И.Г.Абрамова, РГПУ им Герцена, С.-Петербург) В своей деятельности я использую три направления в работе с детьми и их родителями:

Первое направление - «Семья»

Второе направление - «Театр»

Третье направление - «Познавай-ка»

Дети + родители+ воспитатели дошкольного учреждения – единая воспитательно образовательная среда. Доверительные отношения воспитателей и родителей складывались постепенно в совместной деятельности. Родители были незаменимыми участниками всех дел: начиная с ремонта, покраски и заканчивая уборкой территории, посадкой цветов и деревьев, созданием чудесных зимних городков на участке. И всё это они делали вместе с детьми. Вот оно, трудовое воспитание и бережное, заботливое отношение к природе, и уважение к труду взрослых, и любовь к своим детям. Не на словах, а на деле.

Итогом этой долгой работы необходимо провести собрание и встреч по обмену опытом. Родители уже без стеснения поговорят о своих победах и достижениях в воспитании, а мы, воспитатели, могли уверенно «учить» передавая свой накопленный опыт.

В процессе общих дел и встреч, идет «неофициальный» обмен опытом между родителями. Они увидят и будут стараться перенять друг у друга интересные семейные традиции, учились не на словах, а на делах.

Воспитатель обладает профессиональными знаниями в области воспитания, а в семье оно происходит естественным путём. Эти две среды необходимо направить в одно русло, чтобы они дополняли друг друга, а не существовали каждая сама по себе.

Исходя из этого, можно разработать проект «Наша дружная семья», который будет направлен на формирование активной жизненной позиции и воспитание нравственных качеств родителей и детей группы через организацию совместных дел и досуга . Возможно, что в результате реализации проекта у родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребёнка в условиях, отличных от домашних, что приведёт к пересмотру родителями своих взглядов на воспитание в правильном направлении.

Работа над проектом будет способствовать нравственному воспитанию родителей и детей. У детей сформируется активная жизненная позиция, направляющая их дальнейшую жизнь.

Цель проекта: воспитание у дошкольников чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

Задачи:

- формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;

- сплочение коллектива детей и родителей;

- развитие семейного творчества,

сотрудничества семьи и детского сада;

- формировать умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять.

Этапы работы Беседа: «Наша дружная семья».

Цель: познакомиться с семьями воспитанников их глазами.

Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям.

Рисование семьи на ладошке.

Цель: упражнять детей в умении обводить свою ладошку.

Развивать творчество, фантазию, желание наделить каждый пальчик образом близкого человека, раскрасить.

Лепка оберега для семьи «Божья коровка »

Цель: познакомить детей с легендой о значении божьей коровки в жизни людей.

Воспитывали желание подарить близким людям подарок.

Сюжетно-ролевая игра «Семья». формировали представление детей о семейных обязанностях и дружеские взаимоотношения в семье.

Оформление зала: Совместно с детьми и родителями оформляли зал для защиты проекта.

Плакаты с пословицами и поговорками и высказываниями. "Не надобен и клад, коли в семье лад", " Всякой матери свое дитя мило", "Семья в куче - не страшна и туча».

Защита проекта: «Наша дружная семья».

Лучше если это будет праздник «Наша дружная семья» и звучали здесь стихи, песни, сценки, танцы, в которых каждый из участников смог раскрыть свои творческие способности.

Реализация проекта даст свои положительные результаты. Все семьи станут активными участниками в жизни группы и детского сада, что стоит обязательно отметить грамотами дошкольного учреждения. Совместно с родителями можно также организовали кружок «Театральная студия», ставили с детьми музыкально-театральные постановки.

Особо интересными будут: «Дед Мороз и заяц», «Репка», «Кошкин дом», «Лисичка со скалочкой».

Совместная подготовка к спектаклям, изготовление декораций и костюмов, а также непосредственное участие некоторых родителей в постановках сплотит и сблизит детей и родителей, способствует раскрытию талантов, о которых они и не подозревают.

Еще одно направление, которое желательно выбрать в своей работе – это «Познавай-ка». Этот выбор был неслучаен, поскольку среда развития нашего ДОУ позволяет внедрять ФГОС ДО по социально-личностному развитию. В детском саду созданы условия для этого.

У воспитанников формируются навыки социальной направленности. Работа по социально-личностному направлению ведется в тесном контакте с родителями и проводится много совместных мероприятий. Надеемся, что дети нас не подведут! Заложенные в них семена нравственности и активности будут прорастать в дальнейшей их жизни.

Шерстюк М.В.

Источники:

https://www.predmetnik.ru/categories/8/articles/1111

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.