Статья «Воспитательная среда образовательных учреждений дошкольного образования в аспекте современных ФГОС»

11
0
Материал опубликован 13 July 2022

Статья на Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Воспитательная среда образовательных учреждений дошкольного образования в аспекте современных ФГОС»

Учитель-логопед Ибрагимова Н.И.

Аннотация.

В данной статье представлен опыт работы в группах по развитию речи в частном учреждении дополнительного центра образования детей.

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени.  Именно дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение такой возможности означает включение ребенка в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогамиСказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.Для дошкольников одним из первых художественных произведений являются сказки. Поэтому свою работу я  начала с возрождения интереса у детей к сказкам. Я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу.

Актуальность опыта.

Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

Новизна.

Развитие творческого мышления дошкольников и взрослых через сказку.

Ученые, которые исследовали сказки, показали, что она представляет собой сложный и важный для детского развития элемент культуры.

Народные сказки не только обогащают воображения ребенка, но и способствуют развитию творческой деятельности.

Во- первых, я строю работу таким образом, чтобы дети восприняли сказкукак задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.

Во- вторых, в ходе изучения каждой сказки некоторое время посвящаем проигрыванию, рисованию ,лепке и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.

В- третьих, решаем проблемы в сказках при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Так, с помощью сказки, я развиваю у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. А в жизни у нас часто встречаются противоречивые, проблемные ситуацию. И человек, у которого развиты логика, творчество, умение думать и решать задачу, всегда найдет ответ на, казалось бы, неразрешимую задачу.

Основные этапы, формы и методы моего опыта работы со сказкой:

Цель: Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.

Педагогические задачи:

1.Воспитательные

1.Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.

2..Приобщить детей к истокам народной культуры.

3..Воспитывать эстетический и художественный вкус.

4.Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.

2. Развивающие:

1. Содействовать развитию речи детей.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.

3. Обучающие:

1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Знакомить детей с художественной литературой.

3. Расширять представления об окружающем мире.

4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.

Эти задачи я решала следующим образом:я разработала программу «Сказочное лето." Очень точно сказал Ханс Кристиан Андерсен:» Сказка-это то золото, что блестит огоньком в детских глазках». Поэтому составляя и разрабатывая эту программу, я старалась сделать ее максимально интересной. Программа была рассчитана на 8 занятий (на июнь месяц) Вместе с детьми мы отправились в увлекательное путешествие по страницам русских сказок. В программу были включены:

1.Кукольный театр.

2.Логоритмика, развитие речи, мышления, памяти и внимания.

3.Волшебное творчество (рисование, аппликации, лепка, изготовление тематических поделок)

4.Сказочная музыка (знакомство с музыкальными инструментами, разучивание песен из сказок, кукольные спектакли).
                Примерное содержание занятий.

Тема

Содержание

Материалы и инструменты для детей

Цель занятия

Сказка «Курочка Ряба»

Прослушивание аудио сказки.Пальчиковая гимнастика"Я яичко покатаю..."

Цветная бумага,клей.ножницы.Выполнение поделки «Птенцы в гнезде»

Развитие речи, разыгрывать несложные сценки по знакомой сказке.

Сказка «Маша и медведь»

Кукольное представление.Логоритмика.

Губка для посуды, резиночки, самоклеещиеся глазки. Выполнение поделки «Мишка»

Развивать грамматический строй речи.

Сказка «Вершки и корешки»

Кукольное представление.Игра"Я-вершок,ты-корешок".

Работа по альбому из серии"Я умею вырезать и клеить"

Работа над понятиями «Съедобно-несъедобно»

Сказка «Трусливый заяц"

Сказка-шумелка.

Сосновые шишки,пластилин.Выполнение поделки на свободную тему.

Формировать достаточный запас эмоций.

Сказка «Лиса и медведь»

Кукольный театр на столе.

Одноразовые тарелки, цветная бумага. Выполнение поделки «Кто живет в лесу»(ёжик)

Развивать выразительность движений, умение передавать двигательный характер образа

Сказка «Теремок»

Аудио сказка.Пальчиковая гимнастика"Сказки"

Поделка из палочек для мороженого и цветной бумаги."Теремок".

Воспитывать уважение к традициям русского народа.

Сказка «Лисичка со скалочкой»

Кукольный театр под аудиосказку.

Крупа гречка,рис.Поделка из природных материалов.

Развивать общую и мелкую моторику

Сказка «Репка»

Аудиосказка.Пальчиковая гимнастика "Репка"

Пенопластовые заготовки.Фломастеры,карандаши.Раскрашивание пенопластовых фигурок репы.

Обогащать словарь детей

Детям и родителям настолько понравились занятия по этой программе,что спрашивали,будут ли программы "Сказочная ...Осень,Зима и Весна"?  Стало ясно,что работа идет в правильном направлении,об этом свидетельствуют отзывы родителей.А ведь действительно,можно разработать программу и обьединить по циклам ,связав ее с временами года.Что вызвало наибольший интерес у детей?

1.Это перчаточные куклы,когда дети смогли сами их озвучивать.

2.Игра "оркестр".В такт музыке дети играли на деревянных ложках,маракасах,трещетках.

3.Это необычные поделки из самого обычного материала.Пороллоновый мишка из губки для посуды вызвал много радости!Слова,которые запомнились:"Он будет моим другом"!

4.Пальчиковые игры и смешные физкультминутки.

5.Инсценирование  отдельных сказочных сюжетов.

6. Сказки-шумелки.

Детям очень понравилась сказка-шумелка "Трусливый заяц".Шумовое оформление, получилось забавным,что способствовало веселому и эффективному развивающему занятию. "Шумовое"сопровождение сказок не требует особых музыкальных навыков.Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами,с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию,обучает способам и приемам игры на шумовых инструментах.Что нам понадобилось на занятии "Трусливый заяц" для шумового сопровождения?Это маракас или погремушка,пакет-шуршалка,деревянные ложки.В ходе всей сказки- шуршим пакетом(шуршит ежик в кустах),заяц бежит(барабаним пальцами по барабану),дятел стучит на сосне(стучим ложками),сова хлопает крыльями(хлопаем в ладоши),лягушки сидели на берегу речки(сжимаем и разжимаем кулачки,говорим -"ква"-"ква"),заяц поскакал обратно в лес(медленно ударяем маракасом или погремушкой по ладони).Исполнение детьми сказок-шумелок на групповых занятиях способствует развитию у них навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений.Слушая сказку,дети учатся ждать,пока начнет играть следующий инструмент-это способствует развитию терпения,выдержки,умения управлять своим поведением.

Так, при проведении занятия «Сказка «Курочка Ряба» дети слушали аудиосказку и смотрели кукольное представление. Пальчиковая гимнастика «Собери червячков» вызвала восторг. Надо было собрать нитки в ладошку, чтобы помочь курочке Рябе. Песенка -сказка Кукутики-"Курочка Ряба"  подняла всем настроение. Дети побывали  в роли артистов ансамбля ложкарей. Исполнили партию деревянных ложек в оркестре «Курочка Ряба» (https://youtu.be/DAxDMVH6_98) .В конце занятия выполнили аппликацию «Птенцы в гнезде».На занятии по сказке "Маша и медведь" дети из конструктора украшений собирали бусы для Маши.Программа"Сказочное лето" познакомила детей с  волшебным миром сказки,раскрыла творческий потенциал каждого ребенка,дала возможность реализовать свои способности.Итак-изучение сказок является неотьемлемой частью воспитательного процесса образовательных учреждений,главным средством воспитания  детей, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести и чести. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше сказка, коснется струн души ребенка, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут  верх над злыми.

Литература:

1. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб. -метод. пособие/ О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. – Спб.: Детство-Пресс,1998.

2. Горбушина Л. А. Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение. 1983.

3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

4. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. 1997

5.Железнякова Е. Шумелки.Сказки с озвучиванием.ООО"ИД Сфера образования","Издателство  Карапуз" 2019.

6.Шакирова А.Т. Я умею вырезать и клеить.3-4 года.ООО "Издательство АСТ",2021.

 

Приложение

t1657740814aa.jpg

t1657740814ab.jpg

t1657740814ac.jpg

t1657740814ad.jpg

t1657740814ae.jpg

t1657740814af.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации