Статья «Вопросы управления процессом развития нетипового образовательного учреждения»
Вопросы управления процессом развития нетипового образовательного учреждения
Федулова Марина Васильевна,
руководитель образовательного центра
Самара, 2020
Содержание
Введение
Глава1. К Вопросу о самоидентификации нетипового образовательного учреждения в рамках действующего законодательства.
Глава 2.Формирование искусства танца и подходов к определению качеств танцовщиков.
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В динамично меняющихся общественно-политических и социально-экономических условиях одной из важнейших составляющих государственной образовательной политики являются вопросы профессионального образования подготовки специалистов. Некачественная подготовка и, как следствие, недостаточная компетентность специалистов -все это существенно влияет на экономику страны, ибо именно люди являются, в конечном итоге, главной материальной и духовной основа государства.
В современных условиях, когда возможности молодежи устроиться на работу после окончания средней школы весьма ограничены, одним из основных путей их социальной адаптации выступает начальное профессиональное образование, являющееся базовым фундаментом для профессиональной деятельности личности, подсистемой образовательного пространства России, функционирующей и развивающейся в едином образовательном поле государства.
Закономерно, что в последнее время появились основополагающие для российского образования документы: Национальная доктрина и Федеральная программа развития образования в РФ, определяющие стратегию развития системы образования России. Сейчас, как никогда ранее, обществу нужны люди, способные сосуществовать в социуме, реализовать себя в личной жизни и профессиональной деятельности.
В период внедрения информационных технологий, формирования рынка труда, растущего несоответствия между спросом и предложением рабочей силы, ставшего в последнее время существенным фактором, сдерживающим экономический рост государства, общество заинтересовано в подготовке конкурентоспособных специалистов, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, знающих основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, способных самостоятельно пополнять профессиональные знания.
Динамизм социально-экономических процессов, происходящих в российском обществе, предъявляет особые требования к эффективности деятельности всех типов учреждений, предприятий и организаций. Наиболее существенным фактором повышения результативности любого производства является качество управления. Эта тенденция имеет непосредственное отношение к профессиональному училищу, выполняющему комплекс специфических функций: образовательную, социальную и экономическую.
Глава1. К Вопросу о самоидентификации нетипового образовательного учреждения в рамках действующего законодательства.
Балет, являясь высшей формой танцевального искусства, синтетически соединяет в себе хореографию, драматургию, музыку, изобразительное искусство, пантомиму и поднимается в проявлениях этих видов искусства до уровня музыкально-сценического представления. Единство проявлений в артисте балета отмеченных видов искусства и системы обязательных особых профессиональных (включая, физические) требований превращает профессию артиста балета, в отличие от многих профессий в области искусства и культуры, в исключительно нетипический феномен, который не поддается типизации содержания по основным факторам. Именно поэтому исторически сложилось так, что эта сложнейшая сфера образования, традиционно обусловленная только присущей ей многовековой спецификой в существенной степени не урегулирована действующим законодательством. Более того, все известные на сегодня в области образования и действующие законодательные нормы не содержат понятий, нормативно-правовых предписаний, однозначно относящихся к практике всего установившегося цикла профессионального исполнительского балетного образовательного процесса, в котором создается не только интеллект и творческий потенциал артиста, но и чрезвычайно сложный и ранимый его профессиональный инструмент – тело артиста балета, неповторимое, но обязательно отвечающее жестким профессиональным критериям.
Балетное образование в России за свою почти трехсотлетнюю историю в силу своего исключительно нетипичного содержания знает немало исторических решений: учреждение по Указу Императрицы Анны Иоанновны от 09.05.1738 года балетной школы в Санкт-Петербурге; создание в 1764 году Московского воспитательного дома, где началась история профессионального балетного образования в Москве; утверждение в 1809 году первого положения об Императорском театральном училище, наконец, позднее в 1863, 1946, 1991 и 1995 годах руководством страны в адрес всемирно-признанного Русского балетного искусства принимались нестандартные, судьбоносные решения, во многом обеспечившие его последующее сохранение и развитие.[7] Поэтому закрепление актами государственной власти: Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации статуса балетных образовательных учреждений как нетиповых, ввело получение исполнительского балетного образования в рамки правового поля и позволило балетным образовательным учреждениям вести обучение на основе нетипового характера, который учтен в Уставах учебных заведений.
Хореографическое училище – учреждение, основой деятельности которого является подготовка специалистов по специальности «хореографическое искусство» квалификация «артист балета». Именно этот основной вид деятельности Училища в силу особой специфики и нетипичности его содержания, и в силу непрерывного реформирования всей системы образования в стране за последние десять лет без учета этих обстоятельств, требует особого внимания и принятия для учреждения особого статуса нетипового образовательного учреждения. Действующие федеральные законы не в полной мере учитывают специфику исполнительского образования в области балетного искусства, что затрудняет повышение качества обучения в вузе, а также деятельность вышестоящих ведомств. С другой стороны действующие законы позволяют особым образом вести образовательную деятельность с особо одаренными гражданами [п.13 ст. 50 Закона «Об образовании»] только в нетиповых образовательных учреждениях, к которым, как представляется, должны официально относятся балетные училища. При принятии предлагаемых решений, обязанность государства по созданию условий для самореализации талантов [ст.33 «Основ Законодательства Российской Федерации о культуре»] была бы в существенной мере реализована. Такое решение правомерно еще и потому, что на сегодня (и не случайно) нет однозначной определенности в отношении тех нормативно-правовых документов, которые должны определять статус учебных заведений.
В процессе системного толкования действующих сегодня в системе образования нормативно-правовых актов выявляются серьезные противоречия между ними и однозначно и жестко реализуемой практикой подготовки артистов балета, исходя из современных профессиональных требований балетного искусства. Неумолимые профессиональные требования к будущему артисту балета оставляют за бортом огромное количество мечтающих приобщиться к исполнительству в балете. И далеко не все отвечающие этим требованиям в 9-10 лет смогут удовлетворять им на протяжении обучения, а потом и короткой профессиональной карьеры (15-20 лет). Такого жесткого выбора абитуриента и студента нет ни в какой другой профессии: выбора по совокупности функциональных профессиональных и физиологических данных, включая их возрастную динамику, по внешним сценическим данным, эмоциональности, темпераменту и, только в последнюю очередь, выбора по музыкальным, танцевальным и ритмическим способностям. Воспитание и обучение юных танцовщиков в балете чрезвычайно сложно. За время обучения с 9-10 лет они осваивают большое количество специальных предметов, сочетая занятия по специальности с прохождением курса по общеобразовательным предметам с добавлением к нему цикла искусствоведческих дисциплин. Кроме того, начиная уже с первого балетного класса, все студенты проходят обязательную производственною практику, участвуя в репертуарных спектаклях театров, а также в спектаклях и концертах, создаваемых учреждением. В девяностые годы в России подготовка специалистов по специальности «Хореография» (0509) осуществлялась в различных городах в хореографических средних специальных учебных заведениях. Эти хореографические ССУЗ признавались по действовавшему тогда «Положению» «Элитарными учебными заведениями» для «наиболее одаренных детей с особыми способностями опорно-двигательного аппарата и музыкальным талантом». Вся деятельность этих заведений, регламентируемая этим «Положением», со всех позиций основывалась на нетиповой специфике образовательного процесса для обучения артиста балета: от особого финансирования всех этапов обучения и его материально-технического снабжения до особого порядка зачисления и отчисления, физического воспитания обучающихся в стенах заведения и т.п. В частности: п.5.4 «…Хореографическое ССУЗ имеет право без согласования с комиссией по делам несовершеннолетних отчислять учащихся (студентов) по профнепригодности, неуспеваемости по спецдисциплинам, по состоянию здоровья, за систематическое грубое нарушение правил и норм поведения, другие нарушения Устава учебного заведения».[5] Сегодня подобные положения не предусмотрены ни в каких нормах и законах. В настоящее время в Российской Федерации профессиональный образовательный процесс осуществляется в различных областях деятельности от начального до высшего образования в соответствии с Гражданским кодексом, Законом РФ «Об образовании», законом РФ «О Высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовыми положениями об образовательных учреждениях», государственными образовательными стандартами, национальной доктриной образования в Российской Федерации, одобренной правительством в октябре 2000г., Концепцией модернизации образования на период до 2010 г. и другими нормативными документами. Однако все упомянутые документы и даже самый последний (Доктрина) не охватили специфики, проблем и особенностей (т.е. нетипичности) профессионального образовательного процесса балетного исполнительского искусства, имеющего более чем двухвековые традиции. Таким образом, этот образовательный процесс остался вне правового поля, [ п.1 ст.5 Закона «Об образовании»] т.к. во всех упомянутых документах провозглашается общедоступность образования независимо от … возраста и состояния здоровья …; конкурсная основа высшего и среднего профессионального образования, подразумевающая уровень и качество знаний абитуриента, но нигде не предусмотрено, то основное, что типично для балетной подготовки, но нетипично для всех других видов профессиональной подготовки: ограничения в получении балетного образования по физиологии конкретной личности: требования к инструменту танцовщика – телу и его частям; требования к функциональным профессиональным данным (выворотность ног в тазобедренном суставе, подъем стопы, гибкость прыжок и т.д.); эмоциональность и темперамент; требования к состоянию, динамике и прогнозу физического развития абитуриента. Речь идет об особых способностях, позволяющих овладеть данным видом искусства. «Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте.
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей…
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека»- справедливо утверждает Б.М. Теплов [6].
Очевидно, что проблема раннего определения профессиональной пригодности к исполнительству в балетном искусстве была, есть и будет в обозримом будущем важнейшей социально-педагогической и медико-психологической проблемой, требующий «нетипичного» внимания. Пока подобные неконституционные ограничения на получение балетного образования никаким законом не учтены. Однако следует отметить, что п.7 ст.5 Закона «Об образовании» предусматривает со стороны государства содействие в получении образования «гражданами, проявившими выдающиеся способности». Если проявление «нетиповой» физиологии в сочетании с неистовым интересом к балетному образованию включить в реестр выдающихся способностей, которые могут быть выявлены (как это делается на практике) с помощью специальных категорий отбора, то тогда и п.13 ст.50 Закона «Об образовании» позволяет создавать для таких лиц «нетиповые образовательные учреждения высшей категории». Все это находится в соответствии с государственной политикой в области образования, провозглашенной в 2000 году: – «индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности (мы добавим: не только познавательные, творческие, но и физиологические, возрастные, физические) личности». И тут пора вспомнить о п.2 ст.7 закона «Об образовании», где говорится «об обучающихся с отклонениями в развитии». Очевидно, что имеются в виду отклонения от нормального развития вниз (недоразвитие). А если ребенок по своему физиологическому развитию имеет диапазон возможностей, превосходящий нормальный (самый распространенный) уровень? Для его обучения ведь тоже, наверное, нужны специальные (нетиповые) государственные стандарты, если общество хочет реализовать его возможности себе на пользу? Это тем более требуется, т.к. любая образовательная программа [п.2 ст.9] направлена еще и на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ гражданина в 9-10 лет. Как парадоксально и нетипично опять звучит закон?! И конечно для рассматриваемого случая не подходит общая формулировка п.7 ст.9 о «нормативных сроках освоения» образовательных программ. «Нормативные сроки» в нашем случае должны устанавливать [п.7 ст.9] соответствующие (специальные и нетиповые) государственные образовательные стандарты. Наиболее эффективной формой получения исполнительского балетного образования является очное обучение с проживанием обучающегося при учебном заведении в специализированном интернате, т.к. совокупный учебный процесс будущего артиста балета идет с утра до вечера и, по сути, очень специфичен и является сочетанием очной, очно-заочной форм (летом - заочной), самообразования и самосовершенствования.
С точки зрения ст.12 «Образовательные учреждения» в училище настолько специфическим является фактический ход учебного процесса, что по п.4 ст.12 его скорее можно отнести к десятому типу: «другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс», где нетипично, а скорее интегрально сочетаются сразу несколько типов образовательных учреждений. Именно поэтому статус образовательного учреждения так непросто устанавливается при государственной аккредитации [п.6 ст.12]. Ст.17 закона «Об образовании», посвященная реализации общеобразовательных программ, содержит в п.2 регламентацию реализации общеобразовательных программ для воспитанников с отклонениями в развитии, но не содержит особенностей реализации общеобразовательных программ для воспитанников с выдающимися способностями, которые могут обучаться в нетиповых учреждениях высшей категории. Подобное замечание можно сделать и в адрес ст.19, 20, 21. Особенно это касается п.1 ст.21, ибо профессиональная балетная подготовка как особо творческий процесс обязана сопровождаться (и сопровождается) повышением образовательного уровня обучающегося в области национальной и мировой культуры и искусства, их истории и теории. Практика и суть профессионального исполнительского балетного образования противоречит п. 1 ст. 22, который регламентирует получение начального профессионального образования на базе основного общего или среднего общего образования. По сути, артисты балета начальное профессиональное образование получают на базе начального общего образования. Далее, безусловно, и в ряде статей, которые не упомянуты прямо, требуются уточнения и дополнения, обеспечивающие введение обучения исполнительскому балетному искусству со всеми его нетиповыми особенностями в правовое поле. Это касается, прежде всего, IV и V глав закона «Об образовании», где регламентируются права и социальная защита обучающихся, охрана их здоровья, а также права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений. Ведь, как показано выше, нетиповой образовательный процесс подготовки артиста балета (сверх напряженный и творческий, основанный на физиологических ограничениях, требующий особой психологической подготовки, специфического состояния здоровья за время обучения и кратковременной профессиональной работы) нуждается, несомненно, в особой поддержке со стороны государства, направленной как на обучающихся, обладающих выдающими способностями, так и на педагогов и других работников этих нетиповых учреждений высшей категории. Рассмотрение Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [2] также показывает, что традиционно сложившаяся и выверенная временем система обучения профессии «артист балета» в основном оказалась вне правового поля и этого Закона. Уже п. 5 ст. 2 этого закона, где говорится об ограничении прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования не охватывает «физиологические» и другие ограничения для граждан при обучении профессии «артист балета». С удовлетворением можно отметить, что в п. 2-3 ст. 5 закона, посвященной государственным образовательным стандартам и требованиям к ним, допускаются сроки освоения образовательных программ высшего образования в соответствии с положениями о вузах соответствующих видов. Это дает возможность устанавливать в положениях Академий балета нетиповые сроки для обучения артистов балета квалификации (степени) бакалавр. Степень бакалавра для артиста балета никоим образом не противоречит, а наоборот согласуется с задачей вуза по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. Ведь сегодня общепризнанно, что Академии балета (Москвы и Санкт-Петербурга) при подготовке артистов балета на базе созданных методик обучения, традиций, с содружестве с ведущими театрами страны в нетиповые (но проверенные практикой) сроки удовлетворяют потребности студентов (этих выдающихся личностей) не только в балетном искусстве, но и в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, формируют у обучающихся способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации, гражданскую позицию. Учебные планы обучения, включающие философию, искусствоведческие дисциплины, социологию, основы экономики, правоведения и другие дисциплины, формируют у обучающихся навыки принятия здравых и обоснованных решений в сложной и постоянно меняющейся системе современных связей в сферах культуры, права, семьи, экономики и др. Статья 11 Закона, которая регламентирует прием в вуз, также не включает особенности и практику приема граждан, посвятивших себя исполнительскому балетному искусству. Ведь именно с совершенно нетипового приема конкретной личности начинается совершенно неповторимая ни в какой другой профессии цепочка особым образом интегрированных ступенек основного общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Именно неординарное, нетиповое сложение знаний, убеждений и навыков на всех этих ступеньках в установленные природой и практикой сроки рождают творческого специалиста с особыми физическими возможностями, качественно отличающегося от выпускника любого другого вуза. Речь идет именно об этом, т.к. описанный выше процесс создания артиста балета выходит за правовое поле п.3 ст.8 обсуждаемого закона, ибо он сформулирован в адрес типовых схем получения последовательно общего и профессионального образования, что для артиста балета нереализуемо в принципе.
Тем более удивительно, что выдающиеся способности, если судить по п.19 порядка приема в вузы (см.приказ Минобразования России от 24.02.1998 № 500), признаются за спортсменами, победителями и призерами международных олимпиад по математике, физике, химии, биологии, географии, информатике (т.е. лицами, занимающимися типовой деятельностью). А вот артисты балета (личности с нетиповой физиологией, творческими и психологическими способностями и т.д.) – победители международных конкурсов, триумфальных турне и участники всемирно признанных балетных спектаклей (произведений искусства) в список лиц с выдающимися способностями не попали. Это еще раз доказывает, что до сих пор они находятся вне правового поля системы образования.
Следует обратить особое внимание на те, казалось бы «привычно типовые» положения действующих законов, которые не вместили и не отражают специфику обучения балетному искусству, тем самым, выводя эту сферу образования из типовых схем и подходов. Во-первых, необходимо остановиться на том существенном, что является абсолютно нетиповым для артистов (солистов) балета даже среди профессионалов других видов искусства: интенсивность и сжатость во времени единого, исключающего всякие отклонения от принятых норм профессиональной подготовки артиста балета. Ведь он в полном объеме должен профессионально овладеть всеми видами классического сценического танца (вариация, дуэт, кордебалет…?). Именно овладеть, ведь инструмент для него – его собственное тело. Действительно, только личность с выдающимися способностями [п.13 ст. 50 Закона «Об образовании»] к 18 – 19 годам пройдет этот до чрезвычайности тернистый путь, требующий от нее и самопожертвования и героизма и беспримерного напряжения сил физических и неугасимого творческого интеллектуального и многотрудного порыва. Артист балета должен состоятся в основном так рано, в отличие от других профессий, ибо он уже, в основном, "отработал" и теорию и практику своей профессии в совершенно нетиповом учебном заведении, у него нет времени на накопление практического опыта уже после окончания учебного заведения (как это имеет место в других профессиях, включая и сферы искусства). Даже у медиков дается время на приобретение практических навыков после обучения, чтобы потом трудиться до пенсии в 55-60 и более лет. Артист балета сравним с мотыльком в природе. Его трудовой профессиональный путь совершенно обоснованно и уже давно отмерен длиною в 20 лет. И это сверх того срока, который складывается суммарно в трудовой стаж, когда с «согласия обучающихся и их родителей» студенты привлекаются к непростому, почти профессиональному труду в театрах в соответствии с образовательной программой (п. 14 ст. 50). Даже детский хор или оркестр не предусматривают профессионального статуса. А студенты хореографического училища на сцене профессионального театра – это специалисты с конкретным уровнем профессионального образования. Во-вторых, сформировавшийся в основном к 18-19 годам, выпускник нетипового образовательного учреждения высшей обязан быть творцом (практика показывает, что так оно и есть), участником творческого процесса по решению задач в области балетного искусства, по созданию новых произведений мирового уровня. А это удел специалистов с высшим образованием [2], выращиваемых в упомянутых выше специфических и нетиповых высших учебных заведениях. Так как раздел «Качество образования» Национальной доктрины образования в России, принятой в октябре 2000г. ставит задачу «индивидуализации образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности», вопрос самоидентификации должен войти в правовое поле.
Глава 2.Формирование искусства танца и подходов к определению качеств танцовщиков.
Балет — вид музыкально-театрального искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах, и который включает в себя драматургию, музыку, хореографию, исполнительское творчество танцовщиков, изобразительное искусство. Причем, все эти уровни и составляющие элементы балета существуют не сами по себе, не изолированно друг от друга, а в сложном синтетическом интегрированном эстетическом единстве. Центральным звеном, главным стержнем, ведущим вектором, осуществляющим активный синтез и интеграцию всех многоуровневых, многомерных художественных структур историко-культурологического феномена балета является искусство танца, хореография [27, 142].
Термин «хореография» впервые появился в теории и практике балета в трактате Рауля Фейе «Хореография или Искусство записи танца» (1701 г.), первоначально он понимался как «запись танца» (от греческого «хорео» -танец, «графос» - пишу), затем, по мере развития балетного творчества, это понятие истолковывали в качестве умения мастера сочинять балеты и танцы, а с конца XIX - начала XX веков хореографией уже стали называть все виды танцевального искусства [13, 77].
Создание балетного искусства и рождение балетного спектакля становится возможным только благодаря совместным творческим усилиям всего коллектива авторов - сценариста, композитора, хореографа, артистов балета, художника. Балет - высшая форма хореографии, т. к. танцевальное искусство в нем поднимается до уровня музыкально-сценического представления.
Начиная с XVI века, времени зарождения балета в современном понимании данного явления культуры, и вплоть до наших дней, основным средством эстетической выразительности балета являются танец и пантомима, Проводниками и носителями хореографии в балете — искусстве красоты и изящества движений человеческого тела — являются танцовщицы и танцовщики. В связи с этим на всем протяжении многовековой истории балетного искусства краеугольным камнем его существования и развития являлась проблема отбора и обучения детей искусству танца.
Глава 3. Методы диагностики детей для обучения искусству танца в учреждениях хореографической направленности.
Профессия артиста балета весьма трудна. В основе классического хореографического воспитания и обучения лежит не только систематический, долголетний и очень тяжелый ежедневный физический труд, но и огромная эмоционально-интеллектуальная нагрузка на личность будущего артиста балета. Посему служение музе Танца требует от человека не только огромной самодисциплины, упорства и фанатизма, но также, в буквальном смысле слова, жертвенности и самоотречения [7, 17].
Кроме того, дополнительный драматизм профессиональному творческому самовыражению артиста балета придает ограниченность творческой деятельности танцовщика жесткими возрастными рамками, связанными с естественным старением человеческого организма. В отличие от других видов художественного творчества, в которых, как правило, процесс создания произведения искусства мало зависит от возрастных и физиологических состояний организма человека, совершенствуясь на протяжении всей жизни вплоть до самой глубокой старости мастера, инструментом созидания произведения искусства в балете выступает подверженное болезням и биологическому старению хрупкое живое человеческое тело, а потому профессиональный век балетного артиста недолог.
Обучение балету начинается в раннем возрасте. Дети, желающие поступить на исполнительское отделение и пришедшие на приемные испытания в хореографические училища, должны изначально обладать определенными природными задатками, на основании которых в процессе обучения формируются профессиональные качества классического танцовщика.
На всем протяжении многовековой истории балетного искусства краеугольным камнем его существования являлась проблема отбора, диагностики детей для обучения искусству танца. Такое обучение начинается с 9 - 10 летнего возраста. Дети, желающие посвятить свою жизнь искусству танца, должны обладать определенными задатками, на основании которых в процессе обучения можно сформировать профессиональные качества танцовщиков, развить способности к танцу и обеспечить успешность обучения.
Исторически сложилось, что отбор юных претендентов для обучения искусству танца был основан, прежде всего, на интуитивном, «экспертном» подходе. При этом основные критерии учебной пригодности традиционно определялись на основе субъективных оценок. При отборе детей приоритетным критерием была их внешняя эстетическая привлекательность. Данный критерий был определен еще в древности. В трактате древнегреческого писателя Лукиана Самосатского «О пляске» имеется описание того, что танцовщик должен был обладать особыми внешними данными. Существующая практика отбора кандидатов для обучения в учреждения балетного образования такова, что для того, чтобы выявить и распознать в 9 — 10 летнем ребенке хореографические способности необходимы высокая балетная интуиция экзаменатора-эксперта и большой педагогический опыт работы с детьми.
Вместе с тем, за более чем 260-летнюю историю русского балета специалистами накоплен огромный и уникальный опыт отбора юных абитуриентов для обучения искусству балета [136]. С учетом указанных обстоятельств назрела необходимость свести к минимуму субъективизм при отборе детей для обучения искусству балета и на основе разработки научных положений, обобщения и систематизации педагогического опыта сформировать теоретические положения и практические рекомендации по применению обоснованных методик, критериев и показателей педагогической диагностики будущих артистов балета, обеспечивающих их обучение на уровне современных требований к образованию.
На основании анализа существующей теории и современной практики было выявлено противоречие между потребностями образовательной практики в выявлении и учете индивидуальных особенностей детей, проходящих отбор и обучение искусству танца и недостаточным уровнем разработки теории и реализации на практике комплекса мероприятий педагогической диагностики в учебных заведениях балетного образования, высокой степенью субъективности процедур отбора, их методической неразработанностью.
Таким образом, исходя из анализа состояния и задач развития отечественного образования, научной литературы, теории и практики образования и педагогической диагностики, можно констатировать объективно существующую проблему исследования, которая в обобщенном виде состоит в необходимости обоснования и реализации методов и приёмов педагогической диагностики как фактора повышения объективности и успешности отбора и обучения детей искусству танца и непосредственно учащихся учреждений балетного образования.
Проведение педагогической диагностики детей для обучения искусству танца станет фактором повышения эффективности и объективности отбора и последующего обучения учащихся учреждений балетного образования при выполнении следующих условий: разработки и практической реализации в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования методики педагогической диагностики, ориентированной на объективное и системное распознавание и развитие задатков, навыков, умений и способностей, необходимых для успешного освоения детьми искусства танца; осуществления педагогической диагностики в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования как познавательно-преобразовательной деятельности, включающей в комплексе приемы не только выявления, но и развития качеств, необходимых для успешного освоения балетного искусства.
Задача учебного заведения при отборе детей для обучения искусству танца состоит в следующем:
1) провести историко-педагогический анализ формирования методов отбора детей для обучения искусству танца;
2) рассмотреть теоретические основы осуществления педагогической диагностики в процессе конкурсного приема учащихся учреждений балетного образования;
3) выделить особенности и характеристики задатков, навыков, умений и способностей, необходимых для успешного освоения искусства танца;
4) разработать и провести опытно-экспериментальную проверку методики педагогической диагностики конкурсного отбора учащихся в учреждениях балетного образования;
5) определить педагогические приемы развития качеств, необходимых детям для обучения искусству танца.
Методологической основой деятельности являются: на философском уровне - основные положения диалектики, гносеологии, система философских знаний; на общенаучном уровне - положения системного, деятельностного подходов; на конкретно-научном уровне — методология и методика педагогических исследований.
Теоретическую основу данной работы составили: исследования современных тенденций развития образования (Г.А.Бордовский, Э.В.Балакирева, Р.У.Богданова, Е.И.Бражник, Б.С.Гершунский, Л.С.Илюшин, Е.И.Казакова, О.Е.Лебедев); концепция модернизации образования (О.В.Акулова, В.В.Лаптев; С.А.Писарева, Е.В. Пискунова, A.С.Роботова, А.П.Тряпицына); системный подход к изучению и анализу педагогических технологий, методов обучения и воспитания (В.П.Беспалько, B.Б.Ежеленко, М.В.Кларин, В.В.Краевский, С.А.Расчетина, Г.К.Селевко, Н.Н.Суртаева); исследования по проблемам педагогической диагностики, контроля, оценки, конкурсного отбора (В.С.Аванесов, Н.П.Архангельский, Ж.А.Байрамова, А.Е.Бахмутский, Б.П.Битинас, Е.Д.Божович, Н.М.Борытко, Л.С.Выготский, Н.К.Голубев, И.Ю.Гутник, О.Ю.Ефремов, К.Ингенкамп, А.И.Кочетов, В.Г.Максимов, Е.А.Михайлычев, С.А.Русинова); материалы по теории и практике обучения искусству танца (М.И. Петипа, Х.П. Иогансон, Н.Г. Легат, А. Я. Ваганова, В.И. Пономарев, А.И. Пушкин, B.C. Костровицкая, Н.П. Базарова, В.П. Мей, Н.И. Тарасов); работы по отбору детей и выявлению у них способностей к освоению искусства танца (Н.А. Дембо, И.А. Баднин, Т.И. Васильева, М.Ф. Иваницкий, Д.К. Кирнарская, З.С. Миронова,C.С. Холфина и др.).
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ литературы по истории, теории и практике балета, педагогической диагностики и конкурсного приема учащихся учреждений образования; анализ и синтез результатов исследований педагогов и других специалистов в области балетного искусства; эмпирические: педагогические наблюдения автора работы, занимающегося преподаванием классического танца в традициях петербургской школы, опросы (тестирование, анкетирование, интервью, беседы), педагогический эксперимент, изучение опыта, экспертное оценивание, анализ результатов деятельности; методы математической статистики. Научная новизна исследования: раскрыты основные психолого-педагогические закономерности проведения педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, конкурсного приема учащихся учреждений балетного образования; впервые в отечественной педагогике системно рассмотрены содержание и приемы педагогической диагностики и учета задатков и способностей детей к освоению искусства танца, систематизированы и классифицированы критерии отбора детей для обучения искусству танца в учреждениях балетного образования; теоретически обоснована методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца; показано значение данной методики как фактора повышения эффективности отбора и последующего обучения учащихся учреждений балетного образования; выделены педагогические приемы диагностики и развития у детей качеств, необходимых для их успешного обучения искусству танца в процессе конкурсного приема и подготовки в учреждениях балетного образования. Теоретическая значимость исследования: проведен историко-педагогический анализ развития теории и практики отбора детей для обучения искусству танца; теория обучения дополнена новыми положениями о сущности, содержании и приемах педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, в том числе в процессе конкурсного приема учащихся учреждений балетного образования; проанализированы теоретические подходы к обоснованию и выделению индивидуальных качеств ребенка, определяющих успешность освоения им искусства танца; выявлены и обоснованы критерии и показатели педагогической диагностики детей для обучения искусству балета, конкурсного приема учащихся учреждений балетного образования; разработана методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, основой которой являются педагогические приемы распознавания и развития задатков, навыков, умений и способностей учащихся учреждений балетного образования.
Практическая значимость: разработаны и апробированы рекомендации по реализации методики и приемов педагогической диагностики в отборе и обучении учащихся учреждений балетного образования, что позволяет более качественно и объективно отбирать детей для обучения исполнительскому хореографическому искусству; разработки автора могут быть использованы в образовательном процессе учреждений балетного образования, в процессе освоения искусства танца как элемент системы диагностики и развивающего обучения; результаты исследования целесообразны к применению в обучении, подготовке и повышении квалификации педагогических кадров учреждений балетного образования.
Обоснованность и достоверность результатов обусловлены исто-рико-культурологической и педагогической обоснованностью исходных методологических позиций и теоретических основ; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; адекватностью методик, репрезентативностью экспериментальной базы; качественным и количественным анализом, экспертизой; публикацией основных выводов. На защиту выносятся следующие положения: методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, включающая компоненты: цель и задачи диагностики (отбор детей, предрасположенных к успешному освоению искусства танца); содержание (объекты) диагностики (индивидуальные качества (задатки, способности, навыки и т.п.), способствующие успешному освоению искусства танца); средства, методы, приемы педагогической диагностики (наблюдение, проведение упражнений), позволяющие распознавать качества, необходимые для успешного освоения искусства танца; критерии и показатели диагностики (уровень развития необходимых качеств); организация диагностических процедур (непосредственное проведение диагностики); анализ результатов диагностики и принятие решений в ходе конкурсного приема; характеристика приёмов педагогической диагностики детей для обучения искусству танца как целенаправленно разработанных на основе субъект-субъектного и познавательно-преобразующего подходов диагностических и развивающих действий педагогов учреждений балетного образования, обеспечивающих распознавание, учет и преобразование (развитие) задатков, навыков, умений и способностей детей, необходимых для освоения искусства танца; педагогические условия проведения педагогической диагностики детей для обучения искусству танца в процессе конкурсного отбора учащихся как фактора повышения эффективности обучения в учреждениях балетного образования, включающие: разработку и практическую реализацию методики педагогической диагностики, ориентированной на объективное и системное распознавание и развитие задатков, навыков, умений и способностей, необходимых для успешного освоения детьми искусства танца; осуществление педагогической диагностики в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования как познавательно-преобразовательной деятельности, включающей в комплексе приемы не только выявления, но и развития качеств, необходимых для успешного освоения балетного искусства; психолого-педагогические закономерности проведения педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, определяющие целесообразность реализации методики педагогической диагностики как фактора повышения эффективности обучения в этих учреждениях: использование методики диагностики увеличивает объективность выявления данных, необходимых для формирования специальных качеств танцовщика; выполнение творческих диагностических заданий обеспечивает высокую активность учебно-познавательной, творческой деятельности, позитивное отношение учащихся к освоению балетного искусства, формирует готовность к самостоятельным учебным действиям, помогают развитию после-произвольного внимания и способности его переключения на другие явления по мере необходимости; совокупность критериев и показателей диагностики у детей данных, необходимых для формирования специальных качеств танцовщика: общая эстетика телосложения (антропометрические данные): пропорциональность сложения; стройная, хорошая форма ног; гибкая, красивая линия вытянутой ступни — подъем ноги; изящная, пластическая форма рук; функциональные особенности биомеханики движений: выворотность; шаг; подъем; гибкость корпуса; прыжок; психомоторная креативность', координация, музыкальность, чувство ритма, апломб.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись при личном участии в работе приемной комиссии ГОУ СПО «Самарское хореографическое училище».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного педагогического исследования проблемы отбора детей для обучения искусству танца были сделаны следующие теоретические выводы.
1. Историко-педагогический анализ формирования и развития методов отбора детей для обучения искусству танца позволил определить, что в современных условиях особое значение приобретает обоснование, разработка и реализация процесса педагогической диагностики в различных сферах образовании, включая обучение искусству танца, поиск новых, инновационных подходов к балетному образованию, включая повышение эффективности методов, приёмов педагогической диагностики конкурсного отбора детей.
2. Обоснована необходимость привлечения и использования в практике отбора детей для обучения искусству танца современных научных достижений в смежных областях знаний (педагогики, анатомии, биомеханики, психологии, теории музыкального творчества) будут способствовать повышению и эффективности и оптимизации процесса отбора и приема абитуриентов и работе с детьми на начальной стадии обучения танцу.
Исследование теоретических основ осуществления педагогической диагностики в процессе отбора и обучения детей искусству танца показывает необходимость проведения диагностики как целенаправленного субъектно-субъектного обучающего, воспитывающего и развивающего взаимодействия всех участников этого процесса.
3. Выделены и систематизированы качества (задатки и способности, навыки и умения), необходимых для успешного освоения искусства танца, формирования специальных качеств танцовщика: общая эстетика телосложения (антропометрические данные): пропорциональность сложения; стройная, хорошая форма ног; гибкая, красивая линия вытянутой ступни - подъем ноги; изящная, пластическая форма рук; функциональные особенности биомеханики движений: выворотность (способность танцовщика к свободному развертыванию ног наружу от бедра до кончика пальцев); шаг (возможность подъема ноги кверху - вперед, назад и в сторону); подъем (внешняя выраженность продольного свода стопы и возможность хорошо вытянуть стопу вместе с пальцами); гибкость корпуса (свойство опорно-двигательного аппарата); прыжок (способность человека преодолевать земное притяжение посредством собственных мышечных усилий, легкий и высокий прыжок одно из важнейших качеств танцовщика); психомоторная креативность: координация (способность, состоящая в умении гармонично согласовывать сложные движения), музыкальность и чувство ритма (способность воспринимать музыку, согласовывать движения частей тела во времени и пространстве в соответствии с музыкальным ритмом), апломб (устойчивость, способность фиксировать и удерживать принятую позу, сохраняя в равновесии все части тела).
Все эти качества являются определяющими для выявления предрасположенности ребенка к обучению искусства балета.
4. Ведущим условием и закономерностью реализации методики педагогической диагностики детей для обучения искусству танца как фактора повышения эффективности отбора и последующего обучения учащихся учреждений балетного образования является обоснование и практическая реализация в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования приемов педагогической диагностики, ориентированных на объективное и системное распознавание и развитие задатков, навыков, умений и способностей, необходимых для успешного освоения искусства танца и осуществление педагогической диагностики в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования как познавательно-преобразовательной деятельности на основе субъект-субъектного, компетентностного и рефлексивного подходов к взаимодействию участников процесса освоения балетного искусства.
Список использованной литературы:
Акулова О.В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу. Дис. . докт. пед.н.-СПб.,2004.
Баднин И.А. Отбор детей в хореографические училища // Советский балет. 1985.№5.с.62-64.
Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб., 2001..
Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. — М.: Академия, 2006.
Всеволодский-Гернгросс В.Н. Театр в России при императрице Елиса-ветеПетровне.СПб.:«Гиперион»,2003.-335с.
Голубев Н.К. Измерение и прогнозирование в педагогической диагностике.Л.,1986.
Голубев Н.К. Методология и методы социально-педагогической диагностики. СПб., 2001.
Грэм Г. Философия искусства. — М., Слово, 2004. —256 с.
Давыдова Л.Н. Формирование у будущих учителей умений педагогического диагностирования. Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1995.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б.Эльконина. М., 1981.
Диагностика как фактор развития образовательной системы. СПб., 1995.
Дембо Н. А. Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища. Л.: Ленинградское хореографическое училище, 1941.—55с.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Закон « Об образовании» от 10.07.1992 г. 3266-1.
Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 22.08. 1996 г. N 125-ФЗ.
Кадневский В.М. История тестов. — М.: Народное образование, 2004. 464с.
Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2003.
Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины 19 века. Л. - М., 1958. - 309 с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756 Р.М., 2002, с. 10
Национальная доктрина образования. 2000 г.
Типовое Положение об образовательном учреждении среднего профессионального образовании. Утверждено постановлением правительства РФ 18.07.2008 г. № 543.
Б.М. Теплов Способности и одаренность. М., 1961.
Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.:ЛГУ, 1970.-114 с.
Патеева Н.Е. Реализация инновационных приемов педагогической диагностики как фактор повышения образованности учащихся старших классов. Дисс.канд. пед. наук. — СПб, 2007. — 216 с.
Писарева С.А. Качество современного диссертационного исследования по педагогике: методология оценки. Монография. СПб., 2005.
Педагогика / Под. ред. Л.П. Крившенко М.:«Проспект», 2004.
136. Словарь-справочник по педагогике / автор-составитель В.А.Мижериков. Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. -М.: ТЦ Сфера, 2004.
Слонимский Ю. Мастера балета. Л.: Искусство, 1937. - 287 с.
142. Стенографический отчет методического совещания по вопросу о правилах приема в хореографическое училище от 8-го февраля 1940. С
А.В. Фомкин О современных проблемах хореографического образования. // Культурное пространство России: проблемы и перспективы развития. Материалы научной конференции. Тамбов: 2004.