12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бакшаева Ирина Валерьевна1169
Россия, Марий Эл респ.
1

Статья «Некоторые приемы работы в группах на уроках русского языка»

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ В ГРУППАХ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Бакшаева Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Суслонгерская средняя общеобразовательная школа» Звениговского района Республики Марий Эл

Аннотация:

Данная статья содержит обобщение начального опыта работы учителя русского языка и литературы по педагогике сотрудничества. Статья адресована учителям-словесникам, которые поставили своей целью активное внедрение групповых форм работы на уроке. Публикация включает теоретический материал, практические советы и элементы конкретных уроков.


 

Главный девиз педагога– не уличить (в незнании), а научить!

«Передовые изменения в структуре и содержании образования, вызванные вхождением России в мировое образовательное пространство, поставили перед каждым педагогом  объективную задачу активного освоения и внедрения новых образовательных технологий, так как традиционные методы оказались не способны удовлетворить растущие потребности современного общества» [ Родкина 2013: URL]. Каждый из нас не понаслышке, а на личном опыте понимает, что обучать ребенка традиционными методами прошлого века становится невозможно. Изменилась психология ребенка, особенности его памяти и мышления, внимания, восприятия информации, поэтому процесс обучения требует активного внедрения новых методов и приёмов, направленных на активное вовлечение ребёнка в процесс добывания знаний. В своей работе я уже несколько лет опираюсь на технологию проблемно-диалогического обучения, как нельзя лучше способствующую личностному развитию ученика.

С введением ФГОС в среднем звене возникла необходимость масштабного пересмотра подходов к обучению, необходимо осваивать методы и приёмы работы, которые не всегда по душе педагогу, но от этого не теряют своей важности. Групповые методы обучения – та форма организации процесса обучения, которую обязаны освоить все педагоги. В данной статье я сделала попытку помочь учителям, начинающим внедрять групповые методы работы в повседневную практику. Именно работа в группах, в отличие от фронтальной и индивидуальной, создает возможности для формирования коммуникативных УУД ребенка: планирование деятельности, сотрудничество в сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра. Работа в команде позволяет сформировать навыки продуктивного диалогического общения, выявлять и развивать лидерские качества, обучать умению слушать и слышать товарища, считаться с мнением окружающих.

Итак, преимущества групповых методов обучения налицо. Однако, посещая уроки коллег, анализируя собственную работу, изучая результаты опросов детей, понимаю, что групповая работа отнюдь не является часто используемым методом работы на уроках. В чём же дилемма? Почему мы, педагоги со стажем, предпочитаем традиционные индивидуальные или фронтальные методы работы?

Проанализировав ситуацию, я пришла к следующим выводам.

Во-первых, на уроке часто не хватает времени на организацию работы в группах. Её организация, на первый взгляд, создаёт некий беспорядок, хаос, шум. Даже банальная перестановка мебели, чтобы дети смотрели друг другу в глаза, могли общаться, и то отнимает дополнительные минуты перемены или урока.

Во-вторых, объем проработанного материала часто бывает значительно меньше, чем при индивидуальной работе. Поэтому мы используем групповые методы работы от случая к случаю. Как правило, это уроки в виде командной интеллектуальной или ролевой игры.

В-третьих, подготовка учителя к уроку в этом случае требует значительных временных затрат: разработка заданий для групп, подготовка различных раздаточных материалов, продумывание системы оценивания.

Как сделать групповую работу регулярной, добиться повышения качества образования, развития коммуникативных и личностных компетенций детей именно посредством различных форм групповой деятельности? Начиная работать с детьми в малых группах, следует понимать: во-первых, работа в группе совсем не обязательно занимает целый урок – это может быть один из его этапов; во-вторых, совсем не обязательно для этого переставлять парты и устраивать глобальное переселение — малую группу можно организовать, просто попросив детей повернуться друг к другу; в-третьих, дети могут постоять около парт, подоконников, учительского стола, что позволяет им переменить позу, способствует появлению небольшой двигательной активности. И, наконец, придется принять тот факт, что коллективная работа всегда создаёт некоторый деловой шум.

Следующий момент, на который мы должны обратить внимание: как сделать, чтобы у членов группы не появлялось желание просто инертно отсидеться, не участвуя в процессе обучения, а то и получить незаслуженную оценку. Педагог должен, учитывая психологические особенности ребенка, так организовать работу, чтобы каждый мог внести свою посильную лепту в выполнение общего задания, почувствовал свою значимость.

В освоении приемов работы в группах мне во многом помогла монография Н. В. Родкиной «Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и во внеурочное время». Я рекомендую изучить её коллегам, т.к. в ней содержится много практического материала для работы.

Начать свою работу по внедрению технологии сотрудничества в свою практику, думаю, следует с освоения форм организации групповой работы.

Есть различные варианты организации работы в группах. Первый вариант подходит для отработки темы, для знакомства с новым материалом. При нем все группы получают идентичный материал для изучения.

К примеру, при отработке орфографической темы в рамках традиционной словарной работы группам раздаются карточки со словами по теме «Гласные в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-: растение, выращенный, росток, растение, возрасти, ростовщик, росточек, взращивать, заросли, водоросли». По очереди ребята диктуют слова (2-3 слова), потом проверяют написанное, объясняя правописание. Работа проходит по цепочке.

В начале работы с пятым классом обращаю большое внимание на отработку умения составлять вопросы по тексту. Это очень важно для формирования навыков работы с текстом. Например, при изучении темы «Члены предложения: дополнение» в 5 классе предлагаю детям, разбившись на малые группы, изучить тему самостоятельно. Вначале группа читает правило, затем по цепочке ребята задают вопрос – дают ответ. ("Что такое дополнение?–– Это второстепенный член предложения.– На какие вопросы отвечает дополнение- на вопросы косвенных падежей. – Чем выражено дополнение?" –и т.д.). По окончании работы с правилом дети совместно подбирают и записывают примеры из упражнения. Когда работа из групповой переходит в коллективную, обращаю внимание детей, что за результат отвечают в равной степени все участники группы. Это стимулирует детей в команде объяснять друг другу материал, совместно преодолевать трудности.

При другом варианте организации групповой работы каждая группа выполняет свою часть работы, а на следующем этапе ребята составляют общую картину изучаемого. Это может быть выборочная работа, которая применяется на этапе закрепления материала, формирования практических навыков и умений. Например, изучая тему «Словообразовательный разбор слова», делю детей на три группы и из ряда слов, обсудив ответы, группа должна выписать по заданию: 1)слова, образованные приставочным; 2)суффиксальным; 3)приставочно-суффиксальным способом. Затем каждая из групп представляет свой ответ, аргументирует его, корректирует ошибки.

Третий вариант организации работы по группам целесообразно проводить при обобщении материала. Это заранее подготовленные группами выступления по своим темам, которые можно преподнести творчески. Например, «Фестиваль членов предложения». Всего их пять, следовательно, делимся на 5 групп, продумываем задания: рассказать о члене предложения, подобрать интересные примеры, которые следует объединить общей темой, можно творчески оформить работу в виде газеты, презентации, забавных картинок, коллажей. То же самое можно проделать и в ходе урока, только нужно позаботиться заранее о том, как дети оформят свои работы: приготовить бумагу, цветные карандаши, старые журналы, из которых можно вырезать картинки. В качестве домашнего задания можно попросить детей подобрать материал: картинки, высказывания — по указанной теме. Это также воспитывает ответственность за общее дело. Целесообразно, чтобы задание было тематическим: «Осенние деньки», «День Матери», «Мои увлечения» и т.п. Так в полной мере можно использовать воспитательные возможности урока.

Кроме этого, интересен вариант, когда при обобщении каждая группа работает над своей частью материала, а потом результаты сводятся в общую таблицу или схему. (Например, работая над темой «Синтаксический разбор простого предложения» мы создаем кластер «Характеристика простого предложения»)

Большую роль в работе групп играют сопроводительные листы: заранее подготовленные материалы, вопросы, распечатки, т.к. это экономит время урока. Вначале целесообразно готовить их для детей, потом Следующий момент, который нельзя обойти вниманием: учить детей распределять роли. Кто-то из них зачитывает другим вопрос, кто-то, после обсуждения, записывает ответ, кто-то контролирует время, кто-то выступает с сообщением от группы. Желательно, чтобы роли в группе периодически менялись, но при этом необходимо, чтобы ученик чувствовал себя комфортно.

Думаю, что многие из педагогов сталкивались с проблемой: дети не умеют строить научное высказывание. Поэтому необходимо, особенно в первое время, на партах или в тетрадях иметь таблички с клише-подсказками для построения высказывания в научном стиле: "мы установили, мы предполагаем, мы обнаружили, мы уверены, мы думаем, мы считаем, мы пришли к выводу, мы согласны с тем, что...".

Для контроля работы при использовании групповых методов обучения подойдут и традиционные приёмы: контрольные тесты, которые можно провести как для одного члена из группы, так и для всего класса. Если работа была творческой, то результат— готовый продукт: сочинение, изложение, стенгазета, информационный листок или другой вид работы. Важна воспитательная роль самооценки и взаимооценки, поэтому для каждой группы готовлю оценочный лист-таблицу: фамилия, оценка группы, самооценка, итоговая оценка.

Коллективную работу можно проводить и на уроках развития речи. В качестве примера предлагаю урок- сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем». Работа в группах проводилась для создания рабочих материалов к сочинению. После коллективного составления плана ребята получили задание: наполнить рабочие материалы опорными словами. Для этого они объединились в 5 групп. Каждая группа готовит рабочие материалы по одному из пунктов плана. План сочинения:

I. Вступление. О художнике. О его картинах.

II. Основная часть. Описание картины

1. Сосны.

2. Небо и солнце.

3. Колорит картины. Запахи, звуки.

III. Заключение. Творческая манера художника. Что хотел донести до нас художник?

Следует отметить, что всем группам были розданы опорные тематические материалы: по биографии, некоторым эпитетам, определениям (например, «колорит»), а также каждому из детей была дана заготовка в виде таблицы с графами «План» и «Опорные материалы».

После работы в группах производится переход, и образуются новые группы, в которых каждый из участников делится своей частью информации, ребята совместно обсуждают работу, записывают ключевые слова, удачные выражения. Итог урока — выступление каждой из групп с устным сочинением по картине. В качестве домашнего задания даю сочинение по картине с опорой на заготовку урока.

Во время рефлексии ребята отмечали, что теперь им «легко будет написать сочинение», «работать над подготовкой к сочинению в группе гораздо интереснее».

Подводя итог, хочу ещё раз отметить: работа в группах повышает уровень усвоения темы, уровень психологического комфорта, качество обучения и мотивацию к обучению, воспитывает ответственность перед товарищами.


 

Библиографический список

Петрова Ирина. Мастер-класс « Использование технологии обучения в сотрудничестве как средство формирования творческой активности учащихся» [Электронный ресурс]. URL: http://petrova09.rusedu.net/post/451/1881 (дата обращения:20.12.2016)

Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и во внеурочное время // Современная педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/01/824 (дата обращения: 19.11.2016).


 

Дата проведения:  3 августа 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.