Статья «Воспитательная среда образовательных учреждений дошкольного образования в аспекте современных ФГОС»
Статья на тему:
«Воспитательная среда образовательных учреждений дошкольного образования в аспекте современных ФГОС»
«Где нет простора для проявления
способности, там нет способности»
Людвиг Фейербах
Предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещение, участок и т.д.), материалами, оборудование, инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого ребенка, охраны и укрепления здоровья
Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности
На мой взгляд, в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы условия для охраны здоровья, всестороннего развития воспитанников, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Наполнение предметно-пространственной среды должно осуществляться в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательной программы, которая реализуется в данном дошкольном образовательном учреждении и на основе принципов:
Насыщенности: все игрушки, материалы, объекты, находящиеся в группе, должны соответствовать возрастным особенностям детей и содержанию образовательной программы, которая реализуется в данном дошкольном образовательном учреждении. Организация образовательного пространства и разнообразие объектов должны обеспечивать: активность в разных видах деятельности; проявление творчества; поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Трансформируемости: воспитательная среда должно быть изменяемой: в соответствии с образовательной ситуацией; от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость образовательной среды в детском саду предполагает больше свободы действий. Но это не значит, что в группе будет хаос. Воспитатель контролирует процесс, создает условия и направляет малышей. Если развивающее пространство организовано грамотно, то дети будут проявлять самостоятельность, способны выбрать себе занятие, учитывать интересы и чувства других.
Полифункциональности: В развивающей предметно-пространственной среде объекты должны быть полифункциональны, то есть выполнять разные функции, решать разные задачи; по-разному использоваться в детской деятельности. Как в группе, так и в целом в дошкольной образовательной организации должны быть полифункциональные (не обладающие жёстко закреплённых способом употребления) предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативности: в группе должно быть наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и прочее), а также разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Объекты среды, отражающие национально-культурные, климатические особенности региона.
Доступности: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, всех помещений дошкольного образовательного учреждения, где осуществляется образовательный процесс. Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих дошкольное образовательное учреждении (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасности: предполагает соответствие всех её элементов требованиям по
Предметно-пространственная среда в группе должна быть распределена на уголки:
Уголок пожарной безопасности: в данном уголке должны быть материалы, которые позволят:
формировать представление детей о опасности, исходящей от огня;
формировать определенные отношения детей к источникам пожарной опасности;
формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности;
учить ориентироваться в пространстве и выделять в плане выход из помещения;
формировать представление о труде пожарных;
формировать представление о взаимосвязи оперативных служб: 01, 02, 03, 04.
В уголке пожарной безопасности должны быть плакаты, иллюстрации, рисунки, на которых изображены причины возникновения пожара. Так же различные дидактические игры, книги, игрушки по данной теме.
Уголок правил дорожного движения: данный уголок поможет детям в:
Изучение элементов проезжей части;
Изучить, что такое правостороннее движение;
Узнать, что такое светофор, что он нужен как пешеход, так и водителя. О том, что когда на одном загорается красный цвет, то на другом — всегда зелёный;
Изучении понятия «Перекрёсток»;
Изучении ключевых дорожных знаков, их подразделение на категории (информационно-указательные, запрещающие и так далее).
Изучение профессиональной деятельности регулировщика: его атрибутами, значением жестов.
Уголок правил дорожного движения поможет в систематизации знаний по теме правил дорожного движения, в разрешение проблемных ситуаций, которые потенциально могут произойти на дороге (их ещё именуют дорожные «ловушки»). В уголке должны быть плакаты, иллюстрации, рисунки, на которых изображены причины дорожно-транспортных происшествий. Так же различные дидактические игры, книги, игрушки по данной теме.
Книжный уголок с помощью воспитателя:
Познакомит детей с книгами;
С правилами, которые нужно соблюдать: брать книги только чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не портить, не использовать для игр, после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и другое;
Научит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
Кроме книг, в уголке могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и другое).
Музыкальный уголок: в данный уголок поможет в:
Формирование самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников;
Совершенствование слуховых, певческих и двигательных навыков детей
Развитие творческого воображения детей, способность и умение передавать образ через музыкальную деятельность;
Создание положительных эмоциональных переживаний;
Расширение кругозора детей, стимулирование познавательного интереса;
Воспитание любознательности.
Специальные музыкальные уголки учат детей чувствовать и понимать музыку, на собственном опыте познавать её звучание, красоту и язык. В музыкальных уголках должны находиться:
• Несозвучные музыкальные инструменты;
• Созвучные музыкальные инструменты;
• Музыкальные игрушки;
• Самодельные музыкальные инструменты;
• Музыкально – дидактические игры;
•Иллюстрации, рисунки, плакаты по данной теме.
Речевой уголок: основу данного уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
1. Артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски);
2. Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и так далее);
3. Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв);
4. Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова);
5. Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова);
6. Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
7. Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и другое);
8. Материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
Театральный уголок: в театральный уголок включаются:
иллюстрации, в том числе объёмные для конусного театра;
игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
реквизит (мягкие игрушки, машинки и прочее);
материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и так далее);
маски;
костюмы;
книги;
фонотека;
стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и прочее).
Уголок природы: данный уголок поможет:
формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;
видеть и понимать связи между явлениями.
практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.
средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.
воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
Ежегодно (периодически) уголок пополняется пособиями, наглядным и демонстрационным материалом приобретенным или же изготовленным руками воспитателей и родительской группы, с учетом возвратных особенностей детей. Содержание, оформление и назначение деятельности уголка природы группы: календарь природы, “сухой аквариум”, мини огород (лук,пшеница), кукла одетая по сезону, картотека игр по экологии, стойка для экспериментирования с песком, водой, камешками, ракушками, шишками, веточками для работы в уголке природы группы есть необходимые материалы для продуктивной и исследовательской деятельности детей, набор для опытов с песком (формочки,совочки,грабельки.), принадлежности для игр с водой (пластмассовые уточки), набор стаканчиков для экспериментов, контейнер с песком, с сыпучими предметами: ведерко, лопатки, палочки для рыхления, кисточка,муляжи фруктов и овощей, гербарий растений (зеленая аптека) лекарственные растения.
Уголок творчествами: в данном уголке должно быть
Бумага различной текстуры (матовая, глянцевая, гофрированная, бархатная, прозрачная, самоклеящаяся плёнка, картон) и формата (А3, А4, А5), наклейки, разноцветная фольга;
Бумага, тонированная в тёплые и холодные тона, двухцветная (голубой верх листа — небо и зелёный — трава);
Кусочки ткани разной фактуры, нитки, тонкие ленточки (для аппликации);
Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелевые ручки, маркеры, уголь, сангина;
Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей;
Ножницы, клей (карандаши и ПВА), клеёнки, тряпочки;
Небольшие магнитные доски для рисования;
Природный материал для создания поделок, аппликаций и декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и прочее).
Бросовый материал (пенопласт, пуговицы, пробки, пластиковые стаканчики и прочее)
Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и прочее)
Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и прочее
Материал для лепки: пластилин, размятая глина, разноцветное тесто для лепки, стеки, доски.
Фартучки и нарукавники для дошкольников, подносы.
Спортивный уголок: в данном уголке должны быть как традиционное, так и нетрадиционное оборудование:
Нетрадиционное спортивное оборудование:
бильбоке (из пластиковых бутылок и киндер-сюрпризов);
массажные дорожки;
массажные следы (следы с нашитыми пуговицами);
бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов, карандаши.) для массажа и захватывания пальцами ног;
ленточки для поддувания;
бильбоке (из пластиковых бутылок и киндер-сюрпризов);
мячи (из пластиковых бутылок);
ленты по 2 м (для имитации упражнений художественной гимнастики);
предметы для переступания (ведерки из-под майонеза);
шнуры с ограничителями (ограничитель-кассета от киндер-сюрприза).
Традиционное оборудование для физического развития:
ленточки разных цветов (по две штуки на каждого ребенка);
платочки разных цветов (по две штуки на каждого ребенка);
султанчики (по две штуки на каждого ребенка);
бубны;
мяч средний;
кегли;
вертушки;
мячи резиновые;
детские эспандеры;
обручи;
кольцеброс (настенный и напольный);
гантели детские;
мешочки для метания;
летающие тарелки;
массажные мячики СУ-ДЖОК (на каждого ребенка);
массажные дорожки;
скакалки (резиновые, веревочные, пластиковые);
канаты;
для зимних игр – детские клюшки и шайбы;
санки-ледянки.
Уголок уединения: данный уголок поможет:
В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.
Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п.
Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний.
Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт.
Патриотический уголок: должен включать в себя материалы, направленные на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста:
Стенд с портретом президента страны (Владимир Владимирович Путин);
Символы государства (герб, флаг);
Фотоальбом «Город, в котором я живу»;
Русские народные костюмы;
Карта мира, области, глобус;
Дидактические игры, задания «Государственные праздники России», «Государственные символы России» и т.п.;
Дидактические пособия: «Мой дом», «Мой город»;
Дидактические материалы о Великой Отечественной войне, о празднике 9 мая.
Организация развивающей пространственной среды в дошкольном образовательном учреждение должна соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и образовательной программы, реализуемой в данной организации. Предметно-пространственная среде в группе должна строиться таим образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая предметно-пространственная среда — важнейший аспект успешной работы детского сада. Она является хорошим подспорьем воспитателю в процессе взаимодействия с детьми. Поэтому нужно при её создании непременно учитывать возрастные и психологические особенности ребят, а также условия и содержание программы, которая реализуется в данном учреждении.