Статья «Некоторые подходы к управлению маркетинговой деятельностью в учреждениях ДО детей»
УДК 37
Некоторые подходы к управлению маркетинговой деятельностью в учреждениях дополнительного образования детей.
Белевцова В.М. методист муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ворошиловского района города Ростова-на-Дону «Центр детского творчества»
e-mail: brizzvb@mail.ru
Аннотация: в данной статье представлены материалы по организации маркетинговой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей ,даны статистические данные конкретного рынка образовательных услуг муниципального района, приведен некоторый анализ сегментов образовательного рынка.
Ключевые слова: маркетинг, конкурентоспособность учреждения дополнительного образовательный рынок, управление качеством образовательных услуг.
Изменения в системе образования России происходят постоянно, многие из них спорны, но общим является одно – невозможно оставаться в стороне от происходящих изменений в мировых образовательных системах. В этом смысле, дополнительное образование приобретает все большую значимость, постепенно трансформируясь в сферу непрерывного образования на всю жизнь, и со временем оно может стать более весомым, чем остальные типы образования, предоставляя свободу выбора индивидуальной образовательной траектории, использование наиболее прогрессивных педагогических технологий.
Маркетинговая деятельность учреждений дополнительного образования должна быть организована, прежде всего, как процесс эффективной коммуникации, и поэтому важно иметь четкое представление о контактных сторонах этого процесса, их интересах и целях, чтобы выстроить такую модель взаимодействия, при которой бы учитывались требования всех заинтересованных сторон.
Главное в маркетинге - это его целевая ориентация на потребителя и комплексность в решении стоящих перед ним задач. Моделирование маркетингового процесса в организации дополнительного образования путем введения в её управленческую структуру отдельной структурной единицы, например, Отдела маркетинга, планирования и инноваций, позволит выявить потенциальных потребителей образовательных услуг, отследить динамику изменений потребительских запросов, определить и максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы при перспективном планировании деятельности учреждения; будет способствовать повышению общего уровня компетентности педагогического состава (новые умения и компетенции в области маркетинга). Плюс для потребителей - с помощью предоставленной информации разобраться в своих потребностях, сделать соответствующий выбор. Что касается государственного заказа на дополнительное образование, то сегодня он подробно регламентирован и закреплен в нормативно-правовых документах, отражает общемировые тенденции, основанные на концепции непрерывного образования, описаны даже требуемые портреты выпускников образовательных учреждений.
Продуктом является образовательная программа, представляющая комплекс услуг (занятия, проекты, семинары и пр.), объединенных единой задачей, обеспеченных соответствующими ресурсами, удовлетворяющих потребности заказчиков и потенциальных потребителей, отражающих «набор ценностей» и «образ» образовательного учреждения.
Организация процессов управления качеством образовательных услуг в учреждении дополнительного образования строится на основе разработанной модели маркетинговой деятельности (схема), включающей:
-исследование внешней маркетинговой среды
-исследование образовательных запросов
-анализ ресурсной базы учреждения дополнительного образования
Среди принципов, наиболее значимых для маркетинговой деятельности учреждения дополнительного образования детей и подростков на рынке образовательных услуг мы бы выделили :Понимание качества образовательных услуг, как меры удовлетворения потребности в них. Значимость услуги напрямую зависит от значимости конкретной потребности, на удовлетворение которой нацелено измеряемое свойство, характеристика услуги.
Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка и его реакциях.
Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления, где центр управленческих решений переносится как можно ближе к потребителю.
Ситуационное управление - принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации.
Необходимо отметить, что дополнительное образование детей и подростков является самостоятельным субрынком на рынке дополнительного образования муниципалитета, региона. Центры дополнительного образования, как правило, являются монополистами предоставления дополнительных образовательных услуг. Объединяющим фактором, формирующим соответствие запросов потребителей нормативно-ценностным представлениям, является социальная микросреда, духовные ценности, сложившиеся в определенном регионе, что подтверждается исследованиями внутреннего целевого рынка учреждения дополнительного образования.
Так, согласно статистическим данным:
- общий потенциальный рынок МБУ ДО ЦДТ Ворошиловского района составляет 27 тыс. человек в возрасте от 5 до 18 лет проживающих в г. Ростове-на-Дону,
- доступный рынок потребителей составляет около 23000 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет , проживающих в Ворошиловском районе города Ростова, из них: - 2, 5 тыс. детей в возрасте 5-7 лет, охваченных дошкольным образованием ;- около 3000 детей в возрасте 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием; - около 18000 детей и подростков, охваченных общим образованием.
- фактический рынок потребителей услуг ЦДТ составляет 4468 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, среди них : дошкольников 320 человек. Мальчиков 1855, девочек 2563.
Воспитанники ЦДТ обучаются в 20 общеобразовательных учреждениях, 5 детских садах Ворошиловского и других районов города Ростов – на – Дону и близлежащих районов Ростовской области.
На территории Ворошиловского района функционирует 6 муниципальных учреждений дополнительного образования, из которых: Центр детского творчества ( далее - ЦДТ), 2 учреждения культуры и 2 учреждения спорта. На долю нашего ЦДТ приходится 19% охвата доступного рынка потребителей, что составляет 79% от общего охвата дополнительным образованием (включая учреждения культуры, спорта, языковые курсы, частные кружки и пр.). Практически отсутствует конкурентная среда с аналогичными учреждениями негосударственного сектора, что приводит к недооценке и недостаточному использованию маркетинговой деятельности, не скоординирован механизм ее функционирования, и, как следствие, ориентиры в стратегии развития учреждений не верны.
Анализ позволяет определить потенциал каждого сегмента и свидетельствует о том, что:
1. Учреждение является реально востребованным на рынке дополнительных образовательных услуг, о чем говорит увеличение количества обучающихся в детских объединениях от 4000 учащихся в 2011 году до 4468 в 2014 году.
2. Учреждение является лидером на муниципальном уровне по предоставлению дополнительных образовательных услуг: ежегодно более 500 воспитанников становятся Лауреатами и дипломантами, обладателями Гран-при конкурсов и фестивалей различных уровней, более 70% из них всероссийские, международные и мировые. С каждым годом результативность участия детей в мероприятиях повышается.
3. Осуществляется расширение влияния учреждения на существующие сегменты:
- дошкольники (организация центра раннего художественно-эстетического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста «Карапузики», создание интеграционной модели взаимодействия Центра с ДОУ )
- старшие дошкольники и выпускники (организация педагогической практики воспитанников и выпускников МБУ ДО ЦДТ по профилю обучения; стажёрская площадка для выпускников колледжа культуры) ,
- опытно-экспериментальная и инновационная деятельность в рамках :
Регионального проекта «Безопасные дороги детям» по предупреждению ДДТТ; муниципальной опытно - экспериментальной лабораторией по гуманизации воспитания на основе социального партнерства; Федеральной экспериментальной площадки Института стратегии развития образования Российской Академии образования .
4. Педагоги ЦДТ регулярно участвуют в федеральных, региональных и муниципальных инновационных проектах. Результаты участия значительны: более 50 наград только за 2014-2015 г.г.
Таким образом, уже первоначальный анализ показал, что маркетинг образовательных услуг учреждения дополнительного образования является главным фактором обеспечения высокого уровня адаптации образовательного учреждения к рыночным условиям хозяйствования.
Библиографический список
1.Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированный подход как основной путь модернизации образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д.: Южное отделение Российской академии образования, 1997. – 47 с.
2.Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1992.
3.Панкрухин А.П.: "Маркетинг образовательных услуг" Из материалов Гильдии маркетологов, http://www.marketologi.ru
4. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/220836.html